В гостях у Белобога

 А.Б.
 

                “Уме недозрелый, плод недолгой науки!
                Покойся, не понуждай к перу мои руки…”
 

                “…Переняв чужой язык, хлеб свой потеряли…”
 

                Антиох Кантемир.
                Сатира I на хулящих учение


      
Матерь Сва. Матерь  Матерь Сва! О, Священная птица!

Для чего мне позволено было родиться?
Для чего я бреду между Явью и Навью?
И насыщусь когда-нибудь досыта Правью?
Горний мир возлюбил меня, дав в жёны Долю;
Я теперь вместе с ней дольний мир этот строю.
Я скитаюсь по свету, беру в руки краски,
Для того чтоб найти и вернуть миру сказки
Во первичном значеньи; вернуть прежний цвет всем
Так загаженным знаньям. Иду по местам тем,
Где под временем оным творилась планета.
Я в надежде живу, что найду все ответы
На тернистом пути от темницы к свободе.
Я сейчас пожелал находиться в-при-Роде.
До Вечерней Зари  я с сестрицей родною

Белогривых коней приводил к водопою.
И сказала Заря, та, что Утренней звалась:
«Нынче в доме Даждьбога великая радость:
Вновь у Живы-жены народился сын Орей,
Значит, кончилось, странник, вселенское горе».
И я с новостью той по заветному краю
Прибежал к Ра-реке, – к вновь открытому раю.
С моим другом, собратом, творцом Белобогом
Мы три дня посвятили Твореньям, Истокам.
Он привёл меня в дом, где стрела Зороастра
Указала нам цель. Уходящим в пространство
Важен был этот знак. Он давал направленье.
И мы шли по нему, отвергая сомненья.
Молодильные яблоки зелены были,

Сады Ирия их в этот год не родили.
Гладил кудри земли я несмелой рукою,
Пропитался насквозь первозданной тоскою.
И об этом беседы я вёл с Белобогом,
Был свидетелем Велес, а ливни – итогом.
Видно бился Даждьбог с неуёмным Кощеем.
В мире что-то не так. Нас никто не жалеет,
Будь то Явь или Навь…Я прощался печально.
Я играл своим сердцем, как костью игральной.
Посмотрю в поднебесье, – там ворон кружится.
Муравьи под землёй. В городах абиссинцы.
И от них я бегу. Где же эта дорога,
Что позволит прийти мне к законам Сварога?


Виктор Коноплев
17 августа 2003

Примечания:
_________________________________

1. Белобог. В славянской мифологии – хранитель и податель удачи, воплощающий Вселенские Силы Неизменности и Сохранения, громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце. В данном контексте – человек, обладающий качествами, присущими Белобогу.

2. Матерь Сва. Священная вещая птица, покровительница Руси.

3. Явь. Светлые Силы, сохраняющие Мир в Неизменности, сам этот светлый Мир, «белый свет». Навь – тёмные Силы Изменения, «тот свет». В другой интерпретации – духовный невидимый мир.

4. Правь. Всеобщий Закон, по которому существует Вселенная, одно из основных понятий славянской философии.

5. Горний мир. Небесный мир.

6. Доля. Богиня удачи, ткущая счастливую судьбу и не любящая ленивых и нерадивых.

7. Дольний мир. Реальный, явленный мир.

8. Находиться в-при-Роде. Род – Всеединый Бог, Начало и Беспричинная Причина всего сущего, Всепроникающая Сила Всемирья, Творец-Родитель Вселенной, главное божество славянского пантеона. Так как Род породил всё, что мы видим вокруг, – всё, что при Роде, мы зовём Природой.

9. Утренняя Заря и Вечерняя Заря. Сёстры Даждьбога, предшествуют его появлению на небе. Утренняя Заря выводит на небосвод его белых коней, а Вечерняя Заря заводит коней на конюшню, после того, как Даждьбог окончит свой объезд.

10. Даждьбог (Дажьбог). Бог этого Мира, носитель солнечного света, создающий условия жизни на Земле, податель небесной влаги и урожая.

11. Жива. Богиня жизни, весны, плодородия и любви, воплощает жизненную силу, третья супруга Даждьбога.

12. Орей (Арий). Сын Даждьбога и Живы. Легендарный отец-прародитель славян-ариев.

13. Ра-река. По одной из версий – река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку, отделяющую Явь от небесного царства.

14. Три дня. Три – сакральное число, напоминающее о том, что человек одновременно принадлежит трём мирам: небесному, земному и подземному.

15. Зороастр. Древнегреческое имя пророка и реформатора древнеиранской религии Заратуштры. Жил в восточном Иране ориентировочно между X и первой половиной VI в.в. до н.э. Основатель зороастризма. Был известен в фольклоре у славянских народов под именем Лазаря Залазаревича.

В своей книге «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше пишет: «Моё стремление к мудрости так кричало и смеялось во мне, поистине, она рождена на горах, моя дикая мудрость! – моя великая, шумящая крыльями тоска.

И часто уносило оно меня вдаль, в высоту, среди смеха; тогда летел я, содрогаясь, как стрела, чрез опьянённый солнцем восторг:

– туда, в далёкое будущее, которого не видала еще ни одна мечта, на юг более жаркий, чем когда-либо мечтали художники: туда, где боги, танцуя, стыдятся всяких одежд, –

так говорю я в символах и, подобно поэтам, запинаюсь и бормочу: и поистине, я стыжусь, что ещё должен быть поэтом!..»

16. Молодильные яблоки растут в Садах Ирия, славянском ведическом рае, и обладают разными волшебными свойствами.

17. Кудри земли (или волосы земли). В славянской мифологии – травы, цветы, кусты, деревья.

18. Был свидетелем Велес. В данном контексте имеется ввиду одна из ипостасей Велеса как бога мудрости, музыки и поэзии.

19. Видно Бился Даждьбог с неуёмным Кощеем. По легенде, Даждьбог боролся с Кощеем и вызвал Всемирный Потоп. В данном контексте имеются ввиду затяжные проливные дожди.

20. В славянской мифологии: вороны – чернота в небе, муравьи – чернота под землёй, абиссинцы – чернота на земле. Таким образом, Чёрный бог руководит чернотой во всех пространствах.

21. Сварог. Мужская половина, ипостась Рода, бог-Творец и отец богов. Сварог населил Землю, создал первых людей и дал им законы.


Рецензии