Голубой период

“Плохие художники копируют, хорошие – крадут!” – заявил Пикассо. Он-то
не стеснялся заимствовать что угодно и у кого угодно – разумеется, в пределах
собственной компетенции и в границах известных вкусовых предпочтений.

“Если бы Рафаэль явился сегодня и сделал бы всё то же самое, он бы
совершенно никого не заинтересовал!”

Иные парижские коллеги отказывались пускать Пабло даже на порог своих
мастерских: они знали, что на следующий же день их лучшие, выстраданные
находки в области стиля, пластики и колорита окажутся на холстах этого
цепкого испанца, причём именно в его исполнении они привлекут всеобщее
внимание и покупателей. Таким “посетителям” палец в рот не клади!

Личность Пикассо и его произведения с самых ранних лет обладали
особенной притягательностью, каким-то магнетизмом. Первый успех как
художник он имел в 14-летнем возрасте, ещё до поступления в академию
Сан-Фернандо в Мадриде. Впрочем, в студентах он не задержался:
академическая рутина была ему совершенно чужда. Он предпочёл вольную
жизнь в Барселоне – обособленном и передовом в смысле идей регионе.
До Франции было рукой подать. В скором времени Пикассо перебрался
в Париж. Шёл 1900 год, художнику было 19 лет.

Париж был мировым художественным центром. Туда съезжались тысячи
наиболее активных, предприимчивых талантов из Европы, обеих Америк,
Российской империи и даже Японии. Большинство из них вели полунищий
образ жизни. Пабло тоже познал на первых порах горечь бедности и лишений,
однако скоро сумел обратить на себя внимание выдающегося галериста
Амбруаза Воллара и заслужил благосклонность критики. Это среди многих
тысяч разноплемённых живописцев!

Первые года XX века – так называемый “период кабаре” в творчестве Пикассо.
Он с упоением подражает Дега и Лотреку, уже ставших классиками. У них
он берёт круг тем и особенности стиля. Они ничего не имеют против: Лотрек
умер в 1900-м, Дега – практически слепой старик, современная жизнь ему
бесконечно чужда.

Из-за неразделённой любви к актрисе и её насмешек стреляется друг и ровесник
Пикассо – Касаджемас. Девица ославила юношу импотентом, и более того: на
него легло подозрение в пассивной педерастии. Эта смерть произвела
тягостное впечатление на Пабло: “из-за неё я стал писать в голубых
тонах”. Начался голубой период, который принёс Пикассо широкую
известность. На протяжении двух лет он обходился чёрной, белой и синей
красками. Голубой, синий цвета художник прочно ассоциировал с тоской ,
отчаянием, печалью. Но одна ли гибель Касаджемаса навела его на эти
решения?

Нет. Пикассо всегда зорко смотрел по сторонам, так было и в этом случае.
На этот раз его привлекли произведения небезызвестного Эмиля Бернара.
Бернар был тринадцатью годами старше Пикассо и принадлежал к поколению
постимпрессионистов. 19-летним юношей он ходил в учениках и почитателях
Поля Гогена, потом сделался его непримиримым врагом и злостным
клеветником. “Шагу нельзя ступить, чтобы не вляпаться в дерьмо, которое
оставил малыш Бернар!” – в сердцах говорил Гоген. Бернар был неустойчив,
его бросало от одного стиля к другому, из крайности в крайность. Годам к
сорока он отрёкся от своих юношеских заблуждений, обратился к искусству
музеев и стал апологетом салонного неоклассицизма.

Но незадолго до того он создал “голубой стиль”, в котором удачно сочетались
элементы условности, широкого обобщения и реализма. Гармония состояла из
приглушённых серо-голубых и тёмно-синих тонов. Сюжетом были лица
и фигуры в состоянии отрешённости и меланхолии. Именно эти полотна
углядел  алчный до всего нового испанец – и немедленно взял метод
на вооружение. Кисти рук и пальцы он нарочито удлинял, как Эль Греко,
чем добился впечатления хрупкости и изысканности.

Бернару так и не суждено было выйти в первые ряды, скорее наоборот:
с возрастом он сошёл со сцены “актуального”  искусства. А 25-летний Пикассо
стал звездой первой величины, главой школы и культовой фигурой,
чья известность распространилась далеко за пределы художественного мира.

Бернар подвизался также на литературном поприще: он оставил ценную
переписку с Ван Гогом и Сезанном, сочинял статьи и стихи. “В поисках
метафоры, касающейся вашего поэтического искусства, я обнаружил,
что каждый из ваших стихов – этот луч солнца” – писал Гийом Аполлинер.

29. 01. 2023


Рецензии
Пикассо любим голубым и розовым периодом.
Интересно об истоках периода. Взаимовлияний в искусстве предостаточно, все творческие люди как сообщающиеся сосуды.
У нас тоже была Голубая.. роза,
Спасибо за эссе, Дмитрий!

Светлана Леснова   30.01.2023 22:57     Заявить о нарушении
Хорошо сказано про сообщающиеся сосуды... Безусловно, есть и выдающиеся личности, способные генерировать нечто совершенно новое - иначе искусство не пошло бы дальше Виллендорфской Венеры и наскальной живописи. Бернар тоже не на пустом месте возник: он входил в группу символистов, многое взял у француза Пюви де Шаванна и швейцарца Фердинанда Ходлера.

Благодарю!

Дмитрий Постниковъ   31.01.2023 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.