Боян живёт на Смоленщине

ЭПОС СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Олег Дорогань. Хмелиада, или Исповедь скомороха на заданную тему. Современный эпос. Смоленск, «Годы», 2006 – 276 с.

Олег Дорогань стал известен в последнее время больше в качестве литературного критика. Его статьи, рецензии и предисловия ко многим произведениям известных современных прозаиков и поэтов стали верным ориентиром в бурном океане российской словесности. Однако начинал он со стихов, в Москве выходил поэтический сборник «Не гасите Вечные огни!» (1997), а в Смоленске – «Аисты прилетели» (1998).
И сейчас на «малой родине» вышел большой поэтический труд, поэма-эпос «Хмелиада», включающий в себя более 10 000 строк. Автор именно эту книгу, на которую потратил десять лет кропотливой работы, считает самой главной в своём творчестве. Это эпос о смутном времени, об эпохе, которая хотя и отошла уже в прошлое, но не стёрлась из памяти народа и до сих пор вызывает самые неоднозначные чувства.
Первые фрагменты поэмы появились в 1999 году в ельнинской газете «Знамя», затем отдельные главы были опубликованы в шести номерах смоленского журнала «Годы».
В предисловии самим поэтом очень точно расставлены акценты: «Эта эпоха вызвала к жизни множество архетипов, что дремали в славяно-русской природе, генной и родовой памяти, русском духовном космосе и психологических безднах. И самым глубинным, самым непостижимо крамольным и грандиозно-одиозным из архетипов явился образ Хмеля, царя-правителя всея Руси. Сопутствующие ему праобразы тоже несут как будто случайные совпадения с теми героями, что возникли в действительности. Но мне почудилось, что ожила вдруг страшно смешная и просто страшная сказка и овладела нашей реальностью. И стряслось то, что стряслось».
«Хмелиада» явилась не на пустом месте, у поэмы Дороганя при всей её самобытности есть близкие родственники, это сказка по мотивам русского фольклора «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова, поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова и мощное стихотворение о российской истории Алексея Константиновича Толстого.
Помимо легко узнаваемых прототипов, очерченных острым словесным пером карикатуриста, прихотливо ветвящегося сюжета, очевидным достоинством поэмы стали сами стихи, отлично выписанные, хорошо зарифмованные, темпераментно-яркие и звонкоголосые. Прекрасны пейзажи родной природы, например:

Возгорелся вечер.
Встали во бору
От заката свечи
Затевать игру.

Свечи те сосновые,
Стылые – не талые,
Но раздуть готовые
Огонёчки шалые.

Вы, в закатном пламени
Путь–дорожку новую
Покажите, славные
Свечечки сосновые!

Вообще цитировать и хочется, и можно бесконечно, но лучше обратиться к изданной книге. Двадцать одна песня (главка)  и вступление-«затравка» должны по замыслу автора помочь читателю обрести утраченную райскую радость от переживания чувства прекрасного и безобразного, оживить заснувшую летаргическим сном память и добиться всеобщего возрождения России в самом недалёком будущем.

Опубликовано в «Независимой газете», в рубрике «Петит», № 20 от 14 июня 2007 года

Виктор ШИРОКОВ
_____

Виктор Широков – известный московский поэт, член Союза писателей России, прозаик, критик-эссеист.


Рецензии