Эссе Пророчество Наума

ПРОРОЧЕСТВО НАУМА.

Книга Библии номер 34 — Наум
Кто написал: Наум
Место написания: Иуда
Написание завершено: до 632 до н. э.

«ВЕСТЬ против Ниневии» (Наум 1:1). Этими словами начинается грозное пророчество Наума. Что же побудило пророка объявить о гибели города? Что известно о древней Ниневии? Её историю Наум охарактеризовал тремя словами: «Город, проливающий кровь» (3:1). Сегодня о древней Ниневии напоминают лишь два холма, расположенных на восточном берегу Тигра напротив современного города Мосул, на севере Ирака. Этот хорошо укреплённый, окружённый стенами и рвами город был столицей Ассирийской империи во второй половине её существования. Однако основание города восходит ко временам Нимрода, «сильного охотника, противящегося Богу. [...] ...Он пошёл в Ассирию и построил Ниневию» (Быт. 10:9—11). Итак, Ниневия имела далеко не благовидное происхождение.

Наибольшую известность она обрела в заключительный период Ассирийской империи, при царях Саргоне, Синахерибе (Сеннахириме), Асархаддоне (Асардане) и Ашшурбанипале (Аснафаре). Она обогащалась за счёт грабительских войн и была известна нечеловеческой жестокостью, с которой ассирийские цари расправлялись со множеством своих пленников.

Вот что пишет об этом историк К. Керам: «Ниневия не была забыта главным образом потому, что с именем её связаны убийства, грабежи, угнетение, насилие над слабыми, войны и всякие ужасы, кровавая смена правителей, которые держались на троне лишь силой террора и которым почти никогда не удавалось умереть своей смертью,— впрочем, их место занимали ещё худшие тираны».

Какая религия практиковалась в Ниневии? В городе поклонялись внушительному пантеону богов, многие из которых были заимствованы из Вавилона. Правители Ниневии призывали своих богов, когда шли уничтожать и разрушать, а жадные жрецы поощряли завоевательные походы, предвкушая богатый сбор от военной добычи.

В одном труде об этом говорится: «Они [ассирийцы] боготворили силу и обращали свои молитвы только к огромным каменным идолам — львам и тельцам, массивные ноги, орлиные крылья и человеческие головы которых символизировали силу, храбрость и победу. Основным занятием этого народа была война, а неизменными разжигателями войны были жрецы. Они содержались главным образом за счёт военных трофеев и неизменно получали назначенную им долю ещё до того, как добыча распределялась между другими, так как это племя грабителей было крайне религиозным».

Несмотря на свою краткость, пророчество Наума содержит много интересного. О самом пророке мы знаем лишь то, что записано в первом стихе: «Книга видения елкосеянина Наума». Его имя (евр. Наху;м) означает «утешитель». Конечно, его весть не была утешительной для Ниневии, но она утешала верный Богу народ и вселяла в него твёрдую уверенность в избавлении от непримиримого и могущественного врага.

Утешением было и то, что Наум не упоминал грехов своего народа. Хотя местонахождение Елкоса точно не известно, предполагается, что книга Наума была написана в Иуде (Наум 1:15). Когда Наум записывал своё пророчество, падение Ниневии (632 до н. э.) было ещё впереди. Пророк уподобил это событие падению египетского города Но-Аммон (известного также как Фивы), которое произошло незадолго до высказывания этого пророчества (3:8). Следовательно, книга Наума должна была быть написана в промежутке времени между двумя этими событиями.
 
Книгу отличает оригинальный стиль изложения. Она немногословна и благодаря своей живости и реализму органично вплетается в общую ткань боговдохновенного Писания. Речь Наума отличается яркостью, эмоциональной насыщенностью и художественной красотой, а также возвышенностью изречений, чёткостью образов и поразительно меткой фразеологией (1:2—8, 12—14; 2:4, 12; 3:1—5, 13—15, 18, 19). Похоже, бо;льшая часть 1-й главы (до конца 8-го стиха) — это акростих, в котором каждая строфа начинается с очередной буквы еврейского алфавита, от буквы «алеф» до буквы «каф». Вся книга Наума посвящена одной теме, и это обогащает её стиль. Пророк питает глубокую ненависть к коварному врагу Израиля. Он понимает, что Ниневию ждёт неминуемая гибель.

Достоверность книги Наума подтверждается точностью исполнения её пророчеств. Кто, кроме пророка Бога, отважился бы в дни Наума предсказать, что в гордой столице Ассирийской мировой державы «ворота рек непременно откроются, и дворец растает»? Кто отважился бы сказать о ней: «Всюду пустота и заброшенность, город опустел»? (2:6—10).

Последующие события показали, что пророчество Наума действительно было вдохновлено Богом. В анналах вавилонского царя Набопаласара описывается завоевание Ниневии мидянами и вавилонянами: «Они... [превратили] город в развалины и руины». Ниневия была разрушена настолько, что даже её местонахождение было забыто на многие века. Поэтому некоторые критики высмеивали Библию, утверждая, что Ниневия никогда не существовала.

Однако Ниневия была найдена, и это ещё больше подтвердило достоверность книги Наума. В XIX веке там начались раскопки. Чтобы откопать город полностью, по некоторым подсчётам, потребовалось бы снять миллионы тонн грунта. Что же было найдено среди развалин Ниневии? Многое из того, что говорит о точности пророчества Наума. Например, были найдены памятники и надписи, которые свидетельствуют о царившей в столице жестокости, а также остатки огромных статуй крылатых быков и львов. Неудивительно, что Наум назвал город «логовом львов»! (2:11).

