Белые снегири - 52 -8-

8. И ПОДВИГ ИХ НЕ КАНЕТ В ЛЕТУ

Валерий МЕДВЕДЕВ
(п. Старая Купавна, Богородского г.о., Московской обл.)

БРАТЬЯ МЕДВЕДЕВЫ

Документальный рассказ.

                Посвящается светлой памяти солдат, погибших
                в Великой Отечественной войне 

       Время неумолимо. С каждым годом  всё меньше с нами участников Великой Отечественной войны. Тем  бесценнее воспоминания ветеранов, рассказанные как  ими самими, так и их детьми – людьми тоже уже почтенного возраста.
      Эти рассказы бесхитростны и порой далеки от официальных победных реляций. Это рассказы из окопов о каждодневном и нелегком ратном труде простых русских солдат.
      Такими были и братья Фёдор Григорьевич и Михаил Григорьевич Медведевы - наши с вами земляки.
      Вот что помнит племянник братьев Юрий Михайлович Зыбин.
      Большая семья моей бабушки Медведевой Евдокии Тимофеевны проживала в деревне Дьяково Тульской области. Дети бабушки давно выросли, разъехались и жили своими семьями. Старшая дочь, Анна жила в Москве, сыновья - в столичной области.  Фёдор жил в посёлке Старая Купавна, а Михаил  в городе  Ногинске  и только младшая дочка Евдокия, моя мама, от родной земли не оторвалась.
      После того, как дети разъехались, бабушка  жила в нашей семье. Жили мы тогда в трёх километрах от бабушкиной деревни, в доме Карницкого лесхоза, который стоял на изломе лесополосы,  в прямой видимости от деревни Воротня.
      Мой папа Михаил Георгиевич работал в лесхозе. Нас детей в семье было четверо - Тамара, Вячеслав, я и самая младшенькая Валентина. К глубокому сожалению ни брата, ни сестёр уже нет с нами.
      Летом, до войны к нам в отпуск приезжал дядя Миша, он помогал в хозяйстве, косил и заготавливал на зиму сено, и каждый раз, возвращаясь  с сенокоса, приносил каждому из нас по букетику земляники.
       За палисадником нашего дома у нас был овощной огород,  дальше  начинался луг,  протекал ручеёк. На нём была устроена запруда, образовался пруд, где  мы ловили рыбу с дядей Мишей. Вообще, по-моему, дядя Миша любил нас со Славкой больше, чем сестёр. Он  часто водил нас в нашу детскую «Мекку» -  давно заброшенный и заросший ивняком лесной питомник. Вырезал нам из коры липы портупеи, мастерил игрушечные пистолеты, деревянные сабли и устраивал  с нами целые сражения… 
      Теперь же шла настоящая война, немцы рвались к Москве и фронт проходил по нашим деревням. Братья воевали с первых дней войны.
       Я был  маленьким, но помню, как в   декабре 1941 года в нашем доме вдруг появился дядя  Миша. Он  вышел из окружения  и шел к дому сестры, не зная, что немцы уже в деревне.
       Когда он вышел из леса, и до дома сестры оставалось рукой подать, проезжавшие немцы, настигли его на мотоцикле: «Хенде хох! Русишь партизан?» и привезли в Воротню. В деревне Михаила хорошо знали. «Это наш, наш, вон в том доме живёт», - говорили, показывая  стоящий на опушке леса наш дом,  жители Воротни. На удивление всем  немцы  Михаила отпустили.   
      Дядя Миша, как же мы были ему рады, даже маленькая сестрёнка Валечка улыбалась.
      Надо сказать, что в начале декабря было очищено от немцев шоссе Москва – Тула и освобождён    районный центр город Венёв и я помню, как наши самолёты бомбили драпающих немцев, которые бросали застрявшие в глубоком снегу машины, мотоциклы, пушки.
      Дядя Миша пробыл у нас несколько дней и сразу после освобождения от немцев  Венёва  он поспешил в  военкомат.    
