Александр Филиппенко и Владимир Высоцкий

    Александр Филиппенко (1944 г. р.) – актер театра и кино, последние два десятилетия – мастер художественного слова: читает в моноспектаклях, на встречах со зрителями и в телепрограммах произведения Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, М. Горького, М. Булгакова, М. Зощенко, Ю. Олеши, И. Бабеля, А. Аверченко, Е. Шварца, А. Толстого, Д. Хармса, Ю. Домбровского, М. Кольцова, А. Платонова, Н. Эрдмана, В. Шаламова, А. Солженицына, В. Шукшина, Ф. Горенштейна, В. Аксенова, А. Арканова, М. Жванецкого, В. Славкина, Г. Горина, Ю. Коваля, В. Гавела, С. Довлатова, Г. Дайбера, стихи Ж. Превера, С. Кирсанова, С. Черного, А. Вертинского, Б. Пастернака, С. Есенина, А. Галича, Ю. Левитанского, В. Солоухина, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко, Ю. Ряшенцева, В. Высоцкого, И. Бродского, О. Григорьева. Как выражается артист, – «переводит их с авторского на зрительский».
    О знакомстве Филиппенко с творчеством Владимира Высоцкого и самим поэтом, актером, совместной работе с ним – рассказ в этой главе.
    3 сентября 2018 года Александр Георгиевич был гостем программы «Утреннее шоу», вышедшей в эфире Радио «Ретро FM».
    Отрывок из беседы актера и чтеца с ведущими:
    «Утреннее шоу: Вот если сейчас семейные праздники, эти дни рождения в семейном кругу… А в юности как было? Кто окружал вас в ваш день рождения?
    Филиппенко: Это было в далекие 60-е годы. Забыл про одну историю фантастическую! Долгопрудный, МФТИ, физхим, 4-й факультет, 141 группа. С первой сессии, вернее, с первых каникул я уже был в концертной бригаде физтехов, у которой давняя традиция – мы по Подмосковью разъезжали. И вот там был знаменитый квартет Михаила Балашова. И вот этот квартет, ребята с шестого курса, Михаил Балашов, они по моим заявкам пели мне песни. А тогда что было: Ким, Высоцкий, Визбор, Окуджава… Вот что-нибудь можно будет поставить, да?
    У. ш.: Владимир Высоцкий, конечно, у нас имеется.
    Ф.: Ой, замечательно! И вот тогда они мне пели почти весь вечер в подарок то, что я их просил.
    У. ш.: Вот это я понимаю – подарки! И приятные, и полезные, потому что воспоминания остаются на всю жизнь!»
    Еще из воспоминаний…
    «Курск посетили звезды театра и кино Ольга Остроумова и Александр Филиппенко. В зале Драмтеатра на их спектакле «Все будет по-другому, или Мадам, мы едем в Акапулько» был полный аншлаг.
    На курском перроне Александра встретил старый знакомый. Как оказалось, курянин Геннадий Сидоров, проректор по лечебной работе КГМУ, сорок лет назад отдыхал в «Орленке» под Туапсе вместе с именитым гостем. Причем, известный актер был у курского профессора вожатым.
    – Как мне показалось, Саша был немного озабочен, – рассказывает Геннадий Алексеевич. – Времени на разговоры совсем не было. Потому мы договорились встретиться после спектакля у него в гримерке. Как же я был удивлен, когда увидел на сцене прежнего Сашу – открытого и общительного. Он снова назвал меня Генычем, как сорок лет назад. Этот человек сильно повлиял на меня. Раньше я пел блатные и уличные песни. Саша подправил мой репертуар. Через месяц я исписал общую тетрадь песнями Галича, Окуджавы, Высоцкого, хотя те и были под запретом… Тот август 63 года я запомнил на всю жизнь». (Интернет-сайт «KM.RU» km.ru, 21 апреля 2005 г., Г. Беседина, «Лагерная жизнь Александра Филиппенко».)
    А в 1969-75 годах Филиппенко был актером московского Театра драмы и комедии на Таганке, где и познакомился с Владимиром Высоцким. Играл с ним в спектаклях, поставленных Юрием Любимовым: «Антимиры» (по стихам А. Вознесенского), «Десять дней, которые потрясли мир» (оба – 1965), «Пугачев» (1967), «Тартюф» (1968, Высоцкий не участвовал), «Час пик» (1969), «Гамлет» (1971), «Под кожей статуи Свободы» (1972, по стихам Е. Евтушенко-Гангнуса), «Товарищ, верь…» (1973, скучнейшая и полнейшая чушь по письмам Пушкина, к Пушкину, о Пушкине).
    «Одновременно я учился в Щукинском училище (курс В. Эуфера и А. Ремизовой). На Таганке к этому времени первая десятка актеров уже была. Главных ролей я не играл, но на концертах-то были Высоцкий, Хмельницкий, Смехов, фортепиано и я, вся наша бригада…», – рассказывал актер в интервью «Российской газете – Неделя» от 1 сентября 2019 года (А. Филиппов, «Александр Филиппенко рассказал «РГ» о своих главных принципах. Три важных жизненных принципа Александра Филиппенко»).
    Еще из воспоминаний актера: «Юрий Петрович Любимов позвал к себе в театр. Та-ган-ка! – театр новой волны! – вот это сознание было волшебным! С «Нашим домом» все было так близко, словно в соседнюю дверь пошел. Сразу ввелся во все спектакли тогдашнего репертуара: «Антимиры», «Товарищ, верь!», «Пугачев», «Тартюф», «Гамлет»… А так как специального образования у меня не имелось, поступил на заочное режиссерское отделение в Щукинское». (Г. Шишкин, «Филиппенко – памятник безымянному стиляге»: интервью с актером, «Огонек», № 21, 25 июля 1999 г.)
    «А тут и в кино предложения, и Любимов сказал: «Раз их театр закрывают, пусть к нам ребята приходят». Здесь все почва и судьба». (Новостной интернет-портал ТАСС tass.ru, 2 сентября 2019 г., Е. Выборова, «Александр Филиппенко: "Ходите в хороший театр – будете долгожителями"»: интервью.)
