В начале неопределенность разберем божественную

Попытка проанализировать положительные                достижения эстетики Филона и некоторые его тексты
Лосев. А.Ф ИАЭ т.6 с 152-8             

В начале неопределенность разберем божественную, что из общих установок
Философа Филона происходит и проистекает: Бог свободен
От всех несовершенств существенных присущих твари по природе
И выше совершенств ее- не требует корректировок.
Бескачествен, непознаваем и неизречен,
Ни самим Миром, ни его Душою не являясь
И Мировым Умом, что пребывает вне материи, но все же проявляясь
Во всем. Он, как причина, выше и того, что порождает.  И благословен
[ Находится ]И Пребывает вне пространства-времени.
Сам ВСЕ объемлет, и «спокойствием» на камне утвержден-
Деяния Его спонтанны.  Иго- благо, и нет легче бремени.      
И с человеком не соотносим, в котором сочетается телесное- духовному
Разумное- бессмысленному и есть место  очевидному- условному.
Смешение любое Богу чуждо! даже с мнимою величиной
Он неизменен- что есть признак совершенства основной
И, соответственно, любое место из Писаний,
Нам говорящее  о смене состояний
Божественных, возможность оставляет лишь для тех обоснований-пониманий
Что аллегорию включают толкований.
Итак Верховный Бог  самодовлеющ и свободен ДО рожденья Света белого
И столь же абсолютным продолжает пребывать и после-неизменным, а не частью Целого.
Как Мира Ум, он превосходит добродетель , благо, КРАСОТУ  и знанье
Как Первый- Существо, что выше принципа единственности-единичности- очей очарованье
И не является проекцией и ни МОНАДЫ, и ни единичности.
И первая, напротив, мыслится по образу Единого Единственного Бога.
По отношенью к миру всякое ЧИСЛО исполнено вторичности,
Древнее ж Бог ВСЕГО и старше им же созданного мира и вселенского ЧЕРТОГА.
Бескачественность — вот глубинная причина
Такого совершенства, превосходства полного пучина.
Антропоморфности откуда и проистекает невозможность.
Оттуда же нетленность, неизменность следствие  имеют, простота-несложность
Чистая, неподдающаяся точному и четкому определенью,
В блаженстве обеспечивают Демиургу пребыванье-нахожденье,
Которого единственно возможный атрибут- Существованье.
В то время как для Греков совершенство -обладанье
Качеств наибольшей совокупностью, как пантеона,
Определенным максимально то есть быть-  то для Филона
Ровно и наоборот — Бог не подобен миру, человеку, небу
Не обладает качествами теми, что подразделяют их на виды (быль иль небыль)
Что чувственному восприятию доступны. И незримость,
Бескачественность  обуславливает и неизречимость,
У Сущего нет имени и быть не может.  Есть непостижимость.
Наименования восприниматься могут лишь метафорически-
Неизреченного мышлением объять? Вопрос скорее  риторический!
Без результата и попытка будет и любое слово описать бессильно и провально
Не только Сущего, но даже Силы, сослужАщие Ему сакрально.             
Все ж, не смотря на ту принципиальную непознаваемость Творца,
Стремленье к этому познанию наивысшее из всех доступных наслаждений человека.
Бескачественность, что ввиду имеет лишь конечное- ничем- не делает нам Образца.
И невозможность и познать-постигнуть Сильного Борца
Проистекает не от недостаточности, но от полноты извека
И даже преизбыточности бытия Его. И издалЕка
Указывает неопределенность и на совершенство бесконечное,
Границы что любые превосходит и во Времени и на Пути пространства Млечного.
Для грека красота есть прежде всего тело
Что в результате силы общества, природы создано умело-
[Материальной]. Это тоже нечто индивидуальное
В том смысле, что безличные природные, общественные силы
Собой образовали [или смогут] ту прекрасную, оригинальную
Благоуветливо довлеющую над самой собою- не порвутся жилы-
И бескорыстно созерцаемую индивидуальность
Библейская эстетика имеет с этим очень мало общего, но соблюдем формальность-
Тела здесь тоже созерцаются и сконструированы личностно вполне
Заключена не в этом ведь их красота последняя, как истина в вине,
