Пентоны и произведения, которых нет

Термин «пентон» (греческое pente – «пять») ввел русский поэт и теоретик литературы В. А. Пяст для обозначения русского пятидольного метра, в состав которого входит трёхдольник и двудольник.
Пятисложная стопа пентона развилась из силлабического (слогового) 10-сложника, который составлял основу общеславянского песенного стиха. В литературу пентон вошёл в конце XVIII века в результате имитации народной песни, которая впервые встречается в творчестве русского поэта Н. А. Львова («Как, бывало, ты в темной осени…»).

Пример фольклорного (сдвоенного) пентона:
 Как на матушке, на Неве-реке,
На Васильевском славном острове.
(М. Д. Чулков)
0о1оооо1о1
оо1оо1о1оо
Который по ритмической схеме является дольником или акцентником, то есть тоническим стихом

Пример литературного пентона:
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью тёмною
Затуманился? (А. В. Кольцов)
0о/1о/1 — трехстопный хорей
оо1/оо — одностопный анапест с дактилическим окончанием
0— сверсхемное ударение.
Примеры взяты по адресу
https://litpr.ru/penton/,

 
Виды пентона:

1) 1оооо — первый пентон
2) о1ооо — второй пентон
3) оо1оо — третий пентон
4) ооо1о — четвёртый пентон
5) оооо1 — пятый пентон

1 — ударный слог в пятисложнике.


Пример славянского стиха есть в советском фильме "Иван Васильевич меняет профессию"
А не силная туча затучилася,
а не силнии громы  грянули:
куде едет собака крымской царь?.
Пауза,то есть цезура в данном примере уместна после седьмого слога
///__/_||_/___
///__/_||/__
/_/__/_||/_/
_ - безударный слог, /- ударный слог, || — цезура (ударение в силлабике ставится в каждом слове)

Второй пример силлабического стиха (в каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура):

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
Антиох Кантемир (Википедия)

Информационное поле говорит, что силлабические десятисложники были в польской и французской поэзии.



Подмосковные вечера


Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера,
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.

Данное произведение считается пентоном при том, что его первые четыре строки имеют ритмическую схему
оо1/о1||1/о1/оо
111/оо||о/о1
1о1/о0||1/01/оо
оо1/оо||о/о1
И говорят, что это трехстопный логаэд, то есть трехстопный анапестоямб у которого нечётные строки с дактилическими окончаниями /оо, а четные строки с мужскими окончаниями /1 (заканчиваются ударным слогом) Названия стоп данного стиха: оо1 - анапест, о1 — ямб, ооо — трибрахий, 101 — амфимакр или кретик, о11 — бакхий. 111 — молосс,
0 - сверсхемное ударение, || — цезуза (пауза)
Видно, что в этой части произведения всего один пятисложник оо1оо, который называется третьим пентоном.



Образностными заповедями. Пентон 1

Странствующие пьянствования,
Славящиеся балованием,
Августовское царствование
Памятовало жалованием,

Завтракающим плановостями,
Выставленными радованием
С падающими занавесами
В масляничное празднование.

Образностными заповедями
Выгородились в множественности
Ратовавшие классовостями
Милостивые обморочности.

В данном произведении за счёт слов с одинаковым количеством слогов каждая строка имеет метрическую схему 1оооо||1оооо, где || — цезура, создающая отдельное звучание каждой стопе пентона одностопным хореем с гипердактилическими окончаниями.



Победа. Двустопный ямбоанапест

Возвысившись над мечтаниями,
Стихийные добродетельницы
Порывами и метаниями
Гармонию проповедовали.

Шумливые поручительницы
Не думали поучительсвовать
И падали сокрушительными
Осадками на чувствительное.

Впоследствии над развалинами
Рыданьями оглушительными,
За именем  и призваниями
Утешились повелетилельницы.


