Школа истины, добра и красоты

      Попробуйте вспомнить школьные уроки истории.
      Просвещение Европы, то есть история культурного взросления этой части человечества (а к ней, через Византию, принадлежим и мы), представляет собой три этапа, каждый из которых удостоился заглавной буквы: Античность, Средневековье и Новое время. Как они переходили друг в друга, сегодня касаться не будем, но каждая из этих эпох в своём классическом выражении имела особый тип общеобразовательной школы, воспроизводящий человека, нужного именно этой эпохе.
     Школа Античности делала упор на развитии тела, музыкальных и художественных задатков человеческой природы. Иначе говоря, была по преимуществу школой эстетической, школой Красоты.
     Школа Средневековья, отказавшись от диктата эстетики, стала школой этической, где вместо Красоты на пьедестал просвещенческого идеала встало Добро, понятое как Христианство, ставшее главным, непререкаемым предметом, - сущностью средневековой школы.
     А Новое и Новейшее время, попытавшись отказаться от «религиозного дурмана» и впав в почти религиозное отношение к науке или, образно говоря, к Истине, создало общеобразовательную школу по типу лектория, то есть нынешнюю школу с её учителями-предметниками.
     Не будем привередливыми и согласимся, что каждая из этих школ вреда ребёнку не хотела и даже понимала: конечная, заглавная цель воспитания – человеческая цельность, всестороннее развитие. Но признаем и то, что каждая эпоха понимала эту цельность по-своему. Античность активно лепила человека «цельноэстетического», средневековое общество воспроизводило «цельноэтического», боящегося отпасть от Бога, а общество ближайшего к нам времени поняло человека как естествоиспытателя, и попыталось создать целиком рационалистически мыслящего индивида, взывая к его рациональному мышлению прямо с младенчества.
     Сегодня, в начале третьего тысячелетия, пришла пора понять: все три воспитательские установки, обусловленные взрослением коллективного сознания, естественны были именно для возрастания, самовоспитания человвеческого общества. И все они поодиночке исчерпали свой единоличный руководящий потенциал. Для адекватного принятия вызовов нынешнего взрывного времени и должного ответа на эти вызовы нужна принципиально новая общеобразовательная школа, которая сумеет совместить в подрастающей личности все три цели, три исторически обусловленных упования.
     Начальная школа должна будет многое перенять от античности, иметь эстетический уклон, Воспитатель класса (не более 10 – 12 детей), имеющий базовое художественно-музыкальное образование, учит не только читать, писать и считать, но и чувствовать.
     Не менее важно изменить и подростковый этап школы. Здесь в ребёнке, согласно возрастной психологии,  обостряются этические вопросы, возникают вопросы и запросы пола. На этом этапе (и только на этом) полезно и даже необходимо разделить классы на мужские и женские (опять по 10 – 12 человек, не более) с действенным, полноправным и убедительным классным воспитателем. Мальчиков на этом этапе должен воспитывать мужчина, способный увлечь ребятишек своим примером, а девочек – привлекательная и всё знающая «матрона», умеющая научить девочек женским премудростям.
     И только третий этап – после 13 лет – можно  делать лекционным, со сводными классами.
     Предлагаемая, нарисованная здесь, конечно, обобщёнными, приблизительными мазками, будет развивать в детях и чувства, и волю, и рассудок, разбудит в них стремление к истине, добру и красоте. Это требуется всему миру, который всё ещё склонен к войне.


Рецензии