Карадаг

        Туманный день раскрыл златое око,
        И бледный луч, расплесканный волной,
        Скользит, дробясь над мутной глубиной, -
        То колос дня от пажитей востока.

                Макс. Волошин
                из цикла "Кимерийские сумерки", 1907



Ноябрь-лентяй топтался у порога
Отрогов Карадага. В дымке снов
Плыла скала. В двенадцать лишь часов
Туманный день раскрыл златое око.*

Расплавил свет названий древних ваксу.
Вулкан проснулся магмой новых слов.
И как колосс от пажитей стихов
Вдруг воссиял скалистый профиль Макса.


Рецензии
Замечательно! Такие стихи мне очень нравятся.
Хорошо, что Вы там были и всё это трогали. Такие впечатления стихами много стоят. Вы цитируете Волошина, а я вспомнил о Михаиле Айзенштейне. Вот его стихотворение -

Высоко над Кара-Дагом
светел каменный плавник.
Здесь по складчатым оврагам
каждый дорог золотник.
А сухие травы жестки
для дневного полусна.
Открывается в подшерстке
золотая белизна,
входит в ткань его волокон
и в состав его пород.
Мертвый царь в горе без окон
ест на золоте и пьет.
---
Я на Кара-Даге не был, но почитал и посмотрел фото в интернете. Вулканический массив, возникший в третичном периоде, сложен из кварцевых пород, имеющих белёсый вид - отсюда и белое. Сухая трава, жёлтого цвета, освещённая солнцем, принимает рефлекс белого, а белая порода принимает рефлекс жёлтого. Поэтому именно золотая белизна - хорошо её видно на фото вершины Кара-Дага, где поверх выцветшей травы располагаются мелкие белые соцветия.
Кто же царь, который ест и пьёт на золоте? Грек? Скиф? Нет - это Третичный период.

Фото с вершины Кара-Дага я использовал для этой статьи http://stihi.ru/2014/06/13/6608

Геннадий Маков   03.03.2023 01:13     Заявить о нарушении
Что-то затесались мы с Вами в женское общество на нынешнем конкурсе. ))
Ну, да ладно. Хотя я женщин несколько побаиваюсь. Особенно, когда их много.

Геннадий Маков   03.03.2023 01:20   Заявить о нарушении
Фото с вершины Кара-Дага - так именно может писать тот, кто там не был, или находящейся в плену стереотипной образности. Нет там вершины как таковой, всё равно что написать - с вершины хаоса (знаете, в Алупке есть Хаос №1,№2...)).
Вы имели ввиду Михаила Айзенберга? Спасибо за него.
Статья на интересную неисчерпаемую тему, но из-за объёма и отсутствия времени лишь просмотрел, оставил на потом. Приятно общаться с человеком, который размышляет о таких вещах и даже пытается структурировать. Интересно, статья нацеливалась на какую-то аудиторию?
В упомянутой женской компании очевидно есть и преподаватели, или другие окололитературные специалисты. Считаю общение с ними полезным для себя. А что касается коллектива, да, есть сложности. Но я, уже поминал ка-то, что в своё время руководил коллективом, где было 8 женщин, готов ко всему.)) Осознаю сейчас свой недостаток - желание нравиться у меня не на первом месте, каюсь, поэтому с терпением отношусь к их предвзятости и междусобойчику. Чего и Вам желаю.)
Спасибо за тёплый отзыв.

Авов Аволог   03.03.2023 09:40   Заявить о нарушении
Относительно своих статей на темы поэзии. Пишу их более для самого себя. У меня ещё со студенческих лет сложилась привычка - чтобы исследовать какой-либо предмет, пишу про него статью. Тут можно и по первоисточникам полазить, и самому что-то придумать.
Когда не было интернета, даже тетрадки для этого заводил. Но это не было литературой. Темы сугубо научные. Например, попалась мне книга Шерклифф "Поляризованный свет", кратко конспектирую, сам формулы вывожу и тут же нахожу им практическое применение. Картинки тщательно вырисовываю. В общем, тетради были на загляденье. Они и сейчас у меня есть. Только кому поляризованный свет нужен?
А на статьи о поэзии люди заглядывают. Интересуются, значит.

Геннадий Маков   03.03.2023 10:48   Заявить о нарушении
Да, перепутал, Айзенберг, конечно.

Геннадий Маков   03.03.2023 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.