В данном произведении в каждой строке в первых словах, включая фонетические, количество слогов меньше, чем во вторых, но первые слова каждой стоки имеют одинаковое количество слогов и вторые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов. За счёт этой одинаковости каждая строка произведения имеет метрическую схему о1/оо||оо1/ооо и первое слово за счёт постоянной цезуры звучит одностопным ямбом с дактилическим окончанием, а второе слово звучит анапестом с гипердакдактилическим окончанием.




Облегчится ли отчаянное? Пентон 2

Облегчится ли отчаянное
И склеится ли расколотое?
Разлаженное звучаниями —
Учительствует над молодостью —

Заклятиями воинственными
С традициями устроенными
И чувствованье единственное
Оценивает биткоинами

Над пушкинскими сражениями
И искренностью есенинскою,
И хвастается свершениями,
Убившимися везениями

В данном произведении за счёт слов с одинаковым количеством слогов каждая строка имеет метрическую схему о1ооо||о1ооо, где || — цезура, создающая отдельное звучание каждой стопе пентона одностопным ямбом с гипердактилическими окончаниями ( с клаузулой больше двух слогов о1/ооо)



Тракторист и стихотворение. Анапестоямб трехстопный.

У поэтов облагороженных
К аритмии нерасположенных
При великом столпотворении
Заболело стихотворение.

И больное произведение,
Изнывая в  изнеможении,
Убежало от легендарного
К трактористу неблагодарному.

Некультурный без промедления,
Сердоболя о исцелении,
Сиротинку ассиметричную,
Переправил на симпотичную,

Потому-то неразлучаемы
Пандемией с неурожаями
И стихийным опустошением —
Тракторист и стихотворение.


В данном произведении в каждой строке слова имеют разное количество слогов, но первые слова каждой строки имеют одинаковое количество и вторые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов. За счёт этой одинаковости все строки произведения разделяются постоянной цезурой и в результате этого они звучат оо1/о||оо/о1/оо анапестоямбом: первые слова — одностопный анапест, вторые слова — двустопный ямб.


Пример четырёхстопного анапестохорея

От стихов и повествования
Не хочу разочарования

Строки данного дистиха имеют схему оо1||оооо1оо и слова с разным количеством слогов, но первые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов и вторые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов за счёт этого первое слово в строке звучит одностопным анапестом, а второе трехстопным хореем с дакдактилической рифмой, а в целом это четырёхстопный анапестохорей



Фрагмент. Ямбоанапест трехстопный.

Повелеваете научиться
Фотографировать и лучисто
Переливанием достиженья
Продемонстрировать отраженье?

И, сфокусировав объективно,
Не проявляешся на картине,
А фейерверками в зазеркалье
От преломления засверкаешь,

И в завершении, остывая,
Зарегистрирует гостевая:
На фотографии акварели
Неотражённые посгорели.

В данном произведении в каждой строке слова имеют разное количество слогов, но первые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов и вторые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов. За счёт этой одинаковости в каждой строке стиха образуется постоянная цезура, за счёт которой каждое первое слово в произведении звучит двустопным ямбом оо/о1/оо, а каждое второе слово — одностопным анапестом оо1/о.


Пример трехстопного ямба


Запатентованные бордели
В неукоснительности разделись

Схема строк в данном дистихе ооо1ооо||о1о
Первые слова каждой строки за счёт одинакового количества слогов и постоянной цезуры в строках звучат двустопным ямбом (второй с гипердактилическим окончанием), вторые слова каждой строки звучат ямбом с женским окончанием


Пример двустопного дактилеанапеста.

Связанный окольцованностями
Славится необдуманностями.


Схема строк в данном дистихе 1оо||оо1оооо. Первые слова в каждой строке имеют одинаковое количество слогов и вторые слова в каждой строке имеют одинаковое количество слогов. За счёт того, что строки разделяются цезурой, первые слова каждой строки звучат дактилем, а вторые слова каждой строки звучат анапестом с гипердакдактилическим окончанием.

 

Переговори. Пентон 5

Отторжествовав по календарю
В официализм многовековой,
Не по существу не заговорю,
Умиротворясь перерождеством,

И не поклонюсь за материал,
Перегромоздясь в бронетранспортёр:
Профессионал проголосовал
За переворот и самоповтор.

