Александрия - живое искусство в природе

                текст - русский и украинский язык


                Дисклеймер

          Текст следует общепризнанным историческим фактам. Все бытописные события и когда-либо жившие люди имеют место быть.
          В этой ситуации я воспользовался принципом «Бритвы Оккама» – «не множил сущее без необходимости». Бритва сбрила из множества историй то, без чего истина может обойтись. В данном написанном всё выглядит совершенно закономерно.
          Любое совпадение с художественным вымыслом случайно. Как автор, не снимаю с себя ответственность от недовольств со стороны.


                Я следую одному правилу: каждый раз,
                когда прохожу мимо цветущего миндального дерева,
                я снимаю шляпу.
                Эрманно Ольми

                На земле нет рая, но есть его частички.
                Жюль Ренар


УНИКАЛЬНАЯ.
ЗАГАДОЧНАЯ.
ДРЕВНЯЯ.
ТАЙНАЯ.
БЕСКРАЙНЯЯ.
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ.
НЕИЗВЕДАННАЯ УКРАИНА.

"Александрия" - живое искусство в природе
"Олександрія" – живе мистецтво в природі

Изначально "Александрия" не входила в мои планы,
однако я был наслышан и знал из ряда источников,
что это одна из главных достопримечательностей
не только Белой Церкви, Украины, это история Руси.
Это всемирно известный памятник
ландшафтной архитектуры садово-паркового искусства.


I.
"Олександрія" – едем Браницьких

Европа. Украина. Белая Церковь
(древний летописный Юрьев,
по Воскресенскому списку за 1506 год –
7014 от сотворения Мира).
Еще варится суп будущих смут.
Утро дождливого осеннего дня в парке "Александрия".
Тишина, аллея уходящая в туманную даль,
и мокрый песок под ногами.
Лёгкий променаж, блуждаю который час.
Деревья в обхват, уцелели средь революций и войн.
И только центральный усадебный дом
не дожил до наших дней.
Скульптуры воинов, дев из мифов и книг святых.
Пруды и каналы, с плывущими белыми птицами
и чередой мостов.
Вот мостик Китайский с двумя фигурами перед ним.
А там мелькает река под названием Рось (Ръсь).
Говорят, что понятие Русь родилось здесь...
(учитывая, что термин Русь появляется около IX столетия!)
Так какого рожна надо было варить этот суп.
Надо б поварам чаще бывать
средь этих чарующих красотой рощ,
под осиянной золотым солнцем голубизной небес.
Полагать на себя крестное знамение –
молитвенный жест.

***

Ещё не было Третьего Рима,
ещё не красовались стены «Белокаменной»
и только на рубеже XV-XVI веков «Московия».
А у подножья «мати городом русскымъ» – Киева
с 1032 года – 6540 от сотворения Мира на Замковой горе,
на живописных берегах Рось реки
красовался патриархальный Юрьев –
град основанный Ярославом Мудрым,
как крепость входящая в Поросскую оборонительную линию
для защиты от набегов степняков и кочевников.
Это одна из великих заслуг Великого князя.

В XII веке Юрьев был разрушен татарами почти полностью,
большинство построек сгорело,
сохранились только белые стены епископального собора,
стоявшего на высокой горе.
Видимо, так и возникло новое имя города.
С 1362 года – 6870 от сотворения Мира
в Литовских хрониках он фигурирует
уже под названием Белая Церковь.
Вместе с Киевом город был присоединён
к Великому Княжеству Литовскому князем Ольгердом.
После Кревской, а особенно Любецкой уний
Белая Церковь оказалась под властью Речи Посполитой.

С 1774 года – 7282 от сотворения Мира
земли белоцерковского староства
и город, практически беспрерывно
принадлежали Браницким –
одной из самых могущественных польских семей.
Король Станислав-Август Понятовский
подарил Белую Церковь гетману Ксавьерию Браницкому
вместе с соседней Сквирой.

***

На чарівних берегах Росі,
в мальовничій діброві під Білою Церквою,
обабіч сквирського шляху
графинею Олександрою Василівною Браницькою,
уродженою Енгельгардт, відомої як Санічка,
дружиною коронного гетьмана Польщі
Ксаверія Браницького,
рідною племінницею світлого князя
Григорія Олександровича Потьомкіна-Таврійського,
в 1793-му році – 7301 від створення Світу закладений парк,
з банальною назвою "Олександрія".

