16-тиквартирные или фотография, на которой меня не

И так “Шестнадцатиквартирные”. Тем, кто никогда не жил, не гостил или не работал в Липовке в конце XX века, это название ни о чём не говорит. Для остальных  - это целая легенда. И пусть она не поросла, как фольклор, анекдотами и сказками, тёплое воспоминание с ностальгическими нотками возникает у каждого.

Так что же это такое “Шестнадцатиквартирные”? Да всего на-всего три двухэтажки со своей игровой детской площадкой и комплексом хозяйственных построек на заднем плане.

О них, конечно же, лучше всего вам расскажут бывшие жильцы этих домов. А я могу похвастаться только тем, что была частым гостем оазиса Липовки, чьей-то воплощенной попыткой внедрить в деревне элементы городского уюта.

Объясню почему “частым гостем”. По своей натуре я - лягушка-путешественница. А куда податься ребёнку в нашем родном селе?! Конечно же гулять на улице с друзьями (об этом можно написать целую книгу) да в гости к подруге. Ну ещё на речку летом.

А в этом “квартале”, если не ошибаюсь, жили - не тужили (не тужили, потому, что были советскими детьми) 5 или 6 моих одноклассников, которых я всегда вспоминаю только добрыми словами, и которые навсегда стали для меня братьями и сёстрами.

Но лучшая подруга - это святое! Вот у кого я “зависала”. Шлю тебе большой привет, моя дорогая!

Хочется окружить воспоминания о “Шестнадцатиквартирных” тёплым и нежным ореолом, сказать комплимент проектировщикам: какое прекрасное место выбрано для них. С одной стороны - наш легендарный пруд, в котором на долгие годы поселились лебеди. С другой - поля, убегающие в даль, разбитые двумя-тремя полосками лесопосадок. С третьей - вид на село, на деревянные дома старой улицы. Стоят они (двухэтажки) на пригорке, смотрят свысока и молчат. Но тишину здесь можно услышать только ночью. А днём?! Днём кипит жизнь, как в муравейнике: взрослые хлопочут по хозяйству во дворе, а дети играют на площадке. Бабушки, как и положено, сидят на лавочках у подъезда.

С любовью хочется говорить ещё и потому, что эти три дома были ближайшими соседями нашей старой школы. Представляете, как здорово было после немногочисленных уроков в хорошую погоду вместе с подругой бежать к ней в гости... Там тепло и уютно. И всегда-всегда с распростёртой душой и ненаигранной приветливостью встретит (если не на работе) самый близкий для подруги человечек, её мама... Тётя Оля, низкий поклон Вам и много-много воздушных поцелуев!

Когда была опубликована моя заметка о старой школе и я увидела реакцию земляков, вашу реакцию, само-собой пришло решение сделать серию очерков. Предварительно я насчитала более дюжины мест и объектов, о которых хотелось упомянуть. Но тогда я ещё не знала и даже не планировала, какая достопримечательность станет следующей. Просто однажды пришла муза и нашептала первые строки. И ... пошло-поехало!

Возможно, выбор пал подсознательно. В моих фантастических снах о Липовке по очереди или врозь очень часто возникают три ипостаси, три мастодонта:

Величественная и таинственная, немного пугающая церковь, уходящая в небо.

Живая, но молчаливая деревянная школа с подвижными лестницами.

И не менее пяти двухэтажек (а то и пятиэтажек) с горящими в темноте окнами.

Фрейда не надо. Все мы родом из детства. Всегда можно найти ответы именно там, в удивительной и счастливой стране.

Что ещё вспоминается?

Однажды, в те далёкие годы, по школе, как по цепочке пробежала новость, что в шестнадцатиквартирных - пожар. Потом уточнили: сараи горят. Детям было страшно. Все волновались, что от сарая к сараю пламя побежит быстро, ведь для него там было много еды: инвентарь, доски, сено, солома... А коровы, поросята! Их спасать надо было. Если не ошибаюсь, кто-то из невинных животных сгорел...

Не будем о печальном...

Очень долго мне казалось, что кроме воспоминаний и руин от этого уголка Липовки ничего не осталось. Приятной неожиданностью было случайно набрести в фотоальбоме в одноклассниках на эту фотографию. Фотографию, на которой меня нет...

 


Рецензии