Послесловие к Школе истины, добра и красоты

     В изложенной форме проект новой школы выглядит не очень убедительно, поэтому попробую прояснить ситуацию.

     Триадой «красота-добро-истина» я всерьёз заинтересовался в 1982 году на Высших литературных курсах, и с тех пор с большей или меньшей степенью интенсивности изучал её судьбу в человеческой культуре. Начиная от древних греков, она как трехосная система координат пронизывает любое развитое философское построение (в одеждах эстетики, этики и гносеологии). И вот что обнаруживается: язычники опирались на ось красоты, выводя из нее и добро, и истину. В средневековье христианское «добро» стало смыслообразующей осью, и лишь в Новое время корону главенства переняла рационалистическая «истина». Такой порядок обусловлен не иначе как взрослением человечества. Соответственно менялась и школа. В любую из трёх эпох она, как и философия, опиралась на одну из трёх осей, то есть была однобокой. И сегодня, как и в конце обеих предыдущих эпох, находится в очередном кризисе. Все три оси поодиночке испробованы. Взросление может продолжиться, осваивая теперь межосевое пространство, то есть эстетику, этику и рационалистику на равных основаниях. Сама жизнь заставляет нас категорически изменить школьное образование, сведя воедино все три подхода.

     Теоретическое обоснование этого эпохального изменения я более подробно изложил в статье «Вызревание будущего», опубликованной в журнале «Дружба народов» №6 за 2019 года, а приблизительный абрис новой школы опубликовал в ноябрьском номере того же журнала в 2020 году. Потом поместил обе статьи в Прозе. ру. Желающие могут ознакомиться.


Рецензии