По конкурсу Мы все - отрезки времени

http://stihi.ru/2023/01/21/3878 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/02/26/3902 - Итоги конкурса


Название только что завершившегося конкурса взято из стихотворения поэта нашего сайта Леонида Адрианова:

                "...Мы все - отрезки времени
                короткие и длинные - кому какая выпала
                дорога или жизнь... "

На конкурс нужно было представить стихи, которые,  отвечают этой цитате. Любые поэтические размышления на тему времени, в том числе, времени  человеческой жизни и значимости ее отдельных событий , так же годились для рассмотрения.  Заявленный жанр - философская поэзия, а это значит, что все внимание членов Жюри было нацелено  не столько на изящество поэтической речи, сколько на содержание стихов. В отличие от нашего предыдущего конкурса  "Ветер", здесь лирические этюды и  зарисовки настроения или пейзажа не смогут привести  к успеху: отбирались в основном  содержательные стихи с интересным авторским наблюдением или размышлением на тему жизни и времени. 

Предлагаю сразу же приступить к чтению пакета, из которого я отобрала то, что, на мой взгляд, не только соответствовала конкурсному заданию, но и понравилось по исполнению, а еще постаралась больше внимания уделить тем авторам, кто у нас появился в Мастерской впервые или чьи стихи до этого в статьях  ТМА не публиковались.

Итак, читаем наиболее интересные по содержанию  стихи наших участников и нескольких (не всех, что прислали!) судей, предложивших свои произведения  вне конкурса.

**************************************

1. ЧЕМ ВРЕМЯ ДЕЛАЕТСЯ СТАРШЕ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ. ВНЕ КОНКУРСА

Чем время делается старше,
Тем алчней поглощает даль
Поступков и событий марши,
Как маршей лестничных спираль.
И утыкаются ступени
В провал, набитый тёмным льдом,
Где имена и лица-тени
Соединяются с трудом,
Где обессиленные страсти
Не обожгут слезой, как встарь.
Мигает чаще, чаще гаснет
Неверной памяти фонарь.
Но в тех подвалах и чуланах,
Куда не достигает свет,
Осталось многое…  И странно:
Его – как не было! И нет?
И растворилась без осадка
В кофейной гуще бытия
Дней перемолотых загадка.
Моя? Иль, может, не моя?
Уже неразличимым звуком
Она умолкнет вдалеке.
А время ходит круг за кругом
С пастушьей дудочкой в руке.

Чистота речи и глубина размышлений, близких и понятных многим. "И утыкаются ступени в провал, набитый тёмным льдом, где имена и лица-тени соединяются с трудом. Но в тех подвалах и чуланах, куда не достигает свет, осталось многое…  И странно: его – как не было! И нет?" Обратите внимание на способ подачи текста - здесь множество метафор, образов - написано поэтическим языком, но смысл ясен и звучит естественно, никакой троп не кажется "всунутым" в текст для украшения или ради заполнения места в строке! В концовке - удачная аллюзия на эпизод из "Путешествия Нильса с дикими гусями".

3. ИСТОЧНИК. ВЛАДИМИР КУРКОВ  ВНЕ КОНКУРСА.

В дубраве притаился родничок,
вдали от городов и поселений.
Лишь изредка случайный грибничок,
укроется под кронами растений,
присядет в холодок передохнуть,
бутылочку наполнив, удивится
приметив ускользающую суть,
струящейся сквозь камешки водицы.

Подобно перевёрнутым часам,
минуты, упакованные в кремний,
стремительно по веточкам и мхам
уносит утекающее время.
Песчинки опускаются на дно
и тонкими прессуются слоями.
Про жизнь документальное кино
покадрово снимается ключами.

Разносятся кораблики водой,
в них крохотные зернышки растений.
Приходят пить живительный настой
красавцы благородные олени.
Любуясь первозданной красотой,
почувствует пришедший человечек:
всё брошенное примется водой,
и впишется в историю навечно.

С любовью он расчистит водосток
и выложит из камешков колодец,
испытывая счастье и восторг
от собственной причастности к природе.
Вся важность небольшого родника
невидима из комнаты высотки:
здесь — времени рождается река,
а мы в ней — многочисленные лодки.

Река и вода - это классический образ времени и жизни человека. По первому впечатлению - пейзаж леса с родником, но к концовке понимаем , что стихи все-таки о времени, о том, что " здесь — времени рождается река, а мы в ней — многочисленные лодки". Все понравилось, но напрягло уменьшительное "грибничок" и "человечек". Обычно, если автор использует уменьшительный суффикс, то он делает это сознательно - хочет сделать специальный  смысловой акцент, а не просто подбирает рифму под "родничок" или "навечно", а здесь я не поняла, зачем использовалось  уменьшительное  значение. Возможно, просто не разобралась...

4. СУТКИ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО  ВНЕ КОНКУРСА

Представь, что у тебя остались сутки.
Твое лишь то, что в этом промежутке.
А что потом? Ты знаешь, что потом.
Отсчет пошел.

Забилось сердце чаще,
Все кажется впервые настоящим.
Ты с жадностью глотаешь воздух ртом,
Цепляя в память ненасытным взглядом
Любой предмет, который видишь рядом -
Листок бумаги, чашку, воробья -
Так покидают дом, огнем объятый,
Надеясь вещи вытащить куда-то,
И набирают хлама и тряпья.
Брось.