    Еще: «Юрий Любимов, который нас знал прекрасно, сказал: «Ну пусть приходит ко мне». Я пришел, на худсовете прочитал Салтыкова-Щедрина, Сашу Черного. Вначале попал в группу пантомимы, а потом в основной состав. С Золотухиным в очередь мы играли «Жизнь Галилея»…» (А. Мельман, «Мастер слова»: интервью с А. Филиппенко, «"Московский комсомолец" на Кубани», № 36, 4-11 сентября 2019 г., глава «Вы такой кровожадный, Александр Георгиевич!»)
    В монологе «Александр Георгиевич Филиппенко. "Физик и лирик"» (подготовили В. Максимчук и Ю. Болдырева), размещенном на интернет-сайте МФТИ (Московского физико-технического института) mipt.ru, читаем: «Все как-то вместе случилось в одном 1969 году. Меня приглашают сниматься на «Мосфильм» в главной роли. Фильм «Я его невеста». И старший инженер едет в отдел кадров Академии наук получать справку о вольном трудоустройстве. (Это стажеру надо было бы четко два года «отпахать».) Справка на руках, и в трудовой книжке после строчки «старший инженер» у меня было вписано «режиссер студенческого театра». Но тут еще: бабах!! Решением парткома МГУ студию «Наш дом» просто выгоняют из ДК на улицу.
    …Когда Любимову сказали, что нас закрывают (а Таганку каждые полгода закрывали), он сказал: «Пусть приходят». И я пришел первый на Таганку. «Что-то там прочти, – говорит мне Юрий Петрович, – на худсовете». Ну, я им Салтыкова-Щедрина с элементами формотворчества. 
    Спасибо парткому МГУ. Если бы нас не закрыли, мы бы стали обычным, тривиальным народным театром.
    Я не был в первой десятке актеров на Таганке. Концерты – да. Сколько было концертов: Хмельницкий, Высоцкий, я, Пятигорский на пианино, Зоя Пыльнова – стихи. Вот такая были бригада.
    У нас шумные гастроли в Ленинграде в 1973 году, предложения дать концерты часов в пять вечера в «почтовом ящике» (так раньше называли закрытые предприятия военно-промышленного комплекса. – Прим. ред.). И вот, у нас с успехом прошли два-три концерта. Мы с Хмельницким получаем по 50, а Володе (он обычно выступал и сразу уезжал) в антракте «Гамлета» передаю 100 р. В 1973–74 это было хорошо. Но вдруг выясняется, что по нашим следам идет ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. – Прим. ред.), ловили организаторов и нас. К счастью все обошлось, но мне потом рассказали, что в одном из «почтовых ящиков», когда к директору, генералу по званию, пришли и попросили сдать организаторов, он ответил: «У меня после концерта ребят с Таганки производительность повысилась на 300 процентов. Все беру на себя, закройте дверь с той стороны!»
    В «Гамлете» я играл несколько ролей. Но в основном это была группа актеров, которая играла «Мышеловку». Я и пантомиму разыгрывал, и яд в ухо королю капал. И все эти гады: и Демидова, и Высоцкий, и Смехов, и Сайко – сидели у стены и с удовольствием смотрели, а мы играли на авансцене, и каждый раз нужно было придумать что-нибудь новенькое, неожиданно смешное. Ну я и придумывал. Но каждый раз Юрий Петрович, который всегда смотрел свои спектакли, говорил мне: "Александр, не уходи в эстраду"».
    В беседе с Л. Барановым («Александр Филиппенко: "Мне 110 лет! Но меня еще ждут великие дела», «Мир новостей», № 7, 2 февраля 2010 г.) актер озвучил практически те же воспоминания: «После закрытия студенческого театра МГУ «Наш дом» волею случая я оказался в самом лучшем театре в мире – Театре на Таганке. Для меня это было действительно так. С 1969 по 75-й – самые золотые годы – и мои, и театра…
    Народ ломился, потому что это было единственное место, где можно было услышать то, о чем ты думаешь на кухне. И Высоцкий, с которым мы, конечно, вместе работали в концертных бригадах, сумел один прокричать то, о чем мы шептались. И этот его крик был понятен и рабочему, и генералу, и студенту…
    Конечно, участвовали в подпольных, левых концертах. За нами тоже гонялся ОБХСС… Более того, скажу вам по секрету, что я раздавал конверты с деньгами в антракте спектакля «Гамлет». Не важно кому, нас было немного… Был случай, когда одну концертную бригаду задержали в Питере, допрашивали. И мне ночью позвонила моя знакомая, которая все организовала, и спросила (в шутку, конечно): «Саша, если будут пытать, скажи, что это был «шефский» концерт». А на самом деле, когда сотрудники ОБХСС нагрянули в тот о-о-очень секретный научно-исследовательский институт и попросили директора «нас сделать», то он, военно-морской адмирал, сказал: «В моем коллективе производительность на следующий день увеличилась на… 300 процентов!» И добавил: «Закройте дверь с той стороны!»
    Там были Хмельницкий, Высоцкий, Зоя Пыльнова, Гриша Пятигорский, Таня Сидоренко и я. Мы читали стихи Вознесенского, показывали отрывки из спектаклей, Володя полчаса пел. А тогда вся Таганка была крамолой пропитана – закрывали каждый раз, все спектакли громили…»
    Из интервью Саши Денисовой с Александром Георгиевичем («Без дат, мадам! Как стать актером на все времена, оставаясь шестидесятником», «Русский репортер», № 41, 30 октября – 6 ноября 2008 г.):
    «– А почему вы вообще решили пойти в новый театр с современной драматургией?
