Пеоны и произведения, которых нет

Пэон (пеон) ; в силлабо-тонической системе четырехсложная стопа (четырехдольник), в которой один слог ударный и три безударных. В зависимости от расположения ударного слога различают четыре вида пэонов:

Пэон I: /_ _ _
Пэон II: _ /_ _
Пэон III: _ _ /_
Пэон IV: _ _ _ /

Пэоны часто считают не самостоятельным метром, а разновидностью хорея или ямба. Так, например, пэон II представляет собой сочетание ямбической стопы с пиррихием, пэон III ; пиррихия с хореем, и т.п.
Полноценные стихи, написанные чистым пэоном (четырехдольники) ; редкость. Обычно встречаются «гибриды» хорея с пэоном I и III и ямба с пэоном II и IV. Пример почти чистого пэона II с типовой ритмической схемой строки _ / _ _ _ / _ _ _ / :

Там солнце опускается в настой
Медуз на океане полуночном,
И манит пересоленный прибой
Курортными романами порочно...
И, как заговоренный, под луной
Твои я целовал тогда запястья.
Ты вовсе не моей была женой,
И вовсе не к тебе я возвращался.
Лишь десять дней ; осколок бытия,
Но в венах до сих пор твои флюиды...
Неверность Лебединая Моя,
Из моря выходящая Киприда...

Виктория Дворецкая "Курортный роман"
http://litset.ru/stuff/2-1-0-25




Переходим к практическим наблюдениям.

Пример №1

а) Набожною видимостью

Искреннее выцарапав,
Дружеские надобности
С доблестями рыцарскими
Двигаются к праведности,

Взыскивая истинное
С недоросля тамошнего
Набожною видимостью
С Филькиными грамотами —

Потчуется Радуница
Мертвенными кладбищами,
Жертвующий радуется,
Выкурившись ладанами.

Строки данного произведения имеют ритмическую схему 1ооо1ооо четырехстопного хорея, всё слова в нём состоят из четырёх слогов, каждое из которых за счёт словоразделов звучит первым пеоном (первый пеон 1ооо=1о+оо хорей плюс пиррихий, другими словами 1о/оо — хорей с гипердакдактилическим окончанием)


б) И хочется и колется

И хочется воистину
У ягодки дешёвенькой
До звёздочек возвыситься
Полезностью крыжовника,

И колется по-новому
В шипованном кустарнике
Мечтателю плодовому
Разучивать ботанику,

И шествует на торжище
С отвагою былинною
Утешиться за крошечки
Отжатою малиною...

Строки данного произведения имеют ритмическую схему о1ооо1оо четырехстопного ямба и  все слова, включая фонетические, в нём звучат вторым пеоном о1оо.

в) На лужайке

На лужайке спозаранку,
Золотея под лучами,
Одуванчик и саранка
Полюбовно обвенчались,

В перламутр небосвода
Незабудки нарядились,
Колокольчик о свободе
Затрезвонил без идиллий,

И ромашка нагадала
Лепесточком белокрылым
Несказанной благодати,
А пионы не раскрылись.

На лужайке изобилий
Пышноцветы грагдиозны,
Потому что распустились
Побыстрее, чем пионы.

Строки данного произведения имеют ритмическую схему оо1ооо1о четырехстопного хорея и каждое слово в нём  звучит третьим пеонон оо1о.

г) Запечатлей

Запечатлей на новизне —
Не супротив, а наравне:
И крепостной и госпожа
Порождены воображать.

Начистоту подоверять
Рестартани на драйверах,
И для тебя не по себе
Изобретут велосипед.

И молодцы и подлецы
По существу не близнецы
А чудеса осуществит
Не прописной натуралист.

Строки данного произведения имеют ритмическую схему ооо1ооо1 четырехстопного ямба и каждое слово в них  за счёт словоразделов звучит четвертым пеоном, который состоит из пиррихия оо и ямба о1.

Пример №2

Изменим количество слогов в словах, сохранив ритмическую схему и словоразделы.

а)

Время незатейливое —
Кухня вермишелевая —
Миром и податливостью
Яства приготавливает.

