Фетиш для ума

В моём романе «Толкователь чудес» много интересных диалогов. В одном из них пожилой академик заявляет собеседнику:

«Не люблю я эти хлёсткие выражения, крылатые афоризмы, философские игры ума, а по сути — словесные каламбуры: «Нельзя объять необъятное», и про кошку ещё, которую не отыскать там, где её нет. Бессмыслица какая-то, а все восхищаются.»

Что ж, мы, действительно, любим цитировать и оперировать различными цитатами в дискуссиях, и даже принимать решения на основе того, что кто-то, когда-то, заложил в короткую, но ёмкую мыслеформу.

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего» - пожалуй, одно из самых цитируемых изречений. Правда, в древнем варианте была ещё пара слов в финале: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».

Согласитесь, что изначальная версия не просто немного отличается от широко известной, а прямо ей противоречит. И таких примеров можно привести очень много.

А ещё мы упускаем из вида, что короткий афоризм может быть частью чего-то, значительного более объёмного – и по высоте, и по глубине. И делать какие-то далеко идущие выводы на основании небольшого фрагмента, а тем более, включать заложенный в него смысл в свою жизненную парадигму, по меньшей мере, опрометчиво.

Но ещё более опрометчиво включать в свою жизненную парадигму афоризмы ёрнические, глумливые или циничные, как, например, губермановские гарики - плоды изощрённого ума, но ограниченного, а нередко - ущербного мировосприятия.

Ведь ум без души – разрушительная формула анти-христианства. И она очень активно продвигается и внедряется сегодня, в том числе, с помощью людей явно не бесталанных, но, очевидно, бездуховных.


Рецензии