Святое право грабить бусурман

28 сентября 1582 в Варшаве обезглавили бежавшего от турок молдавского господаря Янку Сасула, которого поймали запорожские казаки вместе с казной и честно отдали  королю Польши.
Сасул бежал в Венгрию, он был глуп и жаден, что привело к восстанию его крестьян и бояр.
Король Стефан Баторий не выдал молдавского господаря и его казну туркам, контролировавшим Молдавию, Баторий просто забрал деньги себе и убил беглеца. Причем Сасула перед казнью заставили принять католицизм.
Так же Баторий вёл себя и с казаками, открыто уважая только силу и деньги.
От крымского хана и турецкого султана постоянно приходили жалобы на казаков, которые  с 1570 по 1580 годы совершали в среднем по 4 нападения в год.
По  жалобам турок и крымчаков за 10 лет казаки якобы угнали 100 000 быков и овец, 17 000 коней, взяли 360 000 злотых деньгами.
Король не реагировал на разбой своих подданных, они же охраняли границы Речи Посполитой, да и сил у короля особо не было, что бы удерживать своих схизматиков. Но когда сечевики обнаглев разрушили Бендеры, турки пригрозили полякам войной и тогда Баторий ради примирения казнил 31 казака и возвратил захваченные ими пушки. Это не остановило казаков.
В 1585 - ом крымский хан Ислам-Гирей снова прислал жалобу на нападение запорожцев и угрожал набегом. Баторий отправил в Сечь шляхтича Глембовского, чтобы заставить казаков вернуть татарам награбленное, однако Глембовского грубо разговаривавшего с русским быдлом, просто утопили.
Крымчаки плюнули на короля у которого не было сил справиться с казаками и сами пошли разбираться, но неудачно. Запорожцы, встретили татар на лодках, состоялся бой на воде в котором было уничтожено  около 3 000 крымчаков. Так запорожцы ещё раз отстояли своё святое право грабить басурман.
Новый польский король Сигизмунд Третий Ваза был тяжким католиком и фанатом антитурецкой политики Рима, а потому в 1588 году запорожские казаки не страшась гнева короля самовольно опустошили Гезлеве, Очаков и Аккерман. В ответ на это крымский хан Кази-Гирей в 1589 году совершил большой поход на север. До Львова татары не дошли всего четыре мили.
Король не сумел организовать шляхту на достойное сопротивление. Но когда 18 августа 1589 крымчаки возвращались домой,  у реки Днестр на них, перегруженных добычей и пленниками напали запорожцы.
Казаков было сильно меньше и вскоре им пришлось обороняться из за стен гуляй города. Татары шли в атаку раз за разом и всё безуспешно. Мотивации особой брать казачий городок на колёсах у них не было, они желали скорее добраться до Крыма. После бесполезных попыток штурма уставшие татары  расслабились, тогда из гуляй города неожиданно ударили запорожцы.
Кази-Гирей был ранен, татары побежали, потеряв до 9 000 бойцов.
Крымчаки использовали казачьи набеги как повод для своих  походов за славянскими пленниками. Работорговля была одним из основных доходов Крыма.
Запорожцы же грабили не только мусульман и католиков, но и своих православных тоже. Вера для людей того времени конечно имела великое значение, однако жажда наживы не редко перебивала всё.
24 октября 1613,года почти сразу после неудачного штурма поляками Москвы в котором участвовали и запорожцы из столицы в Крым направляется посол Лодыженский. Посол так  говорил в Бахчисарае:
" ... Крымскому государству от литовских людей и от запороских черкас
какая теснота, подлинно о том сами ведаете. Всегда литовские люди и
запороские черкасы на крымские улусы приходят безпрестани, и кровь
проливают, и в полон емлют, и грабят, и жгут".
А на претензии татар по поводу новых русских крепостей на Донце и Осколе отвечал, что это не против дружбы с крымцами, а наоборот для защиты крымских послов, ибо - "тех послов и посланников и гонцов те воры черкасы громят, грабят и побивают и на крымские улусы приходят и убытки чинят".
Через три года запорожцы сагайдачного взяли Оскол как и крымскую Кафу. Но Воевода Хованский ходил "на них из наших украинных городов" побил и "живых многих поимали. А в роспросе те воры сказали, что их полской Жигимонт (Сигизмунд) король послал нароком, дав им жалованье, велел им промышляти над нашими и над вашими, брата нашего, людьми" - так говорил царский посол крымскому хану.
Хотя - "брат наш" не так давно тоже ходил Москву жечь.
Политика. Польша и потом Москва пользовались обычаем запорожских и донских казаков жить набегами, этот обычай как и своё название "казаки" они переняли у татар.

 


Рецензии