Чувствуешь? В виски колотят мысли.
Дел неотложных список перечисли
И осознай, что за день не успеть
И трети... Что начать, за что хвататься?
Не к месту вспоминается: в шестнадцать
Была мечта в Канаду полететь,
Ладонь подставить водам Ниагары...
И пульса замедляются удары,
Накатывает лютая тоска.
Ну чем ты занят был - настолько важным,
Что цены на билет не глянул даже?
Тех брызг уже не ощутит рука...
Какой ты след оставил в этом мире?
Финансовый отчет? Ремонт в квартире?
В чем ты таком себя запечатлел?
Кем ты вошел в историю? Крупицей,
Соринкой, невесомою частицей,
Кружащейся среди небесных тел?
Ничтожней пыли все твои поступки.
Нашаривает совесть довод хрупкий:
Пусть жизнь ушла на мелочи одни,
Но у тебя же сын есть, слава Богу!
И хочется сказать ему так много,
Сказать в последний раз...
Звони, звони!

Звони ему, жене, сестре и маме!
Захлебывайся глупыми словами,
Лови, дрожа, родные голоса,
Запоминай их, впитывай, как губка!..
Темнеет. От щеки нагрелась трубка.
До остановки сердца три часа.

А к черту!
Вынешь виски из комода.
Пусть эту дрянь и не любил ты сроду,
Но что уж там... Мерцает циферблат.
Как это будет - быстро или долго?
Скребет по нервам острая иголка -
Страх, оттого что нет пути назад,
Страх перед тем, что ждет тебя за гранью...
Как искренне сейчас твое желанье
Прожить еще хотя бы пару лет!
Хоть год - о, сколько за год сделать можно,
Когда не тратишь сил на то, что ложно!
Но у тебя и полугода нет.
Сегодня ты ответишь за беспечность,
За то, что утекла сквозь пальцы вечность -
Бесчисленное множество минут...
Ты засыпаешь, пьяный и несчастный,
Откинувшись на кресле безучастно.
И в полночь над тобой вершится суд.

А вот теперь представь, что наказанья
Не будет. Легкой ангельскою дланью
Тебе отмерен полноценный век.
И новый день наступит -  чист и светел,
И время есть на все, что ты наметил.
Чем ты тогда займешься, человек?
Что вынесешь из этого урока?
Что сотворишь, что совершишь до срока?
Какими окружишь себя людьми?

Ласкает кожу ветерка прохлада.
Ты понял. Ты все сделаешь, как надо.
Я возвращаю жизнь тебе.
Возьми.

Прекрасная философская поэзия!  Самая простая (но сложная с точки зрения поиска точных рифм) парная рифмовка  здесь не кажется скучной или монотонной благодаря завершениям смысловых частей в середине строки, вынуждая нас делать в этом месте паузу и размышлять.  Завершать одну смысловую часть и начинать другую. А сколько интересных вопросов предлагает нам автор стихов! "И новый день наступит -  чист и светел, и  время есть на все, что ты наметил. Чем ты тогда займешься, человек?
Что вынесешь из этого урока?"  Сколько сокровенного и потаенного она вынимает из нашей души своими стихами: "Скребет по нервам острая иголка - страх, оттого что нет пути назад, страх перед тем, что ждет тебя за гранью...". Мастерские стихи!

12. ДЕНЬ МОЙ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА   

День мой в дожде, мокрых крышах, окнах,
в людях с зонтами и без зонтов,
потяжелев и до нитки промокнув,
он вытекает из рукавов
100 1 10 10 10
100 10 100 1
100 100 100 10
100 10 100 1
мокрых плащей, из текущего времени...
Я как и все – мерю дня глубину –
не отстаю – время ждать не намерено,
нет у времени лишних минут,
100 100 100 100
100 1 10 100 1
100 1 10 100 100
10 100 100 1
лишнего ливня, лишнего солнца,
лишнего нового светлого дня,
лишнего шага, лишнего слова,
лишней меня.
100 10 100 10
100 100 100 1
100 10 100 10
100 1

Долго маялась с определением стихотворного размера: то ли  очень неряшливый  логаэд, то ли грязный дактиль, нозвучит интересно - мелодично звучит! Потом поняла, что здесь другая система стихосложения, тоническая, и это дольник. Интересные стихи, написанные поэтической речью - содержание передается через образ дождя, который "вытекает из рукавов" подобно времени жизни, в котором нет ничего лишнего. Одна мысль в стихах, но какая глубокая и красиво выраженная.  Здорово!

13. СКВОЗЬ БЫТИЕ. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ. ВНЕ КОНКУРСА

Я пришёл в этот мир и встретил его пустым –
Безразличным к чужому горю, лишённым славы;
Пробираясь сквозь дебри масок – слепых, лукавых –
Приближал горизонт, и жёг за собой мосты.
 
Безысходность... Не видно света в конце пути.
Обречённо завис над миром зловещий фатум…
Я пытался взлететь, но так и не стал крылатым:
Вероятно, рождён всю жизнь по земле ползти.
 