Дендропарк "Олександрія" -
найбільший не тільки в Україні,
а один з найбільших парків Східної Європи.
Він розташований на схилі річки Рось
і займає площу в 200 гектарів.
На його території росте понад 600 видів дерев
і чагарників і понад 700 різновидів трав'янистих рослин.
Загалом, у парку росте 1360 видів,
різновидів, сортів і форм рослин.
При будівництві парку був грамотно обіграний рельєф –
три глибокі, паралельні схилу річки, балки,
що розширюються до берегів.
На його території багато водойм і ставків.

Парк є зразком пейзажної паркової композиції,
основу якої становлять рослини,
архітектурні споруди, скульптури,
водна гладь річки Рось і ставків.
"Олександрія" справляє враження застиглої музики
з композиціями в різних жанрах.

Це райський куточок природи,
створений першостихіями –
водою, землею і повітрям,
і відшліфований фантазією і руками
архітекторів, садівників, скульпторів.
Живі пам'ятки парку – галявини і гай,
у посадках яких незвичайні поєднання дерев:
берез з ялинкою і сосною, каштанами і дубами…

"Олександрія" має риси романтичного стилю.
Стиль архітектури – пізній класицизм.
"Олександрія" –
парк-історія і парк-пам'ятник,
парк-легенда і парк-казка,
парк імені однієї з великих жінок,
"Парк пам'яті" і "Перлина України" –
це все "Олександрія".

***

Парк создан на основе естественной дубравы.
Сейчас дубрава занимает сорок гектаров,
где растёт около двух тысяч дубов,
возрастом более двухсот лет.
Эта дубрава уникальна в Украине,
таких старовозрастных и вместе с тем чистых
насаждений дуба больше нигде нет.
В момент создания Александрии
это была самая лесистая часть парка.

Начало Александрии было положено
известным в то время французским
архитектором-паркостроителем Мюффо.
Позднее над созданием парка продолжали работать
итальянский архитектор Доминик Ботани,
садовники Август Станге, Бартецкий, Витт, Август Енс.
Непосредственное участие в разбивке парка
принимала и сама Александра Васильевна.

***

Я ходил по тем местам, по аллеям,
по стёжкам-дорожкам,
под пологом вековых деревьев,
любуясь неописуемой красотой.
Даже не задумывался,
что в середине ХІХ столетия парк "Александрия"
посещали известные люди того времени,
цвет нации, которыми мы гордимся
и восхищаемся поныне,
и в веках будут гордится наши потомки,
потомки, предков Древней Руси.

Тепло от места, где оставлены вчерашние следы,
пусть запорошены они годами…
здесь ступала нога Г.П. Державина,
А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченка.
Неоднократно здесь бывали декабристы,
члены Южного общества: П.И. Пестель,
М.П. Бестужев-Рюмин, С.И. Муравьёв-Апостол,
а также известные польские поэты и художники:
Адам Мицкевич,
Ян Липпоман, написавший об Александрии
замечательные стихи,
Ян Бровинский, который после посещения парка
выдал известную поэму "Александрия".

Александр Сергеевич Пушкин
даже написал здесь часть своей поэмы "Полтава":
"…Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет…"

Интересны рисунки, периода 1820-1840 годов –
7328-7348 от сотворения Мира,
изображавшие парк "Александрия",
созданные художниками того времени:
Вилибальдом Рихтером, Наполеоном Орда,
Михалиной Бержинскою, Феликсом Бжозовским.
Особенно удачные рисунки были выполнены
Вилибальдом Рихтером,
так называемый "Альбом Белоцерковский",
который находится ныне у Марии Рей
в замке Монтрезор во Франции.
Альбом представляет большую книгу,
переплетенную в кожаную оправу с позолотой
и металлическим обрамлением,
иллюстрированную 24 цветными акварелями.

***

Выросшая в Царском Селе,
Александра Васильевна решила создать
такую же красоту и в своей резиденции.
Так был основан этот ландшафтный парк.
На территории парка "Александрия"
была построена резиденция рода Браницких
и много других архитектурных сооружений.

Парк часто посещали члены царской семьи,
с которыми Браницкие поддерживали тесные отношения.
В парке было отдельное место,
так называемый Царский сад,
где произрастали лиственница
и семь американских лип,
посаженные императорами
Александром Павловичем и Николаем Павловичем,
княгиней Александрой Федоровной.
Каждое дерево было обнесено чугунной изгородью,
на которой под кроной была медная дощечка
с надписью, кем и когда было посажено дерево.

