Слова исповедальные про времена недальние

РАСПЫЛ

Любопытная книжка пополнила мою домашнюю библиотеку с дарственной надписью автора, коим является поэт и прозаик Олег Дорогань. Она имеет название «Хмелиада», созвучное пушкинской «Гаврилиаде». По замыслу это эпическая поэма, имеющая ярко выраженную сатирическую окраску.

В шапках и коронах,
А по шапке честь,
Тронутых на тронах
По ' миру не счесть!

Автор предстаёт как знаток народного творчества, традиций славяно-русской культуры. Первообразом, или архетипом главного героя послужил мифический царь Хмель, о котором в фольклоре, как свидетельствует поэт, существует небольшое предание. В основу сказочного сюжета положены реальные исторические события, происходившие в конце минувшего века.

А в углу медвежьем,
В пуще затаясь,
Где-то в Беловежье
Трое делят власть.
Вот бутыль распили.
И в один копыл
Русь приговорили
На троих в распыл!

«Веками собирались русские земли, была образована Российская империя, созданный Советский Союз закрепил в своем составе её территории. Но росчерка пера в Беловежской пуще оказалось достаточно, чтобы всё развалилось в одночасье», – размышляет Олег Дорогань в литературно-историческом исследовании «Россию надо заслужить». Осмысление социальной катастрофы стало темой его творчества и в стихах, и в прозе.

Съехал с трона Меченый,
Секретарь изменчивый,
Мишка-властелин,
Мякиш-пластилин.

Нелицеприятная характеристика. Точная и меткая. В персонаже легко угадывается инициатор так называемой перестройки Михаил Горбачёв. При минимуме выразительных средств даётся пренебрежительная оценка личности.
Бросается в глаза просторечная стилистика значительной части произведения. Это во многом из-за того, что в круг персонажей включены вымышленные скоморохи. И просторечная лексика в их устах вполне уместна, расширяя авторские возможности применения разговорной речи.
Им, скоморохам, отводится роль ещё и беспристрастных судей при оценке происходящих событий. К их числу автор относит и себя: «Принимаешь к сердцу, / Сознаёшь умом…»
Не случайно «Хмелиада» имеет иронический подзаголовок  «…или Исповедь скомороха на заданную тему». Добавлен он не без умысла, проводя прямую аналогию с «откровениями» Бориса Ельцина – «Исповедь на заданную тему». А уж он-то и есть главный герой трагикомедии конца двадцатого века, которая для государства и народа обернулась лихолетьем.

Вот тебе и раз!
В нашей федерации
Разум и маразм –
Как близнята-братцы!
Был силен Союз
Наших ста народов.
Чей козырный туз
Всю разнес колоду?

Ответ с издёвкой даёт опять же человек из народа.
А на этот раз Звонарь, призванный возвещать о бедствиях:

Хворый от распитий,
Занимает кремль
Главный разрушитель –
Царь наш русский Хмель!

ПОГРЯЗШИЕ ВО ГРЕХАХ

Пристрастие властелина к спиртному и его хмельные выходки потешали и забавляли народ. Как же, свой в доску.

Разодетым, голым ли,
Царь народу люб,
Ежли он с приколами,
Ежли жизнелюб!
Лихо на помосте
Пляшет гопака –
Дорогие гости
Крутят у виска.

Исторические факты в художественном переосмыслении легли в основу поэмы, которую автор определяет, как эпос и свой главный труд. И в ней содержится мощный заряд иронии, направленной на власть ущербную и порочную, на властелина без царя в голове.

Мы шута однажды
Спутали с царём –
Утоляя жажду,
Мнили – заживём!

Ожидания оказались напрасными. В книге «Россию надо заслужить» Олег Дорогань вскрывает корыстолюбивую сущность новой власти. «Интересы верхушки сосредоточились вокруг распределения властных полномочий и дележа национального пирога в России. Затуманивание мозгов, опустошение народных карманов стало осуществляться с циничной беззастенчивостью. Честь и совесть – их стали воспринимать как утраченные иллюзии».
В поэме же об алчных устремлениях царских приспешников  и кучки олигархов сказано беспощадно, как в обвинительном заключении.

Чую, за наживу
Личную свою
Русь сдадут от жиру –
Волей во Хмелю.

В условиях нарушения нравственных норм, беззакония и безнаказанности набирала силу преступная клика расхитителей национального достояния. Тут и ваучеризации поспособствовала обогащению ушлых да наглых: «Всем всучили фантики». А кто к кормушке ближе – отхватил «заводик за один заходик».

Банки стали ситом,
Вклады – за бугор:
Всё уходит к сытым,
А в народе – мор.

Из семи смертных грехов сребролюбие стоит на первом месте. Оно приводит к другим тяжким грехам. Безбожная власть потеряла стыд и страх.

Видят разрушители:
Их не ждут распятия,
Под свои распития
Правят по понятиям.

Уповать на безнаказанность, однако, не приходится. Древний сказитель и певец, сказочный персонаж Боян вещий предостерегает:

В звездной беспредельности
Всех нас ждет Христос,
С каждого в отдельности
Свой там будет спрос!..