Отражаются души в блеске пустых глазниц,
Имитируя пульс, чуть слышимый под коростой
Ослепляющей лжи, в которой вращаться просто –
Много проще, чем жить, пред Богом склонившись ниц.
 
Проходя по земле, я видел крысиный рой,
Где искусно раскинул сети питомник Босха –
Чужеродный, гнилой – а выглядел столь неброско,
Что в объятия тьмы людей завлекал порой.
 
Я взывал к пустоте – мой голос слабел и глох:
Как абсурд, был нелеп, как стон мертвеца – беззвучен.
Вереницы рабов покорно плелись вдоль кручи,
И соблазн воспарить иных заставал врасплох.
 
Но я выжил в аду, отвергнув слащавый зов
Безрассудной толпы, где всякий – безлик, неволен…
Вероятно, один в крысиной норе – не воин,
Но способен достойно жить, не познав оков.

А здесь все наоборот - очень много слов , наполненных образами, сделано очень по-мужски, осмысленно и обосновано, но это другой стиль - не язык  художника, где картинка рождает мысль, а язык прозаика, где в дебрях слов нужно разглядеть картину. Хорошие стихи, только вот "крысиный рой" зацепил: мне кажется слово "рой" больше применимо к тому, что летает, а не к крысиной стае.

14. МАЯТНИК. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ 

Маятник вниз маятник вверх,
К небу высокому тянутся травы,
Травы укроет нечаянный снег,
Маятник влево, маятник вправо.

День - это белый пугливый варан,
Звёзды замёрзшие падают в невод,
Ночь анакондой ползёт по дворам,
Маятник вправо, маятник влево.

Сердце моё, нескончаемый стук,
Рыбой на отмели плачет и бьётся,
Я в стылый воздух корнями врасту
Если позволит осеннее Солнце.

Знаю, у Бога есть компас и план,
Буквы и люди, цифры и лица,
Маятник- вам, маятник- нам,
Так нелегко определиться.

Кончится год и в финале игры
Ветер оближет гранитные камни,
В каждой пружине простуженный хрип,
В каждой секунде растерянный ангел.

Снова кого-то снимают с креста,
Неба бескрайнего серая простынь,                (простыня)
Маятник тик, маятник так,
Это так просто. Это так просто.

Еще один стиль письма - здесь и не философский трактат, и не  философская живопись, а игра звучаний.   Автор активно использует рефрены, фиксирует наше внимание на повторах звука хода часов  ("маятник тик, маятник так") и повторах движения маятника ("маятник вправо, маятник влево", "маятник- вам, маятник- нам"). Время повторяется, подсказывает нам автор, и поэтому "в каждой пружине простуженный хрип, в каждой секунде растерянный ангел". Философская мысль здесь спрятана в звуках и образах, которые хороши, но мало по смыслу связаны - это больше поток сознания, чем логика изложения.  Неплохие  стихи. Только хотя и  возможное, но все же просторечное слово "простынь" вместо "простыня" портит впечатление.
 
15. МЕЖДУ СОЛНЦЕМ И ЛУНОЮ. ГАЛИНА КОВАЛЬЧУК 

Между солнцем и луною
балансирую привычно,
надо - чтобы не свалиться -
равновесие держать;
удивляясь вправо-влево,
я иду по тонкой нитке,
по границе-невидимке,
не пуская время вспять.

Всё стабильно, всё отлично,
если нет в пути зигзагов,
если ямы и ухабы
удалось преодолеть;
путь висит на тонкой нитке,
но я знаю, что хотя бы
не догонит, не ударит
равнодушно злая плеть.

Между солнцем и луною
мне комфортно, мне уютно,
это то, что мне и надо -
в этом соль и в этом суть,
я иду прямой дорогой,
здесь мне счастье и отрада -
не ищи пути другого,
если избран верный путь!

Стихи, написанные просто и ясно, как хороший текст к  хорошей песне. Можно ли считать философской поэзией? Не знаю. Но и придраться не к чему. "Между солнцем и луною мне комфортно, мне уютно, это то, что мне и надо - в этом соль и в этом суть". Не всем так везет с личным мироощущением, можно только позавидовать автору!

19. ДЕВОЧКА ИЗ ПРОШЛОГО. ГАЛЛА ОСТАП 

Живу, как будто понарошку я,
Никто меня уже не ждёт,
Но эта девочка из прошлого –
Перед глазами – не даёт
Покоя мне, как будто снова я
Среди родных, знакомых лиц...
Но понимаю, жизнь не новая,
И не вернуть былых страниц.
Не повернуть реки движение
И не вернуть прошедший день,
Где эта девочка – не я уже,
Лишь отражение в воде.

Короткий этюд, зарисовка о себе, который я сначала пропустила, а после второго чтения захотелось его взять в подборку. Коротко, но глубоко. И хорошим языком. " Но эта девочка из прошлого – перед глазами – не даёт покоя мне". Или:  "Не повернуть реки движение и не вернуть прошедший день, где эта девочка – не я уже, лишь отражение в воде".

21. КАЛЕЙДОСКОП ЖИЗНИ. ВИТА ОСЕННЯЯ

Детство вижу в оранжевом цвете:
зайчик солнца в окне на рассвете,
после дождика радуги всполох,
путь до старости кажется долог.