      И в это же самое время отступающие немцы гнали колонну военнопленных, в которой находился его брат Федор. 
      Так уж случилось, что он тоже выходил из окружения с группой бойцов  и в нескольких километрах от своей родной деревни Дьяково,  группу обнаружили и схватили немцы.
      Пленных пригнали к церкви, рядом  была поленница дров, где  дядя Федя сумел незаметно спрятать  свой партийный билет, ведь  немцы расстреливали коммунистов на месте.
       Немцы продержали пленных в церкви три дня. Ни пить, ни есть не давали, даже в туалет  не выпускали. Очень хотелось пить. Зима тогда была снежная, морозы стояли лютые, стены церкви  покрылись инеем и пленные, слизывая его,  пытались  утолить  жажду.
      На четвертый день, уже ближе к вечеру пленных прикладами автоматов построили в колонну  и  погнали  по Венёвскому шоссе неизвестно куда, немцы отступали. Справа от шоссе вдоль опушки знакомого леса тянулся не глубокий ров.
      Фёдор  решил, во что бы то ни стало бежать, ведь вот он лес, совсем рядом, а там и дом родной сестры. Немцы без предупреждения стреляли в каждого, кто  пытался выйти из колонны, чтобы, нагнувшись зачерпнуть немного снега.
      Уже смеркалось и, как только раздались очередные выстрелы,  Федор   упал в канаву лицом в снег и затих. На его счастье немцы  спешили, его не заметили или сочли убитым – не знаю.       Отлежавшись, пока колонна не скрылась с глаз,   дядя Федя  пришел к  нам домой. 
       Мы  была  очень рады, что и он был живой  и здоровый. Моя бабушка особенно радовалась встрече, ведь  она увидела живым и своего старшего сына.    
       На следующий день дядя Федя пошел к церкви, нашел свой партийный билет и явился в военкомат.
       Братья разминулись во времени буквально в один – два дня, как потом оказалось - навсегда.
        При первой же возможности братья посылали весточки матери. Но с начала 1943 года перестали приходить письма от Михаила, и сердце матери в тревоге сжалось. Уже под осень, когда копали картошку, пришло печальное известие, что её младшенький Михаил пропал без вести где-то в Краснодарском крае. Бабушка без чувств опустилась на землю.
      Теперь её не отпускали тревожные мысли: «Хорошо, если Михаил  ранен и его выхаживают добрые люди, был бы только жив, а коли и в живых-то уже нет? Что тогда? Ведь и пожить–то до войны не успел и никого после себя не оставил». Вот старший Фёдор был  солидным семейным человеком, у него подрастали уже свои дети, но и за него сердце матери беспокоилось не меньше…
       Хорошо ещё Фёдор не забывал, писал, что бьют этих немцев нещадно и это придавало бабушке силы жить и вселяло надежду, что скоро закончится эта треклятая война. И то, с нынешнего лета, почитай третий год пошел, как  она началась,   а всё никак не кончается, вот закончится, - тогда и увижу своих  сыновей,  надеялась бабушка. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе.
      Михаил по уточненным данным пропал без вести 4 февраля 1943 года в городе Железный, что в Краснодарском крае. Так что не напрасно болело сердце матери… 
      На следующий год из-за постоянного недоедания бабушка тихо ушла из жизни,  и не пришлось ей увидеть  сына-победителя Фёдора.
      После войны дядя Федя прожил ещё 15 лет и незадолго до своей смерти   приезжал к нам в деревню. Это был безобидный, добрейшей души человек. Про него люди совершенно определённо говорили, что он и мухи в жизни не обидел…

