Прогулка по подоконнику - рецензия, 2022

(рецензия на книгу "Пока пустуют города" поэта, Л. Хлебникова)

«Пока пустуют города» (далее ППГ) – первая, по-настоящему дебютная книга Льва Хлебникова, открывающая и знакомящая нас с поэтом. С выпуском которой, я и предлагаю поздравить автора, в чём к вам, дорогие читатели, нахожу удовольствие присоединиться.
В этот творческий долгострой вошли стихи 2020-22 годов, те произведения, что отобрал сам Л.Х. из общей коллекции своих публикаций, взяв лучшее (собственно, стихи последних 3 лет).
В техническом исполнении и оформлении – нареканий нет. Сделано очень просто и без каких-то отличительных особенностей от прочих книг подобного содержания (за исключением буквально двух фишек).
Стихи читаются легко, драматически выстроены и логически структурированы грамотно (без учёта эссе можно прочитать за плюс-минус 1 час). К самим произведениям претензий нет, написано хорошо, слог и форма его обрисовки радуют, местами – даже очень (пусть тем, к сожалению, пока и не могут похвастаться содержание и идейная направленность текстов), особенно в Части II. Собственно, в книгу и вошли, как раз, самые презентабельные работы Л.Х., а далее следует только уже личное отношение (эмоциональная окраска, или её отсутствие) к тому или иному произведению.
Особенной концептуальной связки между стихами не обнаружено, поэтому, наверное, книга более напоминает сборник. То есть понятно, что «ППГ» о взрослении (и в поэзии, и в жизни), о некоем творческом, переплетенном с реальностью, трёхлетнем пути, пройденном автором. Но при этом название (первая строчка из позднего стихотворения «Пока пустуют города…»), есть просто красивое обозначение (насчет звучности, правда, я бы поспорил), заглавие, не несущее в себе никакого ориентира для читателя (без учета, опять же, материалов эссе) – просто красиво и романтично (куда без этого) звучит. От того, мне кажется, «Прогулка по подоконнику» (название Части I в книге), куда краше бы отразило то мысленное путешествие, которое совершает читатель вместе с лирическими героями Л.Х. по, собственно, его хлебниковской реальности.
Но, если отбросить «стариковские» ворчания-бурчания от любителя всего концептуального, книга получилась более чем сносной (особенно для первого раза). Правда, вынужден тут это заметить, без эссе книжка бы смотрелась совсем сборочной, но я всамделишно уверяю себя и вас, дорогие читатели, что Л.Х. придумал бы что-то иное для заполнения пустоты (отсутствие контекста происходящего). Жаль так же, что и эссе с тем не совсем справляется, ибо в нём идут размышления о поэтике Л.Х. и поэзии вообще, не привязываясь к книге конкретно. Но хотя бы, чему я несказанно рад, эссе создаёт некое, как мне представляется, необходимое настроение для данной работы. Короче говоря, вышло снова по-хлебниковски: туманно и расплывчато в примерах.
«ППГ», для меня, становится удачной первой пробой пера (в крупном размере), не без огрехов, но все же работая, в первую очередь, на поэзию, включая в себя, тут мы забудем про пафос, просто хорошие, качественно и с душой написанные стихи Льва Хлебникова – человечка, сотканного из грёз, моего большего друга и необычного подрастающего поэта.

К. Немель, 17 ноября 2022

ссылка на творчество Л. Хлебникова: http://stihi.ru/avtor/velemirlef


Рецензии