Юность – зелень, цветущая вишня:
так задумал однажды Всевышний.
Выбор цели, амбиции, планы,
рядом принц – молодой и желанный.

На пороге багряная зрелость,
апогей вожделения, спелость,
кредо – здесь и сейчас, завтра – стужа,
а пока счастье голову кружит.

Но багряность тускнеет с годами,
старость цвет фиолетовый дарит –
символ мудрости, сумерек, тайны.
Впереди – синева и фатальность...

Скорее лирика, чем философская поэзия:  автор сопоставляет периоды жизни с временами года и с красками - идея эта не новая, мысль понятная. Написано хорошо - не придерешься.

22. ИЗ ВРЕМЕНИ В ВЕЧНОСТЬ. АННА ШЕР   

Наш путь земной и крут, и резок,
Потери затмевают взор,
Но что во времени отрезок,
То в вечности – живой узор.

Там, суеты презрев границы,
Архангел близится к звезде,
Душа ликует и искрится,
Как блики солнца на воде.

Миг трепетный, миг сокровенный
Душе даёт воскреснуть вновь,
Всё настоящее нетленно:
И свет, и дружба, и любовь.

Что нашей жизни быстротечность?
Мы знаем, было всё не зря!
Столетия стремятся в вечность,
Как вешние ручьи – в моря.

Чувствуется, что стихи написаны специально к конкурсу, точно по его теме, радует строка: "Но что во времени отрезок, то в вечности – живой узор", которая продолжает мысль заданного эпиграфа и развивает ее. В целом, светлые, одухотворенные стихи, где "душа ликует и искрится, как блики солнца на воде", а "миг трепетный, миг сокровенный душе даёт воскреснуть вновь". Позитивные стихи, заражающие читателя мыслью, что "было всё не зря!"

24. КТО МЫ? ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ 

Мы все как свет – и волны, и частицы
В лучах созвездий Рыси, Рака, Рыб,
И каждый, чуть родившись, тут же мчится
В объятья чёрной траурной дыры.

Поток летит, пока звезда не гаснет,
Частицы в нём по статусу равны,
Но с этим далеко не все согласны –
Им свыше привилегии даны!

Равнее всех –  раздатчик бед и маят,
Усядется на троне золотом,
И правит до поры, не понимая
Что он такой же крохотный фотон

Придёт восьмой, прощальный день недели –
Притворник. НикотОрого числа.
Покой. И бесконечное безделье,
Утратит цену всё, чем мы владели,
В ничто растает бремя хул и слав.

Притворник:  здесь - от притворять (закрывать)

Очень мужские стихи, где все стройно, логично, выверенным  правильным языком изложена гипотеза того, что мы " как свет – и волны, и частицы"и дальше эта идея последовательно развивается. Красивых картинок здесь нет, зато есть интересные слова - то ли авторские неологизмы, то ли крайне редко употребимые, но существующие формы: "раздатчик бед и мАят", " растает бремя хул и слав". И еще мне " НикотОрое число"понравилось - интересный неологизм и к месту. И концовка хороша: "Покой. И бесконечное безделье. Утратит цену всё, чем мы владели, в ничто растает бремя хул и слав". Когда стихи пишет хорошо образованный и хорошо начитанный человек, у него любая тема получается интересно!

29. ПАЛИТРА. ЮКА ФОМИНА

Я смешиваю краски дней
В одну палитру,
И прохожу сквозь мрак ночей
С простой молитвой.

Раскрыв объятия души
Для встречи с Богом,
Иду через потоки лжи
Своей дорогой.

Застынет время на холсте
В кристаллах света.
Раскроет солнце на Земле
Всё буйство цвета.

Мир будет жить, спешить, любить
В привычном ритме,
Пытаясь вечность проявить
В большой палитре.

Новый для меня автор, со стихами которой хочу вас познакомить. Написано разностопными  (4-2-4-2) катренами, с аккуратными рифмами, с ясно выраженным содержанием.  Стихи о пути по жизни ("иду через потоки лжи своей дорогой"), который следует проходить "сквозь мрак ночей с  простой молитвой". Сами стихи эти как "простая молитва", окольцованная рефреном про палитру разнообразных красок нашего бытия - отрезка вечности или "большой палитры".

36. Я ПРИШЁЛ НИОТКУДА И УЙДУ В НИКУДА. МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА   

«Я пришёл ниоткуда и уйду в никуда».
Путь земной быстротечен, как речная вода.
Но даровано время осознать не спеша:
Для чего здесь родился, и что значит - душа?

Отмахав вёрст полвека, испытав горечь слёз,   
Не нашёл я ответа на извечный вопрос.
Только понял - во благо весь дарованный путь,
Пусть немерено горя довелось зачерпнуть.

Всё, что с болью я нажил, уместится в горсти,         
Потому и в молитве слов немного, прости.
Ничего не прошу я, зажигая свечу.
- Благодарствую, Боже! - в тишине прошепчу.