Неповторимую красоту парку придают
каскады прудов с родниковой водой,
фонтаны, водопады, мостики
и малые архитектурные формы.
Парк был украшен Малой и Большой лужайками
с близлежащими архитектурными сооружениями:
Колоннада "Эхо" ("Відлуння"),
которая обладает уникальной акустикой.
"Китайский мостик", "Руины" (Руины античного замка),
"Арочный мостик", "Остров Марии", "Остров Роз",
Царский павильон, Колонна "Печали",
павильон "Ротонда", "Китайская беседка",
"Красный домик", Танцевальный павильон.
На острове "Золотой колос", у берега реки Рось,
установлена колонна "Енса".
(Садовник Август Енс работал в парке Александрия
с 15-летнего возраста
до своей смерти на протяжении 54 лет).
"Аустерия" – сначала была лишь летней резиденцией,
а позднее стала и зимней.

"…Зі старої аустерії, що над трактом стала,
Яка тільки подоржніх щиро вітала,
Як звичайно буває,
Для мандрівників повстала, зненацька
Виріс палац великий, прекрасно умебльований
З дідинцем і будинками довкола,
Цей напис "Аустерія" досі залишається
Бо в гостинному палаці звичаї зберігаються…"
Поема "Олександрія" 1848 рік
Ян Бровінський

Рядом с Аустерией был расположен комплекс павильонов,
в том числе Монарший павильон,
Бальный зал и другие.
С северной, восточной и западной сторон
главный дворец окружали
административно-хозяйственные здания,
которые замыкались внутренней площадкой.
В ХХ столетии эти здания были уничтожены
и к нашему времени не сохранились.
Остальная территория была предназначена
для художественного обустройства парка.
Вместе с лужайками и дубравой, прудами и рекой Рось
они образовали замечательный парковый ансамбль,
который считается одним из лучших,
не только в Украине, но и в Европе.
Аллеи парка были украшены бронзовыми
и мраморными скульптурами, вазами,
декоративными композициями из больших глыб
и искусственных земляных возвышений.

На территории парка добрых полсотни источников
которые выходят на поверхность
и питают прозрачной, как слеза водой пруды и озёрца.
Самый известный родник "Лев",
вода в источнике насыщена радоном
и имеет постоянную температуру +9° С.

Многочисленные озёра украшения Александрии:
"Лебединое", "Холодное", "Зеркальное",
"Русалочье", "Банное"…
Каждое озеро по своему прекрасно
и меняется в зависимости от времени года.

Весь парк испещрён аллеями и дорожками
расходящимися в разные концы,
протяжённостью в двадцать километров.
Аллеи парка носят "родные" древесные названия –
Берёзовая, Сосновая, Липовая, Грабовая, Еловая…
На Большой поляне каштаны, склоненные к земле –
этот объект называется "Семь братьев"
и высажен одним из садовников в память
о сыновьях его родного брата,
погибших в Крымской войне 1853-1856 годов –
7361-7364 от сотворения Мира.

***

В зависимости от характера природы
внутри пейзажного жанра,
выделяется Большая и Малая поляны.
Большая поляна, это настоящий музей растений,
здесь представлены 83 вида деревьев,
многие из которых привезены из разных
уголков земного шара.
Сначала поляна была засажена цветами,
а позже приобрела вид английской лужайки.
От Большой поляны аллея ведёт на Малую поляну.
Тут привлекает внимание скамья декабристов.
В Александрии неоднократно встречались
прогрессивно настроенные российские дворяне
с так называемого Южного общества.
Существует легенда,
что именно на балу у Браницких
кто-то проговорился навеселе из декабристов
о планах смены власти.
И уже скоро об измене знали в Петербурге.
Более того, Александра Браницкая выделила
сто пудов железа на кандалы для мятежников.
Поговаривали, что с тех самых пор
семью начали преследовать несчастья.

***

Говоря об Александрии
и графине Александре Васильевне,
как здесь не вспомнить стихотворения Державина –
русского поэта эпохи Просвещения,
государственного деятеля Российской империи,
сенатора, действительного тайного советника.

– «На бюст в медальоне великой княжны Александры Павловны,
её трудов, подаренный графине Браницкой»,
– «На монумент, воздвигнутый графинею Браницкой»,
– «На медальон графини Александры Васильевны Браницкой».

                НА БЮСТ В МЕДАЛЬОНЕ
                ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ АЛЕКСАНДРЫ ПАВЛОВНЫ,
                ЕЁ ТРУДОВ,
                ПОДАРЕННЫЙ ГРАФИНЕ БРАНИЦКОЙ

Как дар весны благоуханный,
В ея день ангела и мой,
Сей образ, ею изваянный,
Ея же ангельской мне подарен рукой…

1795 г.