    – Мне был интересен новый зритель – не тот, который на моего «Козла на саксе» ходит. У меня зритель уже, как и у дорогого Леши Козлова в консерватории, какой? В зале – одни белые головки. Старушки. А мне жена говорит: «Ты попробуй-ка с новым зрителем, с молодняком». И я попробовал. Потом на одном из спектаклей парень ко мне подошел с квадратными глазами и говорит нецензурно: «Это конец какой-то!» Они, дети, увидели, что можно что-то играть по-другому. Просто по Станиславскому – «я здесь и сейчас». Так Володя Высоцкий играл Гамлета – казалось, что он у вас на глазах взрезает вены. Вот это главный, великий фокус театра, и поэтому он всегда выиграет у кино и телевидения. В телевизоре никогда не будет ощущения, что вот у вас перед глазами взрезают вены.
    Мы жили подтекстом. Половина его уже не понимает. Я читаю раннего Высоцкого: «Как там дела, в свободном вашем мире?» И держу паузу. А я ее продлеваю: «Поэтому Беня – король, а вы держите фигу в кармане». Это Бабель.
    – Но все равно режиссерам больше доставалось, нет?
    – Только, только режиссерам. Любимову, Эфросу, Товстоногову. Актеры для высших были ноль, ничто – «Актер, прикинься!» Только один их интересовал – Высоцкий. Когда выезжали на гастроли с Театром на Таганке – Высоцкий, Хмельницкий, Гришка Пятигорский, – за нами по пятам ходил ОБХСС, и я отдавал Володе гонорар в антракте «Гамлета». Я о том, что нас могли взять только за это. Это отдельная книга, отдельная. Как его убивали. В таможне Шереметьево один начальник вспомнил, как был стажером и видел: когда Высоцкий Марине Влади вез колечко, это колечко забрали. И все улыбались. Володя зашел в буфет, полный стакан коньяку налил – бах! И он запомнил это, таможенник. И к слову будет строчка из Высоцкого: "И нас хотя расстрелы не косили, но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России – безвременье вливало водку в нас"».
    Из беседы журналиста и писателя Евгения Додолева с чтецом.
    «Е. Д.: Высоцкий во время вашего прихода на Таганку уже был звездой?
    А. Ф.: Да, да, да. У нас одни были концерты, и за нами тоже гонялась…
    Я не был в «первой десятке»…
    Е. Д.: А что такое «первая десятка»? Кто это?
    А. Ф.: Золотухин, Славина, Высоцкий, Смехов, Демидова, Бортник, Щербаков, Шаповалов, Хмельницкий… Ну, Хмельницкий – вообще, это знак театра…
    Е. Д.: Не было «Мерседеса» у Высоцкого?
    А. Ф.: Умоляю… Не было ничего. Это все было потом.
    Марина Влади, где-то я ее видел, приходила незаметно, 74-й год, по-моему, 75-й…» (Интернет-сайт «Яндекс Дзен» zen.yandex.ru, страница «Евгений Додолев», 17 февраля 2022 г., «Александр Филиппенко и «первая десятка» Таганки. Из моей беседы с Александром Георгиевичем Филиппенко…»)
    В печатной версии интервью выглядело следующим образом.
    «– Когда вы в первый раз услышали про Театр на Таганке? Вообще знали тогда, что существует такой?
    – Ну, еще когда в МФТИ учился. 1963 год. Мы – чемпионы КВН, это домасляковский период.
    И, конечно, мы уже знали Театр на Таганке, он в 1964-м организовался (в этом году главным режиссером театра был назначен Юрий Любимов, обновивший труппу. – «ВМ»). Юрия Петровича закрывали каждый год, и «Наш дом» партком МГУ закрывал все время, и мы, актеры студенческого театра, участвуя в «капустниках», кричали: «Послушайте! Видите – театр закрывают? Значит, это кому-нибудь нужно? Значит, просто необходимо, чтобы каждый вечер закрывали?» И в 1969-м нас закрыли окончательно.
    – А Высоцкий в это время уже был звездой?
    – Да, да, да. У нас с ним одни концерты были, хотя я не числился в «первой десятке».
    – Что такое «первая десятка»? Кто это?
    – Золотухин, Славина, Высоцкий, Смехов, Демидова, Бортник, Щербаков, Шаповалов, Хмельницкий… Ну, Хмельницкий – это вообще знак Театра на Таганке… Я помню, концерт у нас был: гастроли Театра на Таганке в Ташкенте. И директор наш Николай Лукьянович Дупак, 100 лет ему уже, их организацией занимался. И начальство – обкомовское и республиканское – дало нам самолет. И полетели мы в Навои, на какую-то урановую фабрику. В 3 часа туда вылетели, в 4 дали там концерт, а в 7 были уже в Ташкенте, на сцене театра. Вот такие были приключения у нас. Было очень здорово.
    – У Высоцкого его «Мерседеса» не было еще?
    – Умоляю! Не было ничего. Это все гораздо позже появилось. И у Дыховичного только «трешка» была!» (Е. Додолев, «Актер Александр Филиппенко: "С 1964 года я продаюсь за деньги"»: интервью, «Вечерняя Москва», 20 февраля 2022 г.)
    Вновь воспоминания Александра Георгиевича:
    «– Скажите пожалуйста, Вы же работали одновременно с Владимиром Высоцким? Вы были дружны?
    – Ну, тогда все были все вместе дружны. Тогда не было имен-отчеств, как это всё… Одна команда была, вообще! И, конечно, я принимал участие во всех концертных бригадах. Я читал на сцене сатиру Зощенко, он пел песни, Хмельницкий, Зоя Пыльнова, Таня Сидоренко. Вот это всё, всё было время… Это вот время молодости, которое, вы понимаете, – ностальгия по тому времени. И пусть каждое поколение вспоминает свою молодость как лучшее время жизни: шестидесятники, семидесятники, девяностодевятидесятники (смех в зале)! Но она – одна, она проходит, вы знаете». (Телеканал «Культура», программа «Линия жизни. Александр Филиппенко», эфир – 11 марта 2011 г.)
    В завершение встречи со зрителями Александр Георгиевич выразительно и ярко прочитал стихотворение Владимира Высоцкого «Я никогда не верил в миражи…»
    О том же актер поведал в другой беседе («Александр Филиппенко: "Внуки не боятся моего Кощея, а переживают за него"»: интервью, «Моя Семья», № 5, январь 2015 г.):
    «А. Ф.: В 1968 году закрыли почти все студенческие театры. И нас тоже. К тому времени я уже работал старшим инженером в Институте геохимии. Но снова оказался на сцене – Юрий Любимов пригласил в Театр на Таганке. Тогда же поступил в Училище имени Щукина на заочное отделение.