О каноничности книги Наума свидетельствует то, что иудеи всегда считали её частью боговдохновенного Писания. Она полностью согласуется с другими книгами Библии. Пророчество произносится от имени Бога и ярко описывает качества Бога и превосходство его владычества.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВЕСТЬ БОГА ПРОТИВ НИНЕВИИ (1:1—15). «Господь — Бог, требующий исключительной преданности и совершающий мщение». После этих вступительных слов пророк начинает провозглашать «весть против Ниневии» (1:1, 2). Хотя Бог медлен на гнев, обратите внимание на то, как он мстит с помощью ветра и бури. Горы трясутся, холмы тают, и земля содрогается. Кто устоит перед его пылающим гневом? Однако Бог — твердыня для тех, кто ищет в нём убежище. Ниневия же обречена на гибель. Она будет истреблена наводнением, и «бедствие больше не повторится» (1:9). Бог уничтожит её имя и её богов. Он погребет её.

А для Иуды, напротив, есть хорошая весть. Какая? Человек, возвещающий мир, призывает Иуду праздновать свои праздники и исполнять свои обеты, потому что враг, «негодный человек», обречён на гибель. «Он будет полностью уничтожен» (1:15).

ПРОРОЧЕСТВО ОБ УНИЧТОЖЕНИИ НИНЕВИИ (2:1—3:19). Через Наума Бог бросает вызов Ниневии, призывая её собраться с силами и противостать приближающемуся опустошителю. Бог вновь соберёт своё — «величие Иакова» и «величие Израиля». Посмотрите на щиты, на тёмно-красную одежду его сильных людей и на сияющее, как огонь, железное снаряжение на его «боевых колесницах в день его приготовления к битве»! Боевые колесницы «бешено мчатся» по улицам и мелькают, как молнии (2:2—4). Теперь рисуется пророческая картина битвы. Ниневитяне спотыкаются и спешат к стене, чтобы защитить её, но напрасно. Ворота рек открываются, дворец тает, и рабыни стонут и бьют себя в грудь. Убегающим мужчинам приказывают стоять, но никто даже не оглядывается. Город расхищен и опустошён.
 
Сердца растаяли. Где теперь логово львов? Лев наполнил пещеру добычей для своих детёнышей, но Бог говорит: «Я обращусь против тебя» (2:13). Бог сожжёт военное снаряжение Ниневии, пошлёт меч, который пожрёт её молодых львов, и истребит с земли её добычу.

«Горе городу, проливающему кровь! Он весь полон обмана и грабежа». Послушайте, как свистят плети и грохочут колеса. Посмотрите, как стремительно несутся кони и подскакивают колесницы. Посмотрите на всадника, на пламя меча, на молнию копья и на груды трупов. «Нет конца этим мёртвым телам» (3:1, 3).

Почему? Потому что своей проституцией Ниневия заманивала в сеть народы и своим колдовством — племена. Бог второй раз говорит: «Я обращусь против тебя» (3:5). Ниневия будет разоблачена как прелюбодейка и опустошена, её участь будет не лучше, чем участь Но-Аммона (Фив), который Ассирия взяла в плен.

Её укрепленные места подобны спелым плодам инжира, «которые, если их стряхнуть, упадут в рот тому, кто ест» (3:12). Её воины как женщины. Ничто не спасёт Ниневию от огня и меча. Её стража убежит, как стая саранчи в солнечный день, и её народ рассеется. Царь Ассирии поймет, что облегчения не будет и что это бедствие неизлечимо. Все, кто услышат эту весть, будут хлопать в ладоши, так как все страдали от зла Ассирии.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА.

В книге Наума отражаются некоторые фундаментальные библейские принципы. Во вступительных словах видения напоминается, почему Бог дал вторую из Десяти заповедей: «Господь — Бог, требующий исключительной преданности». Сразу после этого даётся заверение, что Бог «мстит своим противникам».

Ни жестокая гордость, ни языческие боги Ассирии не защитили её от исполнения приговора Бога. Мы можем быть уверены, что в положенное время Бог совершит правосудие над всеми нечестивыми. «Господь медлен на гнев и велик силой, Бог ни за что не оставит без наказания». Так, на фоне уничтожения могущественной Ассирии превозносятся справедливость и превосходство владычества Бога. На Ниневии исполнились слова: «Всюду пустота и заброшенность, город опустел!» (1:2, 3; 2:10).

Провозглашая, что город Ниневия будет «полностью уничтожен», Наум в то же время говорит о восстановлении величия Иакова и Израиля. Кроме того, Бог передаёт своему народу добрую весть: «Смотри! На горах ноги несущего благую весть, возвещающего о мире». Эта весть о мире связана с Божьим Царством.

Откуда это известно? Это становится очевидным из того, что Исайя, используя подобное выражение, добавляет к нему следующие слова: «[Который] несёт благую весть о лучшем, возвещает о спасении и говорит Сиону: „Твой Бог стал царём!“» (Наум 1:15; 2:2; Ис. 52:7).

В свою очередь, апостол Павел в Римлянам 10:15 использует это выражение по отношению к христианам, которых Бог посылает проповедовать благую весть. Они возвещают «благую весть о царстве» (Матф. 24:14). В согласии со значением своего имени Наум даёт большое утешение всем, кто ищет мира и спасения, которое принесёт Царство Бога. Все они непременно ощутят, что «Господь добр, он — твердыня в день бедствия» для тех, кто ищет в нём убежище (Наум 1:7).


Рецензии