Переговори у монастырей
И благослови не наоборот!
Ни учителей, ни богатырей,
А четвертаки да Искариот.

В данном произведении все слова имеют одинаковое количество слогов и за счёт этой одинаковости все строки стиха оооо1||оооо1 разделяются постоянной цезурой|| и поэтому пятисложники звучат трёхстопным хореем оо/оо/1 с усечением.



Измаилово

Не рождаются однокровные
От немилого.
Но пророчествовали вороны
Измаиловы:

-Позолоченными купелями
Переправится:
От Величественного белая
Раскрасавица!

Оказалось, что обручённая —
Небезгрешная,
И возносится обречённое
"Перевешаю!"

Вызолачиваются шеями
Боязливыми
На верёвочках порождения
Измаиловы.

В данном произведении нечётные строки отличаются: в некоторых из них слова имеют разное количество слогов и разные ударения, поэтому нечётные строки звучат по-разному . Каждая чётная строка состоит из одного пятисложника с ударением на третьем слоге, поэтому этот отрывок стиха звучит
Не рождаются однокровные
От немилого,
Но пророчествовали вороны
Измаиловы
 оо1оо||оо1оо
 оо1оо
 оо1оооо||1оо
 оо1оо
 
логаэдом с переменной цезурой, в котором чередуются нечётные строки двустопного анапеста оо1оо/оо1оо и анапестодактиля оо1оооо/1оо с четной строкой состоящей из одностопного анапеста.

Если в этом произведении изменить стихораздел, то получится дистих с ритмической схемой,

Не рождаются однокровные от немилого,
Но пророчествовали вороны измаиловы:

-Позолоченными купелями переправится:
От величественного белая раскрасавица.

 оо1оо||оо1оо||оо1оо
 оо1оооо||1оо||оо1оо

 оо1ооо||о1оо||оо1оо
 оо1оооо||1оо||оо1оо

звучание которого не изменится, потому что все слова разделяются цезурой, то есть между ними есть пауза.



Не мой логаэд

Пишу себе логаэд,
Журча, бежит водоём.
Союз. Творенье. Поэт.
Познаньем в счастье моём.

С любовью к милой придя,
Вступил по букве в фашизм*,
И прочный брак негритят
Сожрали белые вши.

Рассветный луч высоко
Рисует мой силуэт.
Ученье. Клятва. Закон.
Звучи, не мой логаэд.

*Фашизм (итал. fascismo ; fascio «пучок, связка; объединение, союз; fascio di combattimento «союз борьбы»[1])

Данное произведение является обычным логаэдом со строками, состоящими из семи слогови, и его строки имеют одну ритмическую схему о1/о1/оо1, но в некоторых строках (Союз. Творенье. Поэт.) можно найти  второй, четвёртый или пятый пентон при помощи теоретического сложения Пяста.



Из этого следует:
1) Если в произведении слова с иктом на одном слоге имеют по пять слогов, то оно не будет звучать логаэдом, состоящим из двусложных и трёхсложных стоп, а будет звучать ровно ямбами или хореями в зависимости от расположения икта в стопе. Такое произведение можно назвать чистым пентоном.
2) Если в строках произведения находятся слова с разным количеством слогов, но первые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов и вторые слова каждой строки имеют одинаковое количество слогов, то эти стихи будут звучать расшатанно строчным логаэдом (смешанным ритмом) или ямбом, и звучание будет зависеть от расположения цезуры, длины слов в строках и расположения ударных слогов в словах. При озвучивании таких стихов невозможно будет услышать пентона,
 возможно только будет услышать икты и междуударные интервалы, отмеченные в ритмической схеме произведения, но этого в силлаботонических стихах делать не нужно, потому что это делается только при рассмотрении тонических стихов.
3) Если в произведении, которое по теории можно назвать пентоном, слова в строках не имеют одинакового количества слогов, то такое произведение даже при наличии пятисложников будет звучать обычным логаэдом.

https://vk.com/video-216329689_456239088


Рецензии