Пакость по призванию, черствость по определению

Бывает так, что, спеси полн, болван
Заподличает, выбившись в вельможи.
Здесь чуда нет: от власти словно пьян,
Он, все забыв, себя не помнит тоже.
Алишер Навои.1

Довольно-таки неприглядные факты со стороны заправил независимой Чечни (ЧР) имели место в связи с этническим погромом, который устроили власть имущие Северной Осетии (СО) и России ингушскому народу в 1992 г. в Пригородном р-оне и г. Владикавказе. Тогда Президент ЧР, ее Правительство и Парламент проявили себя прескверным образом. Данную мысль подтверждают ингуши - грозненцы. Среди них особо ценным свидетелем для меня стала Люба Эсмурзиева - известная актриса Ингушского Драмтеатра и диктор ингушского телевидения, созданного после бойни 1992 г. Но его вещание охватывало только часть Ингушетии.2

В частности, Люба Эсмурзиева свидетельствует о ярой агит-вакханалии, широким потоком изливавшейся из всех СМИ-Глоток (!) независимой Чечни. Они полным ходом, на всю пропагандистскую мощь, сдобренную вонью лживости и лицемерия изрыгали гнусную дезинформацию, обращая сознание чеченского народа в отстойник для сбора измышлений и посадки семян козней и раздора. Они разнузданно внушали ему, что из-за ингушей, по их вине на Чечню с войной идут российские войска.

Ответственность за распространение такой дезинформации полностью легла на Президента ЧР, ее Правительство и Парламент. Они по невежеству или намеренно - злокозненно, не разъяснили чеченскому народу действительный смысл происходящего, опираясь на исторический опыт различных империй и их способов и приемов расправы с мятежной колонией, которая посмела проявить непокорность. Исходя из мирового опыта, основной причиной вторжения армии РФ в Чечню могла быть и была только (!) ее борьба за свободу и независимость. Но ее заправилы не изволили исполнить свой политический и нравственный долг по изжитию лживых, злокозненных и невежественных СМИ-воплей о вторжении российских войск в Чечню по «вине» ингушей...
 
Раздувание данной истерии в духе Д. Дудаева и К* было на руку Кремлю, заинтересованному в стравливании народов Северного Кавказа. Следовательно, заправилы ЧР фактически под рык российско-осетинских агит-рупоров и скулёж собственных СМИ-трещоток залихватски отплясывали единый для всех империй ярый марш, горлопаня его дьявольский рефрен в северокавказской вариации: «Разделяй и властвуй, натравливай чеченцев на ингушей».

Для опровержения этих воинствующих агит-выхлопов, сеявших раздор и вражду между ингушами и чеченцами общественные деятели Ингушетии решили через Грозный-ТВ обратиться к чеченскому народу с заявлением. Оно заняло бы всего лишь пять минут. Однако попасть на Грозный-ТВ можно было только с соизволения Д. Дудаева. Организовать встречу с ним взялся Саид Чахкиев - главный редактор газеты «Сердало». В составе делегации была Люба Эсмурзиева и еще семь человек, ныне не пожелавших раскрыть мерзопакостные нюансы, проявленные Д. Дудаевым во время этой встречи. Ингушская делегация прибыла в Грозный 13 ноября 1992 г. и дожидалась разрешения Д. Дудаева на прием в редакции «Сердало». Но президентское соизволение поступило только через четыре часа. Таким образом, Д. Дудаев наглядно продемонстрировал свое явное равнодушие к трагедии ингушского народа.

В этой «мелочи» настолько запоздалого приема ингушских делегатов Д. Дудаевым, кроется черствость власть имущих ЧР к напасти, постигшей ингушей. Они проявили не исламское, не братское, а по-хамски равнодушное отношение к ним. Ингушский народ, брошенный в пекло этнической бойни, пребывающий в общенародном трауре по своим убитым согражданам, переживающий за судьбу своих заложников, принявший более 55 тысяч беженцев, оказался на задворках благоволения власть имущих и идеологов Чечни. Тем более, что ингуши из СМИ, особенно, из Грозный-ТВ и Владикавказ-ТВ, знали, насколько предупредителен был Д. Дудаев и К* в то время по отношению к Северной Осетии и не держал на задворках своего барского внимания ее делегации. С ингушами он вел себя по-хамски в полном соответствии с поэтической картиной, вышедшей из-под пера Хафиза Хорезми:

