Акварели на воде

Дождь застал его врасплох. Иван прижался под узким козырьком заброшенной остановки, наблюдая, как струи воды размывают мир до состояния акварельного эскиза. Город терял очертания, превращаясь в пятна серого, зеленого и тусклого желтого от уличных фонарей. Именно в этот момент она появилась — будто возникла из самой сырой пелены дождя.

Она мчалась к остановке, нелепо прикрываясь папкой с бумагами, которая мгновенно промокла. Выскочив под крышу, Светлана отряхнулась, как мокрая кошка, и только тогда заметила его.

— Место занято? — ее голос прозвучал неожиданно звонко в монотонном шуме ливня.

— Всё в вашем распоряжении, — Иван отодвинулся, давая ей больше пространства.

Тишина повисла неловкая, наполненная лишь звуком дождя. Иван украдкой разглядывал соседку. Капли воды стекали по ее щеке, подобно слезам, но выражение лица было скорее озадаченным, чем расстроенным. Она пыталась спасти размокшие листы, осторожно разделяя их.

— Важное? — наконец спросил он, кивнув на папку.

— Безнадежное, — она усмехнулась, и это преобразило ее лицо. — Эскизы. Я архитектор. Вернее, пытаюсь им быть. А это был мой последний шанс впечатлить заказчика. Теперь они выглядят как… абстрактное искусство.

Она показала один лист. Чернила действительно расплылись, создавая причудливые, неконтролируемые узоры. Но было в этом что-то прекрасное.

— Похоже на акварель, — заметил Иван. — На те самые, что делают по мокрой бумаге. Предполагают текучесть, случайность. Может, это и есть настоящая архитектура — не строгие линии, а нечто, что живет и дышит.

Светлана посмотрела на него с удивлением, потом внимательнее на размытый эскиз.

— Вы художник?

— Преподаватель истории искусств, — представился он. — Иван.

— Светлана.

Они снова замолчали, но теперь молчание было другим — заинтересованным. Дождь не утихал, создавая вокруг них уютный, изолированный мирок.

— А что, если так и подать? — вдруг сказала она, глядя уже не на эскиз, а в дождевую завесу. — Не бороться со случайностью, а сделать ее частью проекта. Парк, а не здание. С дорожками, которые повторяют русла дождевых потоков. С беседками, как вот эти островки под навесом.

Она говорила увлеченно, рисуя в воздухе мокрыми руками. Иван слушал, и что-то давно забытое шевельнулось в его груди. Он видел не просто промокшую девушку с испорченными чертежами, а искру. Ту самую, что зажигает огонь в искусстве.

— У вас есть карандаш? — спросил он.

Она нашла в сумке почти сухую графитную палочку. Иван взял один из размытых листов, превратив его в чистую сторону.

— Покажите.

И она стала рисовать. Линии были смелыми, свободными. Она говорила, а он иногда вставлял: «А здесь можно добавить прозрачность, как у акварельного слоя» или «Этот изгиб — он как мазок кисти». Они не замечали, как время течет, увлеченные совместным творением, рождавшимся на мокрой бумаге под аккомпанемент дождя.

Ливень начал стихать, превращаясь в моросящую изморось. Мир проступал из-за размытых красок, снова обретая четкость.

— Я, наверное, должна бежать, — нерешительно сказала Светлана, глядя на проясняющееся небо. — Попробовать всё это перенести на чистые листы, пока не забыла.

— Да, конечно, — Иван почувствовал неожиданный укол сожаления.

Она собрала мокрые листы, бережно положив сверху их общий эскиз.

— Спасибо, — сказала она просто, но в этом слове было многое. — Вы… вы дали мне новый взгляд.

— Это вы его мне подарили, — честно ответил он.

Она улыбнулась, кивнула и вышла из-под навеса, быстро зашагав по блестящим тротуарам. Иван смотрел ей вслед, пока ее фигура не растворилась в сумеречном городе.

Через неделю, проходя мимо того же места в солнечный день, он увидел на остановке объявление о конкурсе на проект нового городского парка. И внизу, мелким шрифтом: «Победитель — Светлана Королева. Концепция «Акварельные тропы».

Иван улыбнулся. Он не пытался ее найти. Та встреча была как тот эскиз — совершенная, законченная в своей мимолетности акварель на воде. Краски коснулись поверхности, подарили мгновение чуда и растворились, оставив после себя лишь ощущение. Нежное, размытое и невероятно живое.

Он иногда приходил на эту остановку в дождь, но она больше не появлялась. Возможно, это было и к лучшему. Некоторые картины не стоит пытаться повторить. Их прелесть — в единственности мгновения, в котором дождь, промокшая бумага и взгляд незнакомца могут создать целый мир.


Рецензии