Насыщенное содержание и искренность, исповедальность, что не могло не привлечь внимание судей. Автор стихов обращается к вечной и неразрешимой теме  размышления: "Для чего здесь родился, и что значит - душа?" и решает ее по-своему. Стихи стали призерами, а я, если бы голосовала, возможно, споткнулась бы в них о фразу "отмахав вёрст полвека". Смысл фразы понятен, но логически она построена неверно и напоминает ироничный оборот речи "копать от забора и до обеда"

39. МЕДАЛЬОН. ЛЮДМИЛА ГАЙДУКОВА.

На тонкой цепочке качается мой медальон.
В нём первое солнце и первое таянье снега,
Весны ликованье доносится с разных сторон,
Дороги мечты и пьянящая радость побега.

И сладкая боль, оттого что любовь так близка —
С ней вместе лететь по тропинкам, до одури новым.
Безумье горячее бьётся волной у виска,
И кажется, сердце теперь неподвластно оковам.

Весёлые встречи, заветные сны городов —
Теперь это всё лишь в моём медальоне хранится.
И тает прощанье слезами несказанных слов,
И горечь потерь растворяет любимые лица.

Я буду их помнить. И петь, закрывая глаза,
О том, как прекрасен весенний рассвет над горами.
Одно обещание — жить без оглядки назад —
Хранит моего медальона волшебная память.

Хорошие стихи, придраться в исполнении не к чему, за исключением главного: это не философская поэзия. Самая что ни на есть интимная лирика, хорошо написанная, только не к теме конкурса. Но судьи решили иначе...

45. ВИДИМО-НЕВИДИМОЕ. ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА

…И уже почти не нужно слов…
Вот оно, хороший мой, какое –
время предотплытия в любовь,
время предпоследнего покоя:

слушать свет, лаская тишину,
отпускать желанья журавлями,
гладить стрелки солнечных минут…
Видишь, осеняется земля, и –

подставляй ладони, не дыши:
видимо-невидимое, льется
время утишения души,
время кленов, облаченных в солнце.

Какие прекрасные - и светлые, и грустные стихи о завершении жизненного пути - отрезка вечности. Время утИшения души - мощный неологизм, глагол, образованный  от "тишины"! "Время предотплытия  (!!!) в любовь, время предпоследнего (!!!) покоя". Я могу здесь каждую строчку цитировать - все к месту, и все - поэзия! " Подставляй ладони, не дыши: видимо-невидимое, льется" !!!! Жаль, что не вошли в пятерку...

46. РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД

Я стою пред тобою, крошкою трёхнедельной,
Маленькою загадкой,  чудом в моей судьбе.
Ты же, нахмурив брови,  тонко выводишь трели,
Парой розовых пяток  помогая себе.
Ты ещё плохо слышишь и ничего не видишь,
И объяснить не можешь, что твой тревожит ум.
Как ты живёшь, малышка? В радости иль в обиде?
Что в трепыханьи ножек  -  боль или проблеск дум?
Ты кричишь всё сильнее, сердце мне разрывая!
Маленький человечек, что с тобою, скажи?
Ну, покричи яснее…  Всё, уже понимаю:
Просто прервалась вечность. Просто явилась жизнь.
               
...Пулей промчится время. И, потёртый годами,
Старый или не очень, так же буду лежать,
Тихо стонать и бредить, еле двигать ногами,
Путая дни и ночи, судорожно дыша.
Ты подойдёшь поближе, ты наклонишься ниже,
Быстро скользнёт по шее узкая змейка слёз.
Я ж ничего не увижу и ничего не услышу,
И объяснить не сумею, что со мною стряслось.
Ты вздохнёшь, моя Света, в руки взять себя силясь,
Тихо тронешь за плечи: «Что с тобою, скажи?»
И, не слыша ответа, вдруг поймёшь, что случилось:
Просто явилась вечность. Просто прервалась жизнь…

Мудрые мужские стихи состоящие (для меня) из двух частей. Сначала  - любование родившейся дочкой, но это не умильное сюсюкание, а глубокие размышления: "Маленький человечек, что с тобою, скажи?... Всё, уже понимаю: просто прервалась вечность. Просто явилась жизнь". А во второй части автор начинает видеть на месте этой "прерванной вечности" уже себя, как того, кто рано или поздно в нее вернется. "Я ж ничего не увижу и ничего не услышу, и  объяснить не сумею, что со мною стряслось". и выросшая дочь задаст ему те же вопросы: "Тихо тронешь за плечи: «Что с тобою, скажи?» И, не слыша ответа, вдруг поймёшь, что случилось: просто явилась вечность. Просто прервалась жизнь…". Рефрен окольцовывает стихотворение  - мастерски продуманная композиция стихотворения, интереснейшие по мысли стихи. И тоже - жаль, что не вошли в пятерку...

49. МЫ ВСЕ ОТРЕЗКИ ВРЕМЕНИ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ

Мы друг за друга – удалы и дерзки,
цепляемся, стремя извечный путь,
и наших жизней малые отрезки
к его прямой стараемся примкнуть.

Отрезки эти – сутью непохожи:
нажимом, цветом, яркостью, длиной,
одних как будто перст выводит Божий,
других линуют  копотью сплошной.

Но все они, от мала до велика,
питают  суть земного бытия.
И по страницам жизни  многоликой
свою полоску прочертил  и  я.