Сюжет поэмы развивается по линии исторического повествования, где  достоверность описываемых событий органично сочетается с включением элементов фольклора. Лирические отступления разнообразят и обогащают сюжет, придают произведению особую эмоциональную окраску.

ВОЗРОЖДЕНИЕ МОЩИ

В моём представлении Олег Дорогань олицетворяет образ певца во стане русских воинов. Крылатое это выражение  связано с именем классика отечественной литературы Василия Жуковского, который в патриотическом порыве отправился ополченцем на войну в пору наполеоновского  нашествия и восславил отвагу и доблесть героев.
Потомственный офицер Дорогань знает цену ратной славы и воспевает подвиг воинского служения с достоверной убедительностью. Для него Отчизна не абстрактное понятие, а земля, которая «начинается с пяди посевом потерь и побед».
Человек долга и чести, он терзается угрызениями совести за позор отступления по всем фронтам, из-за предательства верхов. И разделяет бремя ответственности перед потомками за позор пораженчества и раболепия: «А внуки ведь скажут: «Не пяди – / В распыл ты державу пустил!»
Ужасные последствия «распыла» показаны в «Хмелиаде». Естественно, в сатирическом произведении и тон язвительный.

Войско на картошке!
Некем собирать!
Так что понарошку
Служит наша рать.
Ходит без зарплаты,
Все в заплатах латы.
Нет для нашей рати
Никаких гарантий!
Я прошу учесть:
Стали с переменами
Измерять и честь
Рыночными ценами!

Воевода, стало быть, министр обороны, докладывает царю, стало быть, главе государства, об удручающем состоянии армии. Тот демонстрирует своё пренебрежительное отношение к воинству.

Вечно ждёт героев
Родина-страдалица,
Ну да строй за строем
Олухи рождаются.

«Войны в XX веке не стали для России редкостью, и просто обескураживает и заводит в недоумение отсутствие должного отношения к обороноспособности страны, потеря бдительности со стороны руководителей наших, – бил тревогу патриот Олег Дорогань в публицистике. – Забыли или не хотят, видно, помнить слова императора Александра III о том, что лучшими союзниками России являются её армия и флот».

Вышли мы с победой
С мировой войны!
Помнят это деды!
Помнят ли сыны?

Вопрос не риторический. При Ельцине изменилось духовное бытие. Нравственные идеалы уступили место стремлению к наживе, обогащению. Коммерческий интерес вытеснил национальную гордость за мощь державы. Недругам нужен был реванш. И они нашли способ попятить страну с завоёванных рубежей.

Одержали деды
Славные победы.
А теперь назад –
На попят-парад!

Попят-парад – это капитуляция в противостоянии с врагом, действующим под личиной демократии. Маскируясь защитой прав человека, «ревнители свободы» побудили антинародные разрушительные реформы. Сокрушительный удар был нанесён по экономике, оборонной мощи, благосостоянию народа.

Какие там свободы,
Какие нам права?
Концы с концами сводит
Народ у нас едва.

Слава Богу! На смену правления без руля и ветрил пришла сильная власть. Твёрдой рукой осуществляется возрождение России. В числе приоритетов в державной политике – опора на армию. И нет уже речи о движении вспять. Несгибаемый дух вновь обретён. И влияние в мире крепнет.
Поэма «Хмелиада» – свидетельство эпохи, её критический обзор и предварительный суд с беспощадной откровенностью. Всему своё время. Суд Истории ещё впереди.

ЧАРУЮЩАЯ РОДИНА

Достоинство поэмы ещё и в том, что вся она пронизана светлым чувством любви к Родине. Оно трепетно выражено в лирических отступлениях, ярких образах, афористичных строках.

А Родина и в рубище
Останется чарующей!
Нам будет и нагой
До боли дорогой.

Чувство это – патриотизм проявляется и в картинах природы, и авторском приёме включения былинных героев в повествование. Как, например, богатыря Ильи или певца Бояна вещего. Так достигается эффект патриотической преемственности в преодолении бедствий.

А когда единые –
Все к плечу плечом,
Мы непобедимые
И вселенским злом!

Мудрость, заключённая в суждениях скоморохов, имеет оценочный смысл. Посредством их показано отношение народа к власти и удручающей действительности на исходе двадцатого века.
«Хождения» по Руси и взгляд на неё оком многострадального народа – некрасовская традиция. Она ощутима в поэме «Хмелиада», где с высокой степенью обличительности показано, кому в новых условиях жить хорошо и кому по-прежнему плохо.
Но оптимистический финал не оставляет места унынию. Заключительная строфа преисполнена великой надеждой на возрождение.

Мы познали бездны,
Мы ещё взойдём
Китежем небесным,
Золотым Кремлём!

Провозглашается торжество духовности и величие возрождаемой державы. Ради достижения этой цели велось поэтическое летописание. И создано оригинальное произведение,  где замысел – заданная тема – воплощён в искусном сочетании традиционализма и новаторства. Исповедальность же летописания – в сопричастности и сопереживании. Голос чести и совести взывает к национальной гордости, единению и сплочению.

Александр МЕЛЬНИК
___ 

Александр Мельник (1948 – 2020) – член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени М.В.Исаковского


Рецензии