Про мою маму и про меня - спектакль Театр. Ковчега

                Свет, зовущий за собой


5 февраля, в день памяти философа Василия Розанова, в Сергиевом Посаде не только прошли ежегодные Чтения в библиотеке им. В.В. Розанова, традиционно собирающие знатоков и исследователей русской литературы из разных городов страны, но и  «Театральный Ковчег»  дал спектакль, позволивший зрителям насладиться современной философской литературой.

Пьеса Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» была сделана автором из прозаического повествования, из книги, которая так же и называлась. И написана эта вещь Еленой Исаевой была в «розановской» традиции — как «вербатим», поток слов. Поток сознания в бытии, как комплекс рефлексий, отзеркаливаний.  Героиня, девушка-подросток, пытается осмыслить свой путь в жизни, свои отношения с миром. Пусть это осмысление дано в ретроспекции: вспоминает о своих школьных годах уже взрослая Елена Исаева.

Но оказывается, проблемы затрагивают всех, и плотная проза вполне может быть озвучена, оживлена, сыграна... И появляется пьеса «Про мою маму и про меня», пьеса, которая выдержала за несколько лет существования уже множество постановок в разных театрах, начиная со сцены Московского Областного ТЮЗа.

Скажем несколько слов о постановке на сцене «Театрального Ковчега».

Режиссер — а режиссером пьесы стала Марина Журавлёва — не выбирает слов и фраз, это  написано автором, но выбирает всё остальное, что и составляет спектакль — и появится ли в спектакле животворящий дух вдохновения, и передастся ли это горение зрителям — есть тайна.  Сразу можно сказать, что спектакль состоялся, и он получился великолепным.

Необычность этого спектакля в том, что он сродни спектаклям документальным — тому самому  течению «вербатим», возникшему, как и розановская проза, на революционном рубеже 19-20 веков. Вербатим — технология документального театра, где за основу взяты интервью с героем, реальным человеком, его монологи или диалоги с ним.

В основе спектакля «Про...» - документ: дневник школьницы Лены, и в этом сложность постановки. Как расцветить актерской игрой дневниковую прозаичность? Но есть и «выигрышность» дневникового материала: он искренен. Искренним получился и спектакль.

Спектакль насыщен и лирикой, и эксцентрикой, он порадует и любителей помедитировать, и ценителей актерской клоунады. Философия, мелодраматичность, глубокий патриотизм и человечность — и все это на достаточно простом материале нескольких «школьных сочинений», заданий литературного кружка: актеры представляют нам эти новеллы - «воспоминания» героини. Внешне немудрёные новеллы спектакля цепко держат внимание зрителей в своем едином силовом поле, и, если окончание первого действия становится настоящей пронзительной «минутой молчания», когда зал буквально замирает, то на моменте окончания всего спектакля режиссер «жалеет» зрителя, не давая снова погрузиться в минуту духовной тишины. Веселый финал в духе школьных дискотек подсказывает не переживание катарсиса, а бурные аплодисменты, и зрители с радостью «слушаются». Ведь катарсис ( очищение) здесь на протяжении всего спектакля. Люди становятся лучше — можно сказать  именно про этот спектакль.

Печальный, как любое воспоминание,  и веселый, как любое детство, этот спектакль интересен своей динамичностью и открытостью, искренностью и выдумкой, слаженностью хорошей агитбригады.

Сюрпризы начинаются с первой же минуты «Про...». За теплым одеялом оказываются зубные щётки, ложки, тетрадки, люди, события — всё, чем насыщена память детства. В один миг тут же оказываются и все актеры этого философского спектакля, включающего буффонаду, клоунаду, эксцентрику...  А эксцентрика, построенная на точности взгляда, жеста,  на четко выстроенной динамике,  только тогда и удивляет зрителя, когда между артистами есть высокая степень «сыгранности» , не мешающая проявляться импровизациям...

Артисты будто телепатически чувствуют друг друга в плотной ткани ситуаций, в спектакле так много удачных находок, что трудно будет не повторять их в других постановках «Ковчега».

Эмоциональная подача передается зрителям, спектакль действительно смотрится, как говорится, «на одном дыхании» - на единой волне сердцебиений артистов и зала.

В этой удаче спектакля немалая заслуга артистов.