И не в телесности, как таковой,               
Но в сотворенности ее самой-
Той абсолютной Личностью, что несравненной делает созданье.
А потому и нет такого ничего за тонкой мысли гранью,
Чтобы она могла причинно-генетически происходить молниеносно
Во всех вещах, во всей истории и обществе, и космосе.
Является прекрасным только озаренность светлая
Со стороны надмирного и абсолютно-личного Начала -
Отображеньем лика Божия во всем, заветное,
Что как учение об отражении их безличного Первоединого во всех вещах звучало.
Могли понять и прИнять древние, сходились тут вполне и с Библией
И, вероятно, со другою всякою  религией.
Но находить всегда, везде,  во всем неповторимый
Один единственный и нерушимый
Лик Божий- то язычник-грек никак не мог себе представить
Должны сказать, что много «любомудры» получить смогли и не во сне, а в яви.
Так именно всерьез и чисто лично- значит и вполне интимно
К Первоединому, не только как абстрактному принцИпу подходить активно
Стали. Как раз тут и возникла первоновая основа  НЕО-Платонизма
Четыре века 'правившего балы’...Дело так и не дошло до Моно-Тео-изма.
В границах созерцания оставшись самобытности* прекрасной
В вещах и космосе, в богах и демонах, и в существах живых и людях страстных
Возникших в результате материальных и вполне внеличностных сил общества, природы
Внимание по преимуществу здесь перешло не к созерцанию самих вещей- породы
И идеальной сконструированности их сметливой
Заметим, что нельзя  материю признать совечным Богу принципом, поскольку это нечестиво.
Какой же смысл в конце концов,
Могла иметь концепция такого рода мироздания -
Из НИЧЕГО ТВОРЕНЬЕ Мира. Превзошло учения философов- Отцов
Стремление во что бы то ни стало охранить и Бытия оформить личностное понимание.
Ведь лично то, что вслед за Оригеном имеет образ свой, неповторимо
И ни на что другое несводимо и прежде всякого (зачеркнуто) ВСЕГО- оно не разрушимо.
Незыблемы, нерасторжимы,   вечные и даже
Неприкасаемы у Демокрита атомы, мы обвинить его не сможем в краже
Идей. Впервые выдвинул он принцип единичности
Иначе атомов структура была б явленьем более иль менее случайным- неисповедимо
Не только единичного в себе не содержала бы- простой первичности
Ведь то, что лично, то уже несоставимо
Ни из чего. Не делится, не разрушается ни в мiре, ни в пространстве-времени.
Нельзя происхождение [Л] раскрыть внеличностными элементами чужого рода-племени
Для толкования нам не дано привлечь ни самую простую вещь, ни даже вечность,
Поскольку в рассуждениях тогда впадем в дурную бесконечность.
Причинно-генетическое объяснение окажется дробленьем
На отделенные, внеличностные элементы, снятием ограничениЯ
Неповторимости и ни на что другое несводимости, единственности личного существованья-бытиЯ
И если личности угодно объяснять происхожденье
Так, чтобы элементы-части связаны один раз навсегда с другим, свой каждому и каждому свое
И объяснять возникновение таких частей не нужно было бы в отдельности-
Единственной возможностью представить личности генезис в ее цельности
И в полной, абсолютной неделимости, частиц нерасторжимости всех, составляющих ее,
Возможно только в сотворении в мгновенье ока
(И главное- из НИЧЕГО!) Заметим в скобках.
Ведь если  было что-нибудь до личности неповторимой
И из таких предвосхищающих вещей происхождение ее удобообъяснимо
И возможно,- то это значит, что она делима-
И каждый элемент делимости происхождение свое имеет ясно, зримо.
Тогда с библейской точки зрения-
Она  уже НЕ личность- не избегнет тления.
Рассмотрим измененье мира мы, как  в целостности- так в частях от целого отдЕленных,
И тут же выдвигается один существенный момент-
Созданье Мира не имеет и ввиду иметь не может сотворение во времени
Шесть дней- число простое, мир сам и любой его фрагмент
Бесспорно сотворен вне Хроноса и никакого генетического объяснения
Нельзя дать мiру просвещенному о мира появлении.
*- индивидуальности


Рецензии