    Корр.: Таганка в те годы была чрезвычайно популярна.
    А. Ф.: Ну что вы! Популярна – это слабо сказано! Народ ломился на Таганку! Я не входил в основную десятку актеров театра, но в концертных бригадах бывал на ведущих позициях. Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий, Зоя Пыльнова, Татьяна Сидоренко – вот наша небольшая команда с очень качественным «товаром». Мы свой «товар» продавали, а за нами по пятам – люди из ОБХСС.
    Корр.: Это были «левые» концерты?
    А. Ф.: Что ж вы так грубо? «Левые»! Скажем так: это были выступления, не до конца оформленные в финансовом отношении. (Смеется.)».
    Интернет-сайт «MOTOR PAGE» motorpage.ru 1 октября 2017 года размещает интервью С. Комарова с Филиппенко «Автомобиль – это член семьи», естественно, – с уклоном в тематику…
    «– Нынешней молодежи не понять, что личных автомобилей в СССР было очень мало.
    – Вспоминаю 1979 год. Театр на Таганке. Автомобилем владел только один человек – главный режиссер Юрий Петрович Любимов. А ведь это были золотые годы Таганки! У нас работала концертная бригада – Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий, Зинаида Славина и я, на творческих вечерах читали стихи, пели песни, разыгрывали миниатюры. А Юрий Петрович нас постоянно подкалывал. Дескать, вот закроют театр, окажетесь на улице, кем будете? «Я-то буду таксистом», – говорил он. Очень нескоро у Володи Высоцкого появился Mercedes, а у Вани Дыховичного «Жигули» третьей модели с «шестым» мотором – по тем временам шикарно!»
    Наиболее подробно о годах своей «таганковской эпопеи» артист рассказал в давнем интервью, датируемым 2003 годом…
    «Мне посчастливилось несколько лет проработать в музее Высоцкого в Москве. За это время мы общались со многими людьми, знавшими Владимира Семеновича, работавшими с ним в театре, кино, на концертах. Встретились мы и с замечательным актером Александром Филиппенко. Александр Георгиевич рассказал много интересного о тех годах, когда он играл в театре на Таганке.
    – Да, нас так и называли – «банда», в самом хорошем смысле слова. На Таганке я и познакомился с Владимиром Высоцким. А с его творчеством столкнулся еще раньше, когда играл в студии «Наш дом» у Марка Розовского. Помню, на 10-летний юбилей студии мы сделали смешную пародию на Высоцкого:

                Если театр оказался вдруг
                И не друг и не враг, а так,
                Если сразу не разберешь,
                Плох он или хорош…

    (Десятилетие студии М. Розовского «Наш дом» в составе студенческого театра МГУ отмечалось в 1968 году. Студийцы пародировали «Песню о друге» В. Высоцкого из к/ф Б. Дурова и С. Говорухина «Вертикаль» (1967). – А. С.)
     И еще я рвался и кричал, подражая Высоцкому, который потрясающе играл есенинского Хлопушу в «Пугачеве»: «Проведите, проведите меня к нему. Я хочу видеть этого человека!» И ведь даже и не предполагал тогда, что через какой-нибудь год я сам буду играть в этом легендарном спектакле вместе с Владимиром Семеновичем.
    – Вы пришли на Таганку еще студентом театрального училища, и вас сразу стали вводить в спектакли?
    – Почти сразу. Тогда репетировали «Берегите ваши лица», но спектакль закрыли. Еще были «Антимиры». Это был такой десятичасовой спектакль, требующий невероятной подвижности, легкости…
    – Десятичасовой спектакль?!
    – Да, это же самая приятная вещь! Представляете, все зрители уходят из театра, Высоцкий с другими актерами внизу, в маленьком фойе, играют на гитарах и поют… Вот вам еще один спектакль, да еще какой!.. Представляете: пустой театр и оставались только мы, стихи и гитары… Это самые дорогие воспоминания о Таганке.
    – Александр Георгиевич, расскажите о репетициях «Гамлета». Говорят, они велись непривычно долго – целых два года…
    – Что вы, чтобы Любимов репетировал два года один спектакль… Никогда! Но репетиции были очень тяжелые. Мне дали сразу три роли – какие-то эпизоды.
    На «Гамлете» вообще всегда происходили странные вещи: что-то постоянно терялось, что-то находилось, постоянно что-то падало на головы… Самая известная история, когда упал занавес во время репетиции сцены похорон Офелии.
    – Вы были на той репетиции?
    – Я же первый шел в той похоронной процессии! Я же играл священника. И как сейчас понимаю, нас всех спасло то, что гроб несли высоко над головами и удар пришелся на гроб, а не на головы. Конструкция упала как раз на то место, где должен был стоять Высоцкий, но он в этот момент по счастливой случайности ушел за кулисы покурить. Это и спасло ему жизнь.
    – После «Гамлета» Любимов поставил Пушкина «Товарищ, верь!» И тут тоже произошло непонятное – Высоцкий репетировал роль Пушкина и вдруг, перед самой сдачей спектакля, его сняли с роли с формулировкой «за неэтичное поведение на репетициях». Интересно, что же случилось?
    – Какие причины? Сейчас об этом можно говорить что угодно, но все это будет не то… Вы понимаете, что такое играть что-то другое после Гамлета? Какая должна быть роль следующая, за Гамлетом? Вот в этом вся загадка и разгадка. Все остальное – ерунда. После Гамлета необходимо брать высоту другую, более высокую. А когда в спектакле пять Пушкиных, а ты – один из них, то никогда другую высоту не возьмешь. Я так понимаю…
    – Вы застали Таганку в ее невыездной период…
    – Но только я ушел из театра, как Таганку сразу стали выпускать. Они поехали в Болгарию, Югославию. Но я застал гастроли в Ленинграде и Киеве. Кстати, в Питере было одно приключение… У нас были организованы две актерские бригады, которые ездили на встречи со зрителями, чтобы заработать денег. В моей бригаде было всего шесть человек, в их числе и Высоцкий. Володе вообще было очень сложно куда-нибудь вырваться – его «пасли» и поклонники, и ОБХС, но он все-таки умудрялся приезжать, честно отпевал свои полчаса. ОБХС приезжал, а его уже нет давно. Денег на концерте он не брал, мы расплачивались с ним потом, в театре. Это были такие смешные, мизерные суммы, но даже из-за них случилась неприятность…
    – Вас поймали на этих «левых» концертах?