                НА МОНУМЕНТ,
                ВОЗДВИГНУТЫЙ ГРАФИНЕЮ БРАНИЦКОЙ
                В МЕСТЕЧКЕ БЕЛОЙ ЦЕРКВИ
                КНЯЗЮ ПОТЁМКИНУ-ТАВРИЧЕСКОМУ

Таврида и Эвксинский флот
Вещают ; его заслуге.
Здесь благодарность слезы льет
По дяде, по отце, по друге.

1795 г.



                НА МЕДАЛЬОН
                ГРАФИНИ
                АЛЕКСАНДРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ БРАНИЦКОЙ,
                ПОДАРЕННЫЙ ЕКАТЕРИНОЮ II,
                С АНТИКАМИ ЕЯ РАБОТЫ

Подвластных
Мудростью, добротой,
Противных
Твердостью, умом,
Как царь, пленила;
Меня бесчисленной щедротой,
Как мать, обогатила
И рук своих трудом
Украсила, почтила
Екатерина сим. –
Вот памятник детям моим!

1796 г.

***

Как и повсеместно, в Александрии
природа раскрывается во всей своей красе –
это Весна и Осень.
Но осень, осень – октябрь.
На украинском языке,
также как и у некоторых других славянских народов,
этот месяц называется Жовтень.
Пейзаж пастельными мелками.
"…Унылая пора! Очей очарованье!.."
Состояние сознания с наплывом воспоминаний,
но вспоминать мне не досуг,
я не жил в те времена.
Воображением собираю размытые границы времён,
моделируя погружаюсь на века в спять.



                В старых городах каждый кусок камня дышит жизнью…
                Тагуи Семирджян

                Внутри всякого города всегда есть другой город.
                Жиль Делез


II.
БрУМ
"Браницьких універсальний магазин"

Не малая часть истории Белой Церкви
связана с семьёй Браницких.

Комплекс торговых рядов в Белой Церкви
построен в начале XIX века графом Браницким,
прижившееся название "БрУМ" –
"Браницких Универсальный Магазин",
является одним из исторических центров Белой Церкви.

Торговые павильоны в стиле империи,
просто названные «магазинами»,
были спроектированы швейцарским архитектором
итальянского происхождения Домиником Ботани.
Аркады были построены каменщиками
из Калужской губернии
по соглашению с управлением имущества
графа Францишека Ксавери Браницкого
(от 3 мая 1801 года – 7309 от сотворения Мира).
Строительство было завершено в 1806 году –
7314 от сотворения Мира.
Здание имеет большое значение
для развития строительства Белой Церкви.
БрУМ относится к самым ценным зданиям этого типа
в современной Украине.

Построенный в стиле раннего классицизма
замкнутый Гостиный двор
обращен на площадь большими арками
с парадными портиками по оси четырех фасадов.
Портики играли большую композиционную роль,
замыкая перспективу четырех
взаимно-перпендикулярных улиц,
спланированных по осям квадратной Базарной площади.
В аркадах использовались скамейки,
склады и малые предприятия,
всего аркады состояли из 85 лавок.
Это оригинально решенный торговый комплекс
общей площадью около 5 тысяч квадратных метров
с внутренним двориком 1300 метров квадратных,
Это древние купеческие торговые ряды,
расположены в центре города.
Они размещаются в виде квадрата в два яруса.

Впрочем, в те времена гостиные дворы
строились во многих городах
не только Российской империи
и являли собой по сути торговые центры.
Строительство БрУМа,
где разместилось около сотни магазинов,
значительно способствовало развитию города,
становлению еврейской части населения,
привлечению товаропотоков.
Активно развивались и застраивались
окрестные кварталы –
возводились гостиницы, конторы, особняки…
немало из которых сохранилось доныне.
По сути БрУМ был сердцем
дореволюционной Белой Церкви.

В 1963 году – 7471 от сотворения Мира
здание сгорело и позже было полностью разрушено.
Из-за решительной позиции
главного архитектора города В.М. Федотова
и заместителя Председателя Совета Министров
Украинской ССР П.Т. Тронки,
торговые аркады были восстановлены.

Старый БрУМ до сих пор используется по назначению,
здесь размещены магазины и кафе.
На территории проходят различные фестивали,
празднества и культурные акции.


          Некоторые люди даже не станут задумываться над позицией положенного текста на бумагу, и у меня не остаётся сомнений относительно судьбы этих предоставленных к чтению строк.
          Текст скорее всего будет подвергнут критике, цепляющейся за мелкие вырванные из контекста детали и опошлен или хуже того разговор может легко перейти на личности.


17 сентября 2022 г.


Рецензии