Вот школьница Лена — Полина Бугакова «вживается» в нескладную, умненькую девочку и «заряжает» всех своими переживаниями. Посмотрите на программку спектакля: там кадр, где она держит дверь, не давая выйти «пьяненькому» - но не кажется ли, что она защищает мир от всех «ужасов» пубетрата, переходного возраста? И кто сказал, что  проблемы наших подростков — лёгкая ноша? Даже если они надуманы, приписаны, неверны? Даже если о них рассказывают сценарист Елена Ильина и режиссер Марина Журавлёва в таком искромётном, игриво-ролевом ключе, рассказывают, не убирая болевой подоплёки, что присуща самой жизни...

«У настоящего писателя душа должна болеть», - говорит школьница-Лена в спектакле. Это совершенно по-розановски ведь записал же он в «Уединённом»  своё необычное стихотворение, думу-верлибр:

«Болит душа, болит душа, болит душа…
И что делать с этой болью – я не знаю.
Но только при боли я и согласен жить,
Это есть самое дорогое мне и во мне»

Лена только мечтает стать писательницей, но режиссёром своей жизни она уже становится. И режиссером жизни окружающих, героев новелл спектакля, - тоже.

Ирина Соловцова в роли Мамы играет «окружение» своей дочки, окружение житейское, идеологическое, действенное... В пику названию «Про мою маму и про меня» Ирина ставит «Меня» - то есть дочку Лену — на первое место. И играет окружение Королевы, такая трактовка заставляет о многом задуматься и открывает зрителю поле для рефлексий.

Роль Мужчины в постановке играет Игорь Сидоркин, мы видели именно его на сцене, хотя эту роль он делит с Александром Кравченко в другом составе, Игорь интересен своей многоплановостью. Совершенно разные роли в новеллах под силу игре его таланта.

Роль Парня выполнял Александр Самойлов, и в разных новеллах он предстает то незаметным статистом, то яростным комиком, то настоящей «звездой» сцены.

Но, конечно, на сцене «Про...» блистают две звезды: Марина Петухова и Павел Зверев. Роль «Женщины» Марина даже не делит ни с кем: здесь заменить ее, думается, невозможно. Женщина-клоунесса — одно из самых сложных амплуа, и оно покоряется Марине. Женщина не должна быть смешной, но кто сказал, что женщина не должна царить в смеховой стихии мира? Марина с упоением и существует в стихии новелл «Про...».

Роль Павла Зверева - «Баба Рая» - принаждлежит и Ирине Дегтяренко в другом составе. Нам, должно быть, повезло: мы увидели перевоплощения Павла. Это актер мощного душевного диапазона, и в спектакле он играет...  то дородную женщину, то рослую девочку-школьницу, то крупную начальницу, причем играет так, что заявленная гендерность обманывает зрителя довольно долго. Можно догадаться, лишь зная, насколько эксцентрика неорганична для обычных женщин, Павел же совершенно органичен. Так сыграла бы «Бабу Раю» гениальная актриса уровня Раневской... так играет и Павел Зверев.

Вернемся к тому, что великолепные артисты в спектакле «оживляют» своей игрой дневниковые записи девочки. Марине Петуховой, Игорю Сидоркину, Александру Самойлову, Павлу Звереву досталась настоящая «полифония» ролей , роскошный букет перевоплощений. И есть в спектакле две «моно» роли — это роли Мамы и Лены. Ирина Соловцова и Полина Бугакова живут только своей сценической жизнью на протяжении спектакля. Это та самая «ось мира», вокруг которой и «крутится» мир, ради которой мир и выстроен. Мировое Древо, Древо Рода, единство противоположностей — Мама и Дочка олицетворяют в спектакле сакральные мироустрояющие стихии.

И здесь интересна находка режиссёра Марии Журавлёвой и художника  Ульяны Макеенковой: на сцене возникают декорации новостроек, актёры «строят» новый интерьер....  А зрители верно воспринимают этот посыл: речь идёт о строительстве новой личности, личности Лены — среди мультикультурного калейдоскопа ситуаций.
 
Подзаголовок спектакля - «школьные сочинения в двух действиях».

Вот то немногое, что я хотела бы сказать, как зритель этой прекрасной, трогательной, современно-ретроспективной постановки.

Да, поверим песне группы «Браво», звучащей в спектакле, стихам Валерия Жукова: «Но если ты спросишь о любви — я не знаю, что сказать тебе...»

Не спрашивайте, просто приходите на спектакль «Про...»!





#Про мою маму и про меня,  #спектакль,  #Елена Исаева,    #Театральный Ковчег



Рецензии