Строки данного четверостишия имеют ритмическую схему 1ооо1ооо первого пеона, но первые слова всех строк состоят из двух слогов (1о — хорей), а вторые слова всех строк состоят из шести слогов (оо1ооо — анапест с гипердакдактилическим окончанием). В результате ритм первых слов стиха отличается от ритма вторых слов стиха.

б)

Из лесов заиндевелых —
Не на дни, а на недели,
Во дворы поналетели
Снегири и свиристели.

Строки данного четверостишия имеют ритмическую схему оо1ооо1о третьего пеона, но первые слова всех строк состоят из трёх слогов (оо1 — анапест), а вторые слова всех строк состоят из пяти слогов (ооо1о — двустопный ямб с женским окончанием или четвёртый пентон) В результате звучание первых и вторых слов в каждой строке разное.

в)

К одиночеству летели
Заунывные метели,
Белоснежными крылами
Сокровенное скрывая.

Строки данного четверостишия имеют ритмическую схему оо1ооо1о третьего пеона, но первые слова всех строк состоят из пяти слогов (оо1оо — третий пентон или анапест с дактилическим окончанием), а вторые слова всех строк состоят из трёх слогов (о1о — амфибрахий или ямб с женским окончанием. В результате ритмы первых слов каждой строки с отличаются от ритмов вторых слов каждой строки.

г)

С хандрой придурковатою
Не ври невиноватому
Про зло неистребимое,
Поправ необходимое.

Строки данного четверостишия имеют ритмическую схему о1ооо1оо второго пеона, но первые слова всех строк состоят из двух слогов (о1 — ямб), а вторые словами всех строк состоят из шести слогов (ооо1оо — двустопный ямб с дактилическим окончанием). В результате первые слова каждой строки звучат иначе,чем вторые слова каждой строки.

д)

Не ждите предстоящего,
Ищите — и обрящете,
Находки надлежащие
Подарят настоящее.

Строки данного четверостишия имеют ритмическую схему о1ооо1оо второго пеона, но первые слова всех строк состоят из трёх слогов (о1о — амфибрахий), а вторые слова всех строк состоят из пяти слогов (оо1оо — третий пентон или анапест с дактилическим окончанием), поэтому звучание первых слов каждой строки отличается от звучания вторых слов каждой строки.

е)

Как родниковые ручьи
Стихотворение журчит
И от звучания его
Необычайное легко.

Строки данного четверостишия имеют ритмическую схему ооо1ооо1 четвёртого пеона, но первые слова всех строк состоят из шести слогов (ооо1оо — двустопный ямб с дактилическим окончанием), а вторые слова всех строк состоят из двух слогов (о1 — ямб) В результате первые и вторые слова всех строк звучат разным ритмом.

ж)

Изменим стихораздел в одном из четверостиший

К одиночеству
Летели
Заунывные
Метели,

Белоснежными
Крылами
Сокровенное
Скрывая.


Получился полурифмованный строчный логаэд с ритмической схемой
оо1оо
о1о
оо1оо
о1о
анапестоамфибрахий

Пример №3

Когда строки в таких стихах несимметричны из-за отсутствия словоразделов, то слова в них будут звучать хаотично, а созвучия будут только в рифмах.


Повеяло сентябрьским холодком

Повеяло сентябрьским холодком —
У осени такое начинанье —
По школам ребятишки с огоньком
Помчали совершенствовать познанья.

Листвою золотятся тополя
Поутречку на солнышке лучистом.
Сентябрь, а твои учителя —
Тихушники. Наушники. Фашисты.

Ты требуешь:"Ненужное оставь,
Иначе потеряешься в рутине!"
А ныне утверждается устав
Карательно-контрольно-карантинный.


В данном произведении нечётные строки имеют ритмическую схему о1ооо1ооо1, а четные — о1ооо1ооо1о. По схемам можно сказать, что в каждой строке есть по два вторых пеона и одному ямбу о1оо/о1оо/о1(о - чётные с женским окончанием).
На самом деле в данном произведении таких строк всего две — пятая и восьмая строки, остальные строки звучат вразнобой с этими двумя строками за счёт того, что слова в них имеют другое количество слогов. Это значит,что из-за отсутствия словоразделов пеоны в данном стихе видны только в ритмической схеме, и на слух можно определить только количество ударений и междуударных интервалов, что при рассмотрении силлаботонических стихов делать не нужно.


Рецензии