Красноармеец Медведев Михаил Григорьевич 1910 года рождения
Последнее место службы  295СД.
Пропал без вести 4 февраля 1943 года в городе Железный,  Усть – Лабинского района, Краснодарского края. 
 
 Медведев Фёдор Григорьевич 1904 года рождения.
Был призван по мобилизации Ногинским РВК в августе 1941 г.
Гвардии старшина Медведев Фёдор Григорьевич принимал участия в боях на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах, награждён медалями «За Отвагу» и «За победу над Германией», последнее место службы 141-й гвардейский стрелковый полк,
демобилизован 2 июля 1945 года. Умер 5 мая 1960 года.

       Совсем недавно из случайно разбившейся рамки с фотографией  Фёдора  выпала довоенная фотография Михаила, снимок Михаила был сделан в 1935 года в городе Ногинск, здесь ему 25 лет.
       На обратной стороне фотографии были стихи, посвященные  Ногинску. Я с интересом разобрал его почерк и вот, что прочитал:

 О ЛЮБВИ К ГОРОДУ

Встретил город вначале уныло,
Строгим взглядом угрюмо смотрел.   
Я не знал, что он станет мне милым, 
Прошагав, я устало присел.               

За работу я взялся прилежно
И прогулки свои прекратил,               
Но в работе,  мне так было нужно,  -
Я по городу часто ходил.
 
Вот весна своей дивной природой
Стала в парки и скверы всех звать
И моим к нему радостным чувствам
Не давала  никак  остывать.

Он теперь не казался унылым
И в привычке к друзьям и местам
Этот город таким стал мне милым –
Не оставишь прогулок  и сам.
 Медведев М. Г.

      Конечно, стихи не совершенны, но это искреннее признание деревенского паренька в любви к Ногинску.
      Интересно, поживи ещё дядя Миша, чтобы он сказал о нашем, сегодняшнем, так похорошевшем Ногинске? 


Татьяна ХЛЕБЯНКИНА
(г. Талдом, Московской обл.)
Член Союза писателей России


ЗЕМЛЯКИ В БОЯХ ПОД МОСКВОЙ


Земляки-талдомчане и родные в годы Великой Отечественной в боях и трудах под Москвой

 Татьяна Хлебянкина:
«Пишу по зову тех сердец, что сожжены войной…»