    – Не нас, а ту, вторую, бригаду. Мы делали все умно и тихо, а их было очень много –  десять человек. Представляете, сколько устроителям надо было взять денег из фондов месткома, профкома, чтобы заплатить десяти актерам, да и чтобы им самим что-нибудь перепало… Ну, ту «агитбригаду» взяли прямо на концерте и привезли к театру на «воронках» с сиренами, мигалками… Дело удалось замять, но из-за этого на полчаса задержали два наших параллельных спектакля – «Гамлет» и «Добрый человек из Сезуана»…» (О. Иванычева, «Нас так и называли – "банда"»: интервью, «Казанские ведомости» (Республика Татарстан), № 16, 22 января 2003 г.)
    Позднее актер вспоминал: «А концертами, кстати, мы занимались всю жизнь, и я, и Фарада (потом на Таганке наша концертная бригада была – Хмельницкий, Высоцкий, Смехов, Золотухин)». (М. Токарева, «Александр Филиппенко: «Надо прислушиваться, что висит в воздухе». Интервью с актером накануне премьеры спектакля про вторжение в Чехословакию», «Новая газета», 13 августа 2018 г.)
    …Сохранился снимок, сделанный во время спектакля «"Товарищ, верь…" (откровенная скучнейшая чушь режиссеров Ю. Любимова и Л. Целиковской, поставленная по письмам всем надоевшего Пушкина, к Пушкину, о Пушкине). На переднем плане – артисты Игорь Петров, Алексей Граббе, Валерий Золотухин, Станислав Холмогоров, Валерий Погорельцев и Владимир Высоцкий, на заднем – Александр Филиппенко и Борис Галкин. Москва, Театр на Таганке, 1973 год». (Премьера постановки состоялась 11 апреля того же года. – А. С.) (Размещен в книге журналиста А. Ореха (Кравченко) «Один Высоцкий» (2021), глава 178 «Эврика и куклы».)
    Вероятно, к этим же годам творческого сближения актеров относится и шуточный стихотворный черновой рукописный набросок Владимира Высоцкого, обращенный к Александру Георгиевичу (копия из собрания архивиста бардовской песни Александра Киселева (г. Краснодар)):

               
                Пили с Сашей кофе с пенкой,
                А отнюдь не водку.
                Александр Филип<п>енко
                Не актер – находка!
                Что <не> номер – ходка,
                Тухлая селедка.
                Всегда и непременно
                Будет <…>


    Набросок, как видим, по неизвестным причинам остался не оконченным.
    В 1974 году Филиппенко снимается в роли Ермоленко в картине режиссера В. Абдрашитова «Остановите Потапова!» – короткометражном художественном фильме, его ВГИКовской курсовой работе. Снята она по одноименному рассказу Г. Горина (Офштейна), опубликованному в «Литературной газете» в 1972 году, и по его же сценарию. В картине использованы фрагменты видеосъемки спектакля Театра на Таганке «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. (Александр Георгиевич, как известно, в 70-е вводился Ю. П. Любимовым в нашумевшую постановку – на роль Рейнальдо, слуги Полония.)
    «Короткометражка про один день из жизни типа менеджера среднего звена НИИ Потапова, который врет как дышит. Врет всем – жене, друзьям, коллегам, учительнице сына, любовнице, даже милиции. За весь фильм ничего полезного не делает, на работе играет в игры, на общественной работе гуляет налево. Везде ловко от всего отмазывается. И сам не испытывает никаких угрызений совести, наверное даже не понимает что совершает плохие поступки.
    Сюжет, актерские работы хороши, в эпизодах засветились Фарада, Филиппенко и Высоцкий. («КГ-ФОРУМ» kg-forum.ru, «Беседы о кино», «Что вы сейчас смотрите?», 20 апреля 2020 г., Simba, «"Остановите Потапова!" (1973)».)
    Уход поэта… Александр Георгиевич вспоминал: «Было жаркое лето 80-го года, Олимпиада, пустой город. И тут – смерть Высоцкого. Мы с ним особо близки не были, но во время первых гастролей Таганки в Питере много выступали вместе с концертами – подрабатывали, водили за нос ОБХСС… И вот это все – радость обретения друг друга, боль утраты – переплелось-перепуталось». (Г. Шишкин, «Филиппенко – памятник безымянному стиляге»: интервью с актером, «Огонек», № 21, 25 июля 1999 г.)
    «Московский Дворец молодежи и Государственный культурный Центр-музей Владимира Высоцкого приглашают вас на день рождения поэта, певца, актера. Ему исполнилось бы 59 лет…
    Вести вечер будет Вениамин Смехов. На сцене в тот вечер выступят люди поколения Высоцкого – Андрей Вознесенский. Юлий Ким, Владимир Конкин, Александр Филиппенко. Кто-то из них работал вместе с Владимиром Семеновичем, кто-то близко знал и любил его. Будут воспоминания. Рассказы о каких-то моментах из биографии этого талантливого человека, мало известных широкой публике. Так, не все знают, что, например, во время совместных выступлений Высоцкого и Филиппенко их ловил ОБХСС.
    Кстати, когда Александру Георгиевичу предложили выступить на этом вечере, он долго не знал, что читать со сцены. И остановился на одном из рассказов Зощенко – «Мелкий случай из личной жизни» – о том, как сумасшедшие едут в поезде. "Хочется, чтоб на этом вечере зрители улыбнулись, посмеялись, – говорит Александр Георгиевич. – Дело в том, что песни Высоцкого, особенно его ранние вещи, – это по сути трагифарс. И этот рассказ Зощенко тоже написан в таком же жанре"». (Д. Корсаков, О. Сапрыкина, «Вам за него споют другие», «Комсомольская правда», 25 января 1997 г.)