Сотрётся ли она легко и быстро,
вольётся ли нетленною в века?
И будет ли потомками пролистан
мой краткий путь? О том наверняка

лишь небесам загадочным известно,
да, может быть, ещё карандашу.
Но жив пока – как летописец Нестор, –
пишу, пишу, пишу, пишу, пишу.

Стихи написаны к конкурсу и точно отвечают заданной теме. Интересные размышления, хорошая техника исполнения. Автор четко обозначает в них своё понимание темы - наши жизни- "малые отрезки", "стараются примкнуть к бесконечной прямой "извечного пути". Кстати выражение "стремя извечный путь" мне не особо нравится: по смыслу здесь -"вечный путь" или "вечность", а слово "извечный" имеет другой оттенок - не столько вечности, сколько того, что вечно повторяется, существует с давних пор. Да и  слово "стремя " - хотя и онятно, но непривычно слуху. В остальном - все нравится, особенно хороша ироничная концовка.

 55. ГЕОМЕТРИЯ ВРЕМЕНИ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20 

Время Богу родит мгновения,
Мир заполнен им по края.
Людям столько даётся времени,
Чтоб хватило от "А" до "Я",

Чтобы беды пройдя и радости,
Воротиться успеть домой,
За границу невечной старости,
Если двигаться по прямой.

Не прочувствовать теоретикам
Геометрию бытия,
Просчитать интервал не светит им
Между точками "А" и "Я".

На табличке, что над букетиком,
Где в ограде цветёт сирень,
Между точками, между этими
Промежуток в одно тире.

Уносимые провидением
По течению наугад,
Люди — просто отрезки времени,
Уплывающие назад.

За оконными занавесками
В одиночестве, хоть кричи,
Станем скоро и мы отрезками,
Но пока мы ещё лучи.

Нам припомнят жестокосердие,
Неумеренность пития,
Из отрезков нарежут вервия
Или палочки для битья.

А когда на мгновенья резчики
Наше время начнут крошить,
В небесах запоют отрезочки,
Не успевшие нагрешить.

Интересно эти стихи сравнить со стихами Анны Шер (№22) - там картина мира верующего человека, здесь - неверующего теоретика.  О том, что автор - скептик в вопросах веры говорит уже его первая строка: "Время Богу родит мгновения" (зря автор здесь Бога в текст всуе вставил!). Потому что для верующего   Бог творит время, а не наоборот. А в целом стихи очень понравились: написаны с иронией, интересно, логично. Много строк, о смысле которых хочется поразмышлять: "Чтобы беды пройдя и радости, воротиться успеть домой, за границу невечной старости, если двигаться по прямой".  Или: "люди — просто отрезки времени, уплывающие назад"(!). Или: "станем скоро и мы отрезками, но пока мы ещё лучи". Можно по каким-то вопросам не соглашаться с мировоззрением человека, но если он умен и талантлив, то его стихи - подарок для читателя!

56. ПРИПЛЫЛИ. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ

Вобрать Вселенную в себя –
Недостижимая задача,
Скорбя, ликуя и любя –
Мы – часть её, а не иначе…

Вобрать в себя весь жар, весь пыл
Тех, кто доселе ждёт и любит,
Тех, кто когда-нибудь любил,
И тех, кого любовь погубит...

За всех больных переболеть,
За всех безуглых наскитаться,
За всех, кто смертен – умереть…
И, наконец-то, разобраться,

Что ты, по сути, - только ты,
И что романы, водевили
Твои… и все твои мечты –
Твоё лишь…
  Занавес…
     Приплыли…

Умные стихи. Нравится их содержание, хотя не во всем нравится их исполнение. Главная мысль стихов: человек часть мира, не способная вобрать его в себя целиком, мы не сможем за отрезок своего времени "За всем больных переболеть", но должны понять ("наконец-то разобраться"), что "ты, по сути, - только ты, и  что романы, водевили твои… и все твои мечты –твоё лишь…". Интересная мысль, над которой стоит поразмышлять.  А что не понравилось в  исполнении, так  это построение некоторых фраз.  Например, "Скорбя, ликуя и любя – мы – часть её, а не иначе…". Я убеждена, что  авторская речь в поэзии должна иметь стиль правильного литературного языка  с четким управлением между словами в предложении. Устно мы говорим несколько иначе и прекрасно понимаем друг друга через предложения с неправильным, обрезанным управлением между словами. Такие "разговорные" фразы в стихи можно вставлять лишь в двух случаях: в прямую речь персонажа (как его речевой портрет) или использовать в стихах-монологе, в эмоциональной эпистоле, где автор выступает в роли персонажа стихов. Во всех остальных случаях все-таки нужно стремиться к правильной организации слов в предложениях. И еще: "доселе" - хорошее слово. Но оно из другого стиля лексики, в сочетании с остальными словами данного  стихотворения оно царапает слух, кажется инородным.  А вот о неологизме "безуглый" вместо "бездомный" я задумалась. Хорош он или наоборот? Смысл его понятен, но в чем была цель употребления новодела "безуглый" вместо такого же, но зато прижившегося в языке "бездомный"? Я не знаю.

