Слово и бездна

1.СЛОВО И СЛОВА

Изначальное Слово распадалось на слова. Слова сложились в языки.
Духовное пространство человечества заполнилось разноязычием.
Слова извечно стремятся к Слову как к целому, всеединому. Так, известные мифологические образы стремились к солнцу. А чрезмерное приближение к нему – гибельно.
Русские расколы приводили к невиданной расколотости слова. Не
оттого ли Русь под пристальным оком Создателя? При очевидной гибельности своего положения Россия всегда обладала необыкновенным словесным запасом, его жизнетворностью.
Латынь умерла с Римом. Как мёртвая вода в русских сказках, она и
ныне может срастить формальную оболочку. Русское слово из природы живой воды.
В нём, в русском слове, в русском языке поистине заключена душа
Соборности. Она, как ни одна другая, стремится к Слову-Богу.
Гибельна чрезмерная расколотость. Но гибельно и чрезмерное приближение к Слову-солнцу. Ныне мы на этих крайностях, как на двух кромках
бездны.
Соединение слов в Слово-абсолют может оказаться светопреставлением, может стать конечным Божьим Судом.
Слово раскололось на слова – и началась жизнь. И живём все мы вечным приближением к истине, к Богу.

2.ПОЭТЫ БЕЗДНЫ

В М.Ю.Лермонтове была заключена та самая бездна, которую так
гениально в своих романах о русском человеке выразил, показал Ф.М.Достоевский. Когда молодой поэт увидел Кавказ, со всеми его вершинами и  пропастями, в нём эта бездна ожила. Он узнал в Кавказе, как в зеркале, отражение своего внутреннего мира. Лермонтов не мог удержать эту бездну в себе и страдал от неё, как его Демон. Обычаи кавказских горцев благодаря его гению стали мотивами русской классической поэзии. Русская бездна-душа способна вобрать в себя всё и всё ассимилировать. Она может поднять своего поэта выше всех, и, соответственно, падать случается ему ниже всех…
Есть ли сегодня поэты, которые носят в себе бездну? Несомненно,
Есть. Юрия Кузнецова давно называют поэтом бездны. В этом его призвание
и крест. Он и сегодня мятётся, подобно лермонтовскому герою одноименной
поэмы, среди духовных пиков и низин. Он страдает от собственной бездны,
нося её в себе, оставаясь наедине с ней.
А Виктора Смирнова считали всегда поэтом-почвенником. На самом деле, он тоже певец бездны. Почву-то выбивают из-под нас!.. Земля, русская
родная деревенская земля колеблется, качается под ногами. Почву выбивают
из-под ног, как почву-плаху. И тут страдание ещё безмернее…

Олег ДОРОГАНЬ

Москва, Свято-Данилов монастырь, 17.12.2002г.,
«Российский писатель», декабрь 2002 г.


Рецензии