Благородства не ищи у надменных владык:
Прежде чем дверь откроют, жизнь бесследно пройдет.3

На приеме у Д. Дудаева один из участников ингушской делегации сказал ему: «Джохар, уже две недели в Ингушетии - всенародный траур, но мы готовы положить свои жизни (тхой дакъий Iодахка кийча да тхо), чтобы не пропустить армию РФ в Чечню. Нам нужно всего пять минут для выступления по ТВ, чтобы разъяснить чеченскому народу позицию ингушского народа по поводу событий, которые ныне происходят. Мы надеемся, что ты не откажешь нам в выступлении на ТВ».

На это заявление Д. Дудаев дал, по слову Л. Эсмурзиевой, чудовищно гнусный и недостойный для чеченца и мусульманина ответ: «Аз шоана пхи минот а, цхьаккха минот а лургьяц. Оаш фу дий?! Шоай хьувза баьча истишта, мехкарашта даьр цIада оаш, шоашта даь эхь тIера дIадаккха, тIакха дергда оаш къамаьл» {Я не дам вам ни пять минут и даже ни одной минуты. Знаете, что вам надо сделать? Отомстите за ваших девушек и женщин, над которыми надругались осетины. Очиститесь от постыдства (позора), нанесенный ими вам. Вот тогда и будете выступать по ТВ}.
 
Делегаты, сказав, что в таком случае они уходят, встали и направились к выходу. Л. Эсмурзиева во время мерзких излияний Д. Дудаева непрестанно повторяла: «АстагфируЛлах! АстагфируЛлах!» И еще она спрашивала: «Ай, из къамаьл хьа а дейтта цIа мишта долх вай?!..» (Как мы можем уйти, позволив так с нами разговаривать?). Однако они ушли без единого возражения на сей отвратно оскорбительный выброс хамства. Генерал Д. Дудаев поступил как истинный солдафон, взявший на вооружение предостерегающее изречение М. Цветаевой: «Если что-то болит - молчи, иначе ударят именно туда».

Через два года на Чечню обрушилась чудовищная бедствие и горесть с умерщвлением 250 тыс. чеченцев, в том числе 40 тыс. детей, надругательств над женщинами, издевательств над стариками и мужчинами. Но сей факт ни в коем случае не давал и не дает никакого нравственного права кому-либо из ингушей уподобляться Д. Дудаеву и извергать в адрес чеченского народа оскорбления в его духе.

Кавказские адаты, как и кодекс общечеловеческой морали не допускает проявления хамства, т.е. унижение чувств ближнего ради демонстрации своего крохоборского превосходства, ибо, как писал Конфуций, «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду». В этом изречении под выгодой подразумеваются не только корыстные обретения, но и выпуск на волю своих низменных чувств, оскорбляющих ближнего.

Сунна, т.е. хадисы, осуждает хамство, оскорбление чести и достоинства человека ради удовлетворения своих низменных чувств. Пророк Мухаммад (САС) так наставлял: «Нет ничего тяжелее на весах в Судный День, чем благой нрав. И поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего мерзости!» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). И еще пророк Мухаммад (САС) предостерегал от покушения на честь и достоинство человека, потому что «Поистине, из числа (!) величайших грехов - это покушение человека на честь мусульманина без права» (Абу Давуд,  ибн Аби ад-Дунья)

Хамзат Фаргиев

9 февраля 2023

Примечания

1. Алишер Навои (1441 - 1501) - тюркский поэт, суфий, государственный деятель тимуридского Хорасана.
2. Вторую быль от Л. Эсмурзиевой см. здесь: «Коль в доме брата траур, в своем - запрет на пир». - https://proza.ru/2023/02/07/528
3. Абдулрахим Хафиз Хорезми - тюркский поэт. Он жил в XIV веке в Хорезме и Ширазе при дворе Тимуридов.

***

На фото - Люба Эсмурзиева.


Рецензии