57.ФЕВРАЛЬСКОЕ ВРЕМЯ. РИТА КРИХЕЛИ 

Февральского ветра иголки на коже.
Седые виски и седые сугробы.
Однажды нас всех в эту вьюгу положат,
И время из тоненькой хрупкой особы,
Что вместе со стрелками жизни считает
Отрезками, криком безумной кукушки,
Вдруг станет  умчавшейся призрачной стаей,
Холодной февральской кружащейся стружкой,
Мгновеньем с рождения и до кончины,
Отметками от приключений на теле,
Глазами влюблённого нежно мужчины,
Объятьем ребёнка и звёздной капелью.

Когда-то случится. Но ныне шагами
Я меряю этот отрезок случайный,
Я слышу секунды в не замершей гамме,
Я чувствую радость от крепкого чая,
Который теплом поднимается к сердцу,
Февраль оставляя за дверью квартиры.
Здесь только любимые единоверцы
И только прекрасные ориентиры -
На верность и совесть, на счастье до дрожи,
На честь и прохладу улыбки беспечной -
На то, что когда-нибудь очень поможет
В ночи февраля не исчезнуть навечно.

Но ветер февральский уверенно резок.
Иголками колет, порывами душит,
Шепча: «Завершается этот отрезок...»
...Примите душу...

...Ворвётся март капельным поцелуем,
Как жизни, свету, счастью Аллилуйя!

Стихи, написанные богатым поэтическим языком, полным художественных образов. Сравните их со стихами Владимира Кузнецова (№55) - если там много последовательно изложенных мыслей, то здесь преобладает передача состояния и эмоции: "Я меряю этот отрезок случайный, я слышу секунды в не замершей гамме, я чувствую радость от крепкого чая, который теплом поднимается к сердцу...". Завершаются стихи  в какой-то степени трагически  (как и конечный отрезок жизни каждого из нас!): "Но ветер февральский уверенно резок. Иголками колет, порывами душит, шепча: «Завершается этот отрезок...» А дальше автор дает полустроку "Примите душу" и зачем-то добавляет еще коду, написанную в другом стихотворном размере. Если бы спросили мой совет, я бы эту коду убрала совсем, а укороченную строку заменила бы на "Прими, Боже, душу! Во-первых, в этом варианте более правильно стоят Икты - ударные слоги, а во-вторых, если уж появилась необходимость обращения к религиозной тематике, то лучше написать ее правильно - обращение должно быть к Творцу в ед. числе, а множественное число (примиТЕ) здесь совсем не к месту.
.
*****************************************

По просьбе одного из наших постоянных участников  я запланировала  показать  вам  несколько стихотворений, которые по какой-то причине не были судьями отобраны: пояснить, почему так случилось и как этому "горю" можно было бы помочь. Но сейчас передумала: я  не уверена, что публичный разбор стихов с ошибками исполнения будет приятен их авторам, а значит поможет им.

А вот некоторую подсказку, полезную всем читателям,  я все же здесь дам. Ниже я разместила фразы из текстов стихов наших участников, которые мне (подчеркиваю -  мне, а не всем судьям ТМА) помешали бы внести их произведения  в шорт лист, если бы я голосовала.  Случаи с потерей рифм и со сбивкой ритма в стихах я здесь совсем не привожу -  показываю только  лексические огрехи: либо неудачное согласование слов в предложении, либо неадекватный  и странный образ, либо лексический недочет подбора слов по значению. Имен авторов строк я не называю:  свои слова  каждый участник  узнает сам.

...Мы рядом и общаемся В РЕАЛЕ
И наш СЕМЕЙНЫЙ ДОЛГ НЕ СКРЫТ ЗА ГРИМ...

...что СУТЬ понять несложно
ПРО нашу распрекрасную любовь...     (суть чего, а не про...)

... Имей ввиду, я снова ВЫНУЛ НОЖНЫ,
ИЗ наших потаённых ПОГРЕБОВ...  (ножны в погребе?)

... СКРЕБУ НАДЕЖДОЙ ПО СУСЕКАМ...

.. Ещё родней два разных человека,
Когда ДВЕ СТРЕЛКИ ПАДАЮТ К ШЕСТИ                (пошлость)

... МИР ЛОПНЕТ БЕЗ ОСОБОГО ТРУДА.
И Бог спасёт, надеюсь, наши души,
А ПРАХИ разлетятся в никуда.

Она ЦЫГАНКОЙ нам явилась -
ПОДРОСТОК БЛЕДНЫЙ И ХУДОЙ      ????

ВДОЛЬ ВРЕМЕНИ скользит она

Я в осени калейдоскоп
ГЛЯЖУ и трепетно и ЗРИМО:
И грусть моя неисцелима,
Хоть я не верю В ГОРОСКОП  (в предсказания)

Но пульс в руке - как будто бьётся семя   ???

Есть время жить, но почему так мало?              (констр . предложения)      

А нынче летят неуёмные сутки,
Меняя время на АСПЕКТ.  ?

В душе нарастает, как мгла за окошком,
Обида НА ГОНКУ ЧАСОВ

Лишь в зрелости СХОДИТ на нас ОТКРОВЕННОСТЬ,
Что время за  КРУЖЕВО ЛЕТ   
Дарует нам Жизнь – неизменную ценность,
Не требуя КРУПНЫХ МОНЕТ.