    Россия, Родина, родня… В годы Великой Отечественной войны Талдомский район Московской области стал прифронтовым. На борьбу с врагом ушло около 14 тысяч талдомчан, более 6 тысяч не вернулись с полей сражений...
Многие из них воевали и погибли под Москвой в 1941-м, в том числе известны 9 жителей и уроженцев деревни Дубровки: Ананий Антонович Клычков (Сечинский) (1909 - 1941),младший брат поэта С.А.Клычкова; Василий Васильевич Герасимов (1913-1942), умер от ран в госпитале; Иван Иванович Максимов ((1902- 1946), воевал под Волоколамском...Григорий Лаврентьевич Казаковкин был тяжело ранен под Москвой, но затем прошёл боевой путь до Германии, награждён медалью "За отвагу"...Связисты Николай Андреевич Каблуков и Михаил Павлович Докалов с 18 лет воевали,трижды отмечены боевыми медалями, дошли до Австрии и Прибалтики... В первых полках "Катюш" воевал орденоносец ст.лейтенант Константин Алексеевич Голубков, уцелевший в боях под Сталинградом и Кенигсбергом...Валентин Иванович Калинин был на трудовом фронте под Москвой, затем тяжело ранен под Сталинградом...Участник двух военных парадов в 1941-м и 1945-м майор Василий Андрианович Лизунов поделился своими воспоминаниями об этом в книге "Прикрыли сердцем Родину свою", вышедшей в Талдоме в 2000-м году...
    На фронте и в тылу в войне участвовали и мои родные с улицы Максима Горького г.Талдома, уроженцы деревень Большое и Малое Страшево, Мельдино, Филиппово и др… Главные герои нашего очерка –– из рода крестьян и башмачников Тверской и Подмосковной глубинки, испокон веков служили Отечеству на фронтах русских войн...
    Своё повествование автор начинает с рассказа о судьбе отца - инвалида Великой Отечественной войны, гвардии ст. сержанта Александра Алексеевича Хлебянкина (21.11 (4.12).1918-4.8.1998). Родился он в деревне Малое Страшево, что и сегодня стоит на взгорье над рекой Дубной, воспетой Пришвиным и Клычковым, неподалёку от д. Дубровки, родины новохристианского поэта, прозаика С.А.Клычкова (5(17).1889 - 8.10.1937)… Сначала окончил пять классов, учился в Пановской школе, затем в Запрудне, в Талдоме стал работать.
     Тут его и застала война. Отец вспоминал: «Проснулся утром на улице Горького, а в 12 часов выступил Молотов и сказал в своей речи: «Победа будет за нами… ничего врагу не оставлять… Война будет тяжёлой…». Я пошёл в военкомат, дали задание вручать повестки, а на другой день поручили с Аркадием Чижковым собирать металлолом по деревням по реке Хотче, дня три ездили. Потом после работы дежурили на военно-наблюдательном пункте ПВО, следили за самолётами в лесу около д. Солонишники, меж Пригарами и Калинкино, в стороне от Нушпол (там был штаб противовоздушной обороны). Видели, как бомбили Москву – стреляли зенитки. А 2 августа мобилизовали, отправили под Ногинск, в Буньковские лагеря, где формировались части, учили нас маршировать, стрелять. Спали в сарае на нарах, питались в столовой под навесом. 6 октября выпал снег, 2-3 дня лежал, а 8-го формировалась часть – 302-й отдельный пулемётный батальон. Попал санитаром-писарем в санроту на Западный фронт. Оседлали Варшавское шоссе…
   Боевое крещение получил под Яропольцем, откуда шёл с донесением в штаб (обстрелял вражеский самолет, пули цокали рядом с головой в песок, вся шинель оказалась пробита, а сам остался цел и невредим). Потом, во время наступления фашистов на Москву, охранял мост у Яхромы. Из 350 человек от батальона в живых осталось 10-12. Бои шли по всему фронту… А вскоре пришёл сибирский полк (командир Муртазин), встали у д. Базарово. Остатки нашего батальона передали туда. Вывозил с поля боя раненых. Раненых было – не сосчитать. Ты едешь, а пули свистят мимо тебя. Вывез, наверно, с полсотни раненых, а, может, и больше… Воевал под Карачевым, под Юхновым. В сентябре 1942 года стал кандидатом в члены ВКП (б), а в партию вступил в июле 1943 года…
   В годы Великой Отечественной войны А.А.Хлебянкин был награждён медалью «За боевые заслуги» за бои под селом Букань Орловской области (как известно, именно на орловщине родился и жил М.М.Пришвин). Из приказа № 11 от 23.6.1943, издан 58 гв. СП, 18 гв.КСД 16 А: «…Наградить… медалью «За боевые заслуги»… 21.Гвардии красноармейца Санитарной роты – Хлебянкина Александра Алексеевича. В Отечественной войне с самого начала – доброволец. Участник боёв с немецкими оккупантами. В бою за д. Букань, Людиновского района, Орловской области т. Хлебянкин бессменно, в течение нескольких суток, под огнём противника вывозил раненых бойцов и командиров от БМП до ПМП, проявляя при этом мужество и стойкость. За честное и добросовестное выполнение своего служебного долга т. Хлебянкин неоднократно получал поощрения от командования роты и полка. Рождения 1918 года, русский, кандидат ВКП/б/. Призван в Кр. Армию Талдомским Райвоенкоматом, Московской области…»… В феврале 1944 года старые раны и перенесенные на ногах болезни взяли свое. Попал на излечение в апреле в полевой госпиталь, а его часть, 58-й гв. сп 18 гв. сд в это время брала Кенигсберг, вышла на берег Балтийского моря…
   Вернулся на работу бухгалтером РОНО, оправившись от болезни, а потом пошёл на обувную фабрику, где и трудился последние шестнадцать лет рабочим-обувщиком, вплоть до пенсии...
    Однажды захотелось умельцу-обувщику порадовать мир чем-нибудь необычным и решил он сшить миниатюрную обувь. Сказано — сделано. Одна из этих пар (женские туфли размером 11 мм) была подарена Н. С. Хрущеву к его юбилею, а две других хранятся ныне в Талдомском музее. Интересно, что после войны жил солдат на улице имени писателя Пришвина и прозвали его современным левшой за то, что Александр Алексеевич изготовил такую миниатюрную обувь, которая вошла в книгу рекордов Подмосковья.
    Не чужд он был и литературному творчеству, писал стихи и мемуары, дружил с местными членами ЛИТО имени И.С.Романова: Леонидом Кузьминым (побывавшим в своё время на открытии мемориального надгробия на могиле Пришвина), ветеранами ВОВ В.Морковниковым; рязанцем, поэтом С.В. Прянишниковым и др.

