Похвала фламандцам

На мой не просвещённый взгляд не Мона Лиза
Волнует ум и поражает глаз,
Бросая миру не решённый вызов,
Являясь тайным чудом напоказ.
Забытый Ян ван Эйк с «четою Арнольфини» –
Вот полнота и правда естества,
И соразмерны мысль и власть предметных линий,
Загадочность, лишённая гордыни,
И взвешенная степень мастерства.

И чтобы не плели «искусствоводы»:
Новопроходцем был Робер Кампен.
Фламандский передел – печать породы,
Начала живописных перемен,–
Тюрбаном красным вспыхнула кипень,
И опалила ремеслом свободы.
Шагала воля в шапке набекрень.
Стал важен Человек – сосредоточье Бога,
Ожили на «холсте» небесность и дорога,
С цветком кувшин и штукатурка стен.

Блестящий Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден,
Как цепи разорвавшие рабы,
Поставили Европу на дыбы,
Что стоил «Брюгге» мессы и обедни.

Затем случится Медичи разбег
И Брейгеля крестьянское дыханье,
И гений Рембрандта, и Рубенса пыланье,
И бунтарей французских светоносный век.

2017- 10 лютня 2023 гг.

Строчка « на холсте» взята в кавычке по причине того, что в те времена писали на досках. В Западной Европе живописцы стали писать картины на холсте с начала 16 века. Рождение масляной живописи в современном понимании связывают с именем нидерландского художника Яна ван Эйка (Jan van Eyck), который в 15 веке возродил давно забытый метод рисования и усовершенствовал масляные краски. Именно он стал основоположником искусства Раннего северного Возрождения. Благодаря ему живопись маслом стало всеобще признанным, а масляная техника стала традиционной для Нидерландов, затем для Германии, Франции и еще позже для Италии.

Робер Кампен (ок. 1378 – 26 апреля 1444, Турне).
Ян ван Эйк ( ок. 1385 или 1390, Маасейк – 1441 Брюгге).
Рогир ван дер Вейден ( 1399/1400, Турне –1464, Брюссель).   

Представлены полотна следующих великих фламандцев: Робера Кампена («Портрет мужчины в красном тюрбане», «Благовещение»), Яна ван Эйка («Мадонна каноника ван дер Пале», «Автопортрет»), Рогира ван дер Вейдена («Портрет молодой женщины», «Благовещение», средник триптиха Алтаря святого Коломба «Поклонение волхвов, «Портрет дамы»); по середине Яна ван Эйка («Портрет четы Арнольфини»).         


Рецензии