Не о чём УЖЕ не сожалею...
И ЗА ТО, ЧТО В ГОРОДЕ ДОЖДИ...

Я ведь тоже это понимаю -
Время НАВСЕГДА ОТ НАС БЕЖИТ...

ЯСНО СОЛНЦЕ мне всегда светило

В гололёд еле двигаешь НОГУ,
Не перечишь старушке-природе

Вон впереди твой товарищ сутулится,
БЫВШИЙ В ТО ВРЕМЯ ЖИВОЙ.

КОМП твой закончил свои вычисления

Дары свои ей принесла -
Атласной БЕЛИЗНЫ НЕМАЛО
И СВЕЖЕСТЬ НАВСЕГДА ДАЛА  ( построение предложения)

А всё ли в жизни делал НЕ ЗАЗРЯ?

Одни с улыбкой, кое-кто С ОСКАЛОМ

СДИРАЕШЬ В КРОВЬ И НОГТИ, И ЛИЦО,
И рвёшь в лохмотья собственную душу

На скудном ФОТО жизни чёрно-белом.

А мозг МЕНЯЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПАЗЛЫ

Дай краткий миг В СОЗВЕЗДИИ ВСЕЛЕННЫХ,
Чтоб станцевать вдвоём последний вальс-бостон,
И РАСПОЗНАТЬ УЗОР СТИХОВ НЕТЛЕННЫХ

а по долу МЕТЕЛЬ В БРОСКИХ  КЛЕТЧАТЫХ ГЕТРАХ,
хлопья снега крутя, МЧИТСЯ С БЕЛОЙ МЕТЛОЙ.

Я люблю БРАЧНЫЙ ПИР снегирей красногрудых

....где святая КРИНИЦА
ТЁПЛЫМ ЛУЧИКОМ ЗРИТ прямо в сердце моё

Оттого и пишу ЭТОТ ГИМН не напрасно

Шумят ветра и белый снег
НАД УХОМ МЕЛОМ посыпает

И где твоя ТРОПА СОРВЁТСЯ
ПУСТЫМ ВЕДРОМ в глухом колодце?
Слетит ЛИСТОМ НА ВИТРАЖИ?

Не ПОВЕРНУТЬ НАЗАД ВРАЩЕНИЙ
Ни силой рук, ни изречений,
ЗАСТЫВШИХ РАНОЙ ВО ПЛОТИ.

Не будет, не было ПРИШЕСТВИЙ,
НА МЕРУ каждый обречён.    ???

Лишь путь земной В КОЛЬЦО ЗАГНУЛСЯ
Да от семян остался жмых.

Судьба ЗАБАВНАЯ, СЛЕПАЯ,
Всё ждёт, КОГДА ЕЁ СОТРУ.                ?

Судьба ВРУЧАЛА ЧАСТО ГВОЗДИ, СТЁКЛА…
С открытым сердцем, БЕГАВ на углях,
Боялась, чтоб любовь СОВСЕМ НЕ СМОЛКЛА,
Нашла её В ЦЕРКОВНЫХ АЛТАРЯХ

Тот счастлив, кто НА СТАРОСТЬ ЛЕТ                на старостИ
Уныния не знает;

И нежная ДУША ОТ СЛЕЗ ПОЛНА.

Так зябко босиком и в тонком платье —
В РАЗГАРЕ АВГУСТ И ПРОХЛАДНА НОЧЬ.               (логика)

Сменяются за год сезоны,
Средь них плохого вовсе нет,
А их ПРЕКРАСНЫЕ КАНОНЫ
В РОЖДЕНЬЯХ ОСТАВЛЯЮТ СЛЕД!

Шлейф дымный устремлялся В НЕВЕСОМОСТЬ, ???
Минуя ПАРУСИНУ облаков

Стелился путь чужой и незнакомый,
Где всё совсем НЕ ПРОСТО И ЛЕГКО

Со СВЕЧКОЙ ВЕРЫ безыскусной
Мы В ПОДСОЗНАНИЯ НОЧИ
Бредём, волнуемы.....

*****************************************************

Спасибо ВСЕМ, кто участвовал! Чем больше у нас участников, тем интереснее и плодотворнее наша общая работа, тем скорее станет подлинным мастерством  наше самое что ни на есть человеческое умение записывать  свои мысли  в рифму! С теплом, Алкора. 26.02.23.


Рецензии
Алла, даже не знаю что сказать)).
Грибничок и человечек это не ради рифмы, а для того, чтобы показать насколько мы малые частицы, для того чтобы показать краткость нашей жизни (отрезка) в сравнении со временем существования того, что нас окружает. Но как я понял в целом, Стихи нашли понимание. Спасибо.

Владимир Курков   03.03.2023 17:56     Заявить о нарушении
Автор всегда прав, но я останусь при своем мнении. Для показа краткости существования эта мысль должна в стихах появиться не однократно - выше или далее, а у тебя - единично, и потому воспринимается это как подборка под рифму, царапает...

Творческая Мастерская Алкоры   04.03.2023 08:38   Заявить о нарушении
Спорить не стану.

Владимир Курков   04.03.2023 09:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.