     В архиве ветерана сохранились письма от В. Солоухина, М.Танича и др. Сотрудничал с местной газетой «Заря», в которой печатали его отклики на разные события.
     Также награжден орденом Отечественной войны 1 степени и 14-ю медалями. Среди них самые дорогие: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией », «За доблестный труд» (4.04.1970), медаль «Георгий Жуков». А в его трудовой книжке — шестнадцать благодарностей за хорошую paботу, есть множество почётных грамот: областные - «за образцовое выполнение повышенных социалистических обязательств», от исполкома горсовета - «за активную работу по наведению общественного порядка в городе». Многие годы был председателем товарищеского суда на обувной фабрике.
    По его предложению на окраине Талдома, где была низина и били ключи, вырыли озеро, которое стало излюбленным местом отдыха талдомчан.
    В «Рассказах о Великой Отечественной войне» в стихах А.А.Хлебянкина упоминаются многие земляки и разведчица Зинаида Васильевна Голицына (29.10.1923 - 26.12.1941), в чём-то как бы повторившая подвиг Зои Космодемьянской и погибшая вместе с Володей Павловым после зверских пыток от рук фашистов...
    Её ровесница, моя мама Хлебянкина (Дроздова) Руфина Павловна (6.7.1923-30.6.1981) - родилась неподалёку от святого источника Гремячий Сергиево-Посадского района в многодетной крестьянской семье. Отец работал лесничим, потом конюхом, пёк просфоры для храмов. В годы войны всей семьёй трудились в колхозе… А дочь Руфина после окончания Загорского Государственного учительского института (факультет русского языка и литературы) с 1 сентября 1943 года по распределению начала работать в семилетней школе № 2 г. Талдома… Награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1.10.1947), «В память 800-летия Москвы» (2.08.1948), «За трудовое отличие» (23.10.1954). Сохранилось фото педагогов после вручения правительственных наград в октябре 1954 года, среди них Н.Н.Градов и Р.П.Хлебянкина, М.Г.Лебедева, А.А. Фролова, Михаил Жохов, Александра Ивановна Куликова, зав. РОНО М.С.Фомичёв…
        Двоюродная сестра Руфины Павловны Зоя Васильевна Меркулова (Виноградова) (18.12.1917- 17.08. 2003) в годы войны охраняла небо над Москвой (под Монино, Балашихой), была зенитчицей ПВО, награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями, а её муж Иван Петрович Виноградов (1913 - 1989), гв.ст. лейтенант, командир танкового взвода был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 и 2 ст.
    В родовом гнезде Хлебянкиных на День Победы на улице Максима Горького всегда собирались друзья и близкие, пели русские народные песни. Но уже не тряхнет ветеран стариной, не возьмет в руки гармошку… зато обязательно прозвучит его любимая песня «Когда б имел златые горы»...
     В этом доме ждали вестей с фронта от родных, но многие не вернулись...
      Последним ушёл из этого дома и из жизни ветеран войны Фёдор Васильевич Белозёров (06.03.1909 - 01.06.1990), уроженец Тверской глубинки с реки Медведицы, участник военного парада под Москвой 7 ноября 1941-го. В Красной Армии с 10.10. 1939 года. Освобождал Венгрию, Польшу, Румынию, Прагу, воевал на Центральном, Волховском, Ленинградском, 1-м Украинском фронтах. Домой вернулся 15 октября 1945-го. Награждён двумя медалями «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и др., орденом Отечественной войны 2 степени, имел благодарность от маршала Конева…
   На улице Максима Горького посадил берёзовые аллеи, которые украшают её и наш город до сих пор…
   В трёх войнах участвовал дядя мужа племянницы А.А.Хлебянкина – Евгении Алексеевны Хлебянкиной (Соломиной) Иван Михайлович Соломин (1896 -1995), награждённый медалями «За оборону Москвы», «За отвагу» и др., сражавшийся с первых до последних дней войны на Западном, 1-м Украинском, Ленинградском фронте, в Прибалтике.
    У каждого была своя судьба и своя война и она продолжается в нашей памяти и, дай Бог, её участники и герои не будут забыты и нашими потомками...


Рецензии
Мы в неоплатном долгу перед героями, воевавшими на фронтах,работающими в тылу.Пронзительные,сильные истории! А в наши дни рассказы о героях звучат особенно актуально! Важный и нужный труд- донести правду о тех днях.С признательностью.

Татьяна Штепа   13.02.2023 10:36     Заявить о нарушении
Вы правы, конечно. Спасибо за отзыв!

Владимир Остриков Белые Снегири   13.02.2023 11:09   Заявить о нарушении