Депардье... сам по себе

Кто для россиян Жерар Депардье?

Он только что заявил: «Для меня ничего не изменилось. Я всё ещё русский. Я люблю русскую культуру... Но я предпочитаю избегать разговоров на эту тему, никто не может сказать о ней ничего толкового!»

И добавил, что «ненавидит, когда смешивают политику и актёрское мастерство».
Я долго думал об этом его обнимании с Путиным, получении российского паспорта, клоунаде с одеванием в «русскую рубашку», пошлую шапку с кокардой. Зачем всё это?

Воспоминания Депардье рисуют его как хитрого, расчётливого человека и, в общем, как приспособленца, маргинала, стремящегося хорошо жить. С этой точки зрения объяснить его «роман с Путиным» просто.

Но я, пожалуй, с этим не соглашусь. Хотя и сам так раньше считал.

Я не хочу называть Депардье гениальным актёром, скорее жадным до ролей, жизни и успеха человеком, принесшим в профессию энергию и талант выскочки. Обратите внимание на разнообразие его ролей. Он играл едва ли не в двух сотнях фильмов. Эта всеядность типа безруковской, над которой в России все потешаются – от Иешуа до Высоцкого и генерала Каппеля.

И «роман с Россией» у Депардье - такая же роль. Здесь кино слилось с жизнью. Он такой же «русский», как Сирано де Бержерак.

Всеядность Депардье от этой жажды жить, а может, и от уходящей жизни – потолстевший, красный лицом, отвратительный на вид, он всё же пластичен. Сохранил пластичность. Вот, пожалуй, точное слово. Это не идеальная пластичность хорошего танцовщика с чистыми линиями (как у Годунова в «Кармен»), но большой труд перевоплощения.

Кем бы ни был сейчас Жерар Депардье, для десятков миллионов людей время раздробилось – он остался любимым образом из прошлого - таким же, каким был в «Невезучих» и «Папашах». Большой человек с вытянутым лицом, песочными волосами, тяжёлой челюстью, обаятельными глазами и скрытой в тяжелом корпусе силой штангиста.
О Депардье напишут книги. Много книг. И будут правы. Трудно охватить, почувствовать его творческий путь. Сомневаюсь, что найдется историк кино, который сможет это сделать быстро.

Не верьте Депардье. Он не русский. Он – сам по себе. Всегда был и есть. Нам дано видеть лишь его маски – отвратительные, обаятельные, жестокие.


Рецензии