    В феврале 2003 года в Мариуполе открыт памятник поэту и актеру. Интернет-сайт «Форум на Куличках» kulichki.com/vv/ в материале «На юбилей едут Никита Высоцкий и другая Таганка» информировал пользователей: «Открытие нового памятника Высоцкому-Жеглову состоится 7 февраля. На церемонию ожидаются сын поэта Никита Высоцкий, известные артисты Алексей Булдаков, Александр Филиппенко».
    Александр Филиппенко о Юрии Любимове: «Юрий Петрович из любой ситуации мог выйти самым неожиданным образом. Например, когда Фурцева приехала принимать многострадальный спектакль «Живой» по повести Бориса Можаева и потребовала, чтобы при обсуждении не присутствовал никто из занятых актеров. Даже секретаря парторганизации выгнали. Чтоб ни-ни, ни дверь не скрипнула, ни мышь не прошмыгнула. Юрий Петрович ну все ее требования выполнил! Кроме одного. Он не выключил микрофон за режиссерским столиком. И весь театр сидел по гримеркам и слушал громкую трансляцию этого обсуждения». (П. Константинов, «Генеральный конструктор», «Вечерняя Москва», 9 февраля 2005 г.)
    «Новосибирск – едва ли не единственный город, где Высоцкий никогда не выступал официально со своей программой. Теперь наш город восстанавливает справедливость посмертно. Улица им. Владимира Высоцкого в нашей стране одна, и находится она в Новосибирске. 25 января около театра «Глобус» был установлен памятный камень Высоцкому, а 25 июля, в день смерти поэта, на нем будет установлен бронзовый памятник. Первый памятник Владимиру Высоцкому был открыт в Мариуполе. Актер Александр Филиппенко, посетивший Новосибирск с гастрольным спектаклем «Страсти ревности», отозвался о предстоящей акции скептически: «Я работал в Театре на Таганке в золотые 70-е годы и присутствовал при открытии первого памятника Владимиру Высоцкому. Сибирь, безусловно, является главным очагом бардовской песни, и клуб «Под интегралом», в дискуссиях которого я неоднократно участвовал, будучи студентом МФТИ, – это первая серьезная организация такого плана в СССР. Первое выступление Галича было организовано именно здесь, и нет сомнения, что памятник Высоцкому, равно как и другим артистам этого жанра, должен иметь место в таком городе. Но, честно говоря, я слышу об этих планах лет семьсот».
    Семьсот лет разочарования Александра Филиппенко закончились – памятник уже готов и скоро будет доставлен из Москвы в наш город». (М. Петрова, «Бронзовый Гамлет будет стоять у "Глобуса"», «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области», № 29, 8 июля 2005 г.)
    5 февраля (по другим источникам – 3 февраля) 2006 года в столице Урала открыта скульптурная композиция «Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади» (установлена рядом с главным входом в торгово-развлекательный центр «Антей»).
    «В Екатеринбурге в присутствии нескольких сотен горожан, а также столичных VIP-гостей – Никиты Высоцкого, Валерия Золотухина, Александра Филиппенко и Дмитрия Певцова открыли первый городской памятник поэту, композитору и актеру Владимиру Высоцкому. Поклонники творчества Высоцкого собрались на торжественное событие, несмотря на морозную, ветреную погоду.
    Филиппенко прочитал собравшимся один из монологов Михаила Жванецкого и стихи Высоцкого». (Интернет-сайт «URA.RU» ura.news, 6 февраля 2006 г., «Золотухин: памятник Высоцкому в Екатеринбурге – лучший. Но Влади приехать на открытие не решилась».)
    В конце марта 2006 года в московском клубе «Высоцкий» в Нижнем Таганском тупике, неподалеку от Театра на Таганке, состоялось выступление Александра Филиппенко, название которого «Когда мы были молодые…» «Что говорить, не всякий исполнитель замахнется на «своего Высоцкого». Тут ведь и моральное право надо иметь, и многолетние выстраданные отношения с творчеством ушедшего барда хранить». («Чужие здесь не ходят. Хорошая музыка в клубе "Высоцкий"», «Итоги», № 13, 19 марта 2006 г.)
    25 июля того же года, по традиции, на Петровском бульваре в Москве у памятника Высоцкому собрались многочисленные почитатели его таланта и друзья, известные актеры театра и кино, поэты, певцы и композиторы: Борис Хмельницкий, Никита Высоцкий, Олег Марусев, Иосиф Кобзон, Александр Панкратов-Черный (Гузев), Дмитрий Харатьян, Петр Тодоровский, Владимир Пресняков-старший, Ольга Остроумова, Александр Филиппенко, Андрей Вознесенский, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич, Виктор Мережко, Александр Митта-Рабинович, Александр Журбин, Максим Дунаевский и многие, многие другие, для которых память о Владимире Семеновиче дорога и близка.
    В 2007 году Александр Георгиевич представил на суд зрителей очередную литературно-музыкальную композицию «Демарш энтузиастов», посвященную советскому военному вторжению в Прагу в 1968–м (реж. М. Ишимбаева, вторая жена чтеца). В постановке зритель услышал тринадцать песенных стихов Владимира Семеновича.
    «Вчера Владимиру Высоцкому исполнилось бы 70 лет.
    В этот день о нем вспоминали во всей России. В Доме кино музыканты исполняли песни артиста под гитару, звучали фортепьянные и скрипичные мелодии. Сын поэта Никита Высоцкий открыл вечер памяти, прекрасно прочитав «Мне судьба – до последней черты». Стихи поэта читали его друзья. Вениамин Смехов развеселил зал стихотворением «Аэрофлот». На сцену выходили Александр Ф. Скляр, Александр Филиппенко…» (А. Дергачева, «Вечер памяти Высоцкого прошел в Доме кино», «Новая газета», 26 января 2008 г.)
    «"Демарш энтузиастов" прекрасен не только тем, что в нем, например, звучат ироничные и отточенные ранние монологи Михаила Жванецкого. Спектакль хорош не только потому, что в нем можно услышать отрывки из романа «Ожог» Василия Аксенова и блестящие рассказы Сергея Довлатова. Вся прелесть в том, что здесь актер – сам себе голова. И голова у него, кстати, очень светлая.
    В тандеме с великими – Бродским, Левитанским, Высоцким, Окуджавой – Филиппенко создает блестящую и трагическую, смутную и волнующую, еще до конца не остывшую картину ушедшей эпохи шестидесятников
    Смерть Сталина, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, волнующий ветер свободы. За кадром – непременный джаз. Похороны генсеков, на которых нужно и веселиться, и плакать (за этим зорко следили!). О призраке власти напоминает Высоцкий: «Спасите наши души, мы бредим от удушья! Спасите наши души, спешите к нам!» – и Левитанский: «И мы уходим в переводы, идем в киргизы и в казахи, как под песок уходят воды, как Дон Жуан идет в монахи…»
    «Демарш энтузиастов» – это ликующий гимн молодости и жизни, которая в отличие от смерти поправима». (Г. Котов, «Жизнь, смерть и смех», «Независимая газета», 4 апреля 2008 г.)
    Накануне своего юбилея артист рассказывал: «Аксенов и Жванецкий, Левитанский и Высоцкий, Бродский и Довлатов. Жонглирование текстами. Кажется, это рассказ о себе, где ни слова от себя. А позади – Таганка, Табакерка, Вахтанговская школа». (Интернет-сайт «Вести.ру» vesti.ru, 2 сентября 2009 г., «Шоу должно продолжаться: Александру Филиппенко исполняется 65 лет».)
    «"Демарш" – это уже привычная для меня программа, где я читаю прозу Аксенова, раннего Жванецкого, стихи Бродского, Левитанского, Высоцкого, Окуджавы, Евтушенко. Я связал их как бы в одну историю – о жизни в 60-е-80-е-нулевые…», – рассказывал чтец». (Интернет-сайт журнала «Сноб» snob.ru, 8 октября 2009 г., «Александр Филиппенко: "А я сыграл четыре моноспектакля за две недели"»: интервью.)
    7 ноября 2010 года Александр Георгиевич был гостем радиопрограммы «Дифирамб» на «Эхо Москвы». В прямом эфире зашел разговор о театральной молодости актера и его концертных программах, в которых он почти всегда читает стихи поэта…
    «А. Филиппенко: Я, ведь, в первых спектаклях «Гамлета» участвовал, лучшие годы, 5 лет на Таганке, и 5-летие театра я встретил, и 10-летие.
    О. Баршева: Когда Высоцкий играл Гамлета?
    А. Ф.: Ну да. Но к этому еще, наверное, вернемся. Я в Щукинское училище поступил и в театр к Любимову – самые золотые годы. И, конечно, в агитбригадах, уже в концертных бригадах Театра на Таганке мы всегда выступали, были Высоцкий, Хмельницкий, Смехов, Демидова, и Зоя (правильно – Зина. – А. С.) Славина, и Гриша Пятигорский, и Леня Филатов. Все там было. Прошло много интересного.
    О. Б.: А что Высоцкий? Какой Высоцкий у тебя в программе? Я, вот, себе не представляю. Это песни, которые ты читаешь? Или что это?
    А. Ф.: Нет-нет-нет. Это, вот, его стихи.
    О. Б.: Неспетые?
    А. Ф.: И не петые, да. Весь посыл моей программы о том, что про историю реалий того времени лучше скажут произведения Высоцкого. И, вот, есть одно стихотворение, и вот тут я взял с собой сейчас еще одно. Потому что когда вдруг молодежь… Я, вот, слушаю сейчас. Ну как? Ну, мягко сказать. Не то они поют, нет погружения.
    О. Б.: Высоцкого ты имеешь в виду?
    А. Ф.: Да. И хорошо, что молодежь не знает, что такое партком, местком и все эти заседания, и прочее. И я обращаюсь к молодежи уже после спектакля. Приходят за кулисы обязательно – это так принято, вот, за кулисы приходить и просить автографы. Я говорю: «Что ж вы так?.. Я про август 1968-го вам рассказываю». Они говорят: «Александр Георгиевич, да у нас в 1968-м родители только еще из детсада пришли. Что мы можем? Как это быть?» 
    О. Б.: Ужас. Поэтому можно впарить все, что угодно, в эти головы.
    А. Ф.: Абсолютно. Так, вот об этом вот… Безответственность и пусть они выбирают. Но говорю об этом: «Вы будете выбирать, о чем подумать, о чем нет». И, конечно, песня «Спасите наши души» – это не о подводниках, понимаешь? «А гибнуть во цвете уж лучше при свете. Наш путь не отмечен, нам нечем, нам нечем, но помните нас». И это повторяю там. «Я никогда не верил в миражи, в грядущий рай не ладил чемодана. Учителей сожрало море лжи и выплюнуло возле Магадана».
    А прочитать хотел я, еще… И, вот, хотел, как бы, не называть автора, но сразу почувствуете, чьи это стихи. «Штормит весь вечер и пока заплаты пенные латают, разорванные швы песка, я наблюдаю свысока, как волны головы ломают. И я сочувствую слегка погибшим, но издалека. Я слышу хрип и смертный стон, и ярость, что не уцелели. Еще бы: взять такой разгон, набраться сил, пробить заслон и голову сломать у цели. И я сочувствую слегка погибшим, но издалека. А ветер снова гребни бьет, и гривы пенные ерошит. Волна барьер – она возьмет, ей кто-то ноги подсечет и рухнет взмыленная лошадь. И посочувствует слегка погибший ей издалека. Придет и мой черед, вослед мне дуют в спину, гонят к краю, в душе предчувствие как бред, что надломлю себе хребет и тоже голову сломаю. Мне посочувствуют слегка, погибшему издалека. Так многие сидят в веках на берегах и наблюдают внимательно и зорко, как другие рядом на камнях хребты и головы ломают. Они сочувствуют слегка погибшим, но издалека. Но в сумерках морского дна, в глубинах тайных кашалотьих родится и взойдет одна неимоверная волна, и наблюдающих поглотит. Я сочувствую слегка погибшим, но издалека».
    О. Б.: Браво. А кто это?
    А. Ф.: Высоцкий.
    О. Б.: Да ты что?!
    А. Ф.: Ну как, ну что? Тут прямо слышится. И песня есть на эту тему, но последний куплет – он не везде есть. А, ведь, тоже было, вот, вспоминаю, откуда пришло, как возникало. Открывались памятники Высоцкому, и мы с Борисом Хмельницким (царство небесное Боречке), мы часто откликались на эти предложения и вот так тоже надо было что-то короткое, что-то сделать, прочитать.
    О. Б.: Это, вот, у Петровского бульвара?
    А. Ф.: И у Петровского, и потом было еще. И по России открывали меценаты, бизнесмены на свои деньги памятники. И вот такое надо было короткое что-то сделать, очень сильное. В общем, опыт какой-то этого, такого рода выступлений уже есть и важно, что пусть из ста один-два человека придут, то есть подумают, как и что. Они придут домой к родителям и спросят: "Где у нас Высоцкий?"»
    «"Пусть каждое поколение вспоминает свою молодость как лучшее время жизни". Такой эпиграф дал Александр Филиппенко своей новой программе «Демарш энтузиастов». Молодость поколения Филиппенко – это джаз, свинг и рок-н-ролл. Это стихи Бродского, Вознесенского, Евтушенко, Левитанского. Это проза Аксенова, Довлатова, Жванецкого. Это песни Высоцкого и Окуджавы.
    Почувствовать атмосферу конца пятидесятых – начала шестидесятых годов минувшего века смогли зрители, посетившие премьеру литературно-музыкальной композиции Александра Филиппенко в областном Центре культуры и народного творчества.
    «Как много сейчас толкователей нашей истории. И так лихо умеют они передернуть факты, о чем-то умолчать, что-то передвинуть, как будто уже нет живых свидетелей того времени. Мои любимые авторы, их произведения и есть те живые свидетели. У них все написано! Просто надо внимательно перечитать, вдуматься и сделать выводы», – обратился актер к переполненному залу перед спектаклем.
    Филиппенко как никто другой умеет быть одновременно дерзким, уморительно смешным и до боли трагичным. Разнообразной была и программа выступления – лирика поэтов-«шестидесятников», «Ожог» Василия Аксенова, «Чемодан» и «Зона. Записки надзирателя» Сергея Довлатова, ироничные наблюдения над действительностью Михаила Жванецкого, тревожные строчки Высоцкого… Публика долго не отпускала со сцены артиста, устроив ему овацию.
    После спектакля Александр Филиппенко ответил на вопросы журналистов.
    – Александр Георгиевич, ваша новая программа вызывает смешанные чувства – смех пополам с грустью. Это тот эффект, на который вы рассчитывали?
    – Конечно, а с чего веселиться? Это же разговор о времени, я читаю тексты, по моему мнению, созвучные с ним. Я всегда настаиваю, чтобы их авторов указывали на афишах, и зрители приходят, потому что им эти фамилии знакомы. Вся моя программа – это вахтанговская импровизация в рамках заданной композиции, своего рода литературный джаз.
    Реакция публики бывает самая разная. В Ростове, к примеру, из зала кричали: «Не трогай партию!» А я выстрадал все это. С 1969 по 75 год я работал в Театре на Таганке. Я видел, как убивали театр!» (С. Малюков, Н. Черкасов, «Народный артист России Александр Филиппенко: "Я призываю классиков в свидетели!"»: интервью, «Липецкая газета», 16 ноября 2010 г.)
    «Артист театра и кино Александр Филиппенко устраивает очередные творческие посиделки в бард-клубе «Альма-матер». Лейтмотив вечера воспоминания народного артиста о советских временах. Здесь найдется место и политическим анекдотам, и стихам Высоцкого, монологам Жванецкого и выдержкам из произведений Сергея Довлатова, которые Филиппенко блестяще исполняет». («Александр Филиппенко расскажет политические анекдоты и стихи Высоцкого», «Комсомольская правда», 12 января 2012 г.)
    В конце января 2012 года в Театре на Таганке состоялась церемония вручения премии имени В. С. Высоцкого «Своя Колея» за 2011 год. Среди ее участников был и Александр Георгиевич: «На премии присутствовали, в частности, певица Юлия Ковальчук, танцовщик Николай Цискаридзе, поэт Андрей Дементьев, режиссер Геннадий Полоко (верно: Полока. – А. С.), поэт Александр Шаганов, актер Александр Филиппенко». (Интернет-сайт «Рravda.ru» pravda.ru, «На вручении премии памяти Высоцкого "Своя Колея"».)
    «В Театре на Таганке прошла пятнадцатая по счету церемония вручения премии за 2011 год «Своя Колея».
    Юбилейная премия вызвала большой интерес. В фойе театра было многолюдно. Фотокорреспонденты то и дело включали вспышки, направляя свои камеры на известных персон, среди которых были: Юлия Ковальчук, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Сати Казанова, Генрих Боровик, Андрей Дементьев, Геннадий Полока, Александр Шаганов, Александр Носик, Александр Филиппенко, Виктория Дайнеко, Георгий Гречко…» (Интернет-сайт «Вокруг.тв» vokrug.tv, 23 января 2012 г., С. Амроян, «Никита Высоцкий признается, кто сыграл его отца».)
    Телеверсию вручения премий и концерт, посвященный этому событию, зрители увидели 29 января 2012 года на Первом канале.
    Спустя два с половиной месяца, 14 апреля, интернет-сайт «Тайм-аут» timeout.ru распространил новость «Валентин Гафт и Александр Филиппенко в программе "Апрельские тезисы"»: «На вечере в Театре на Таганке Александр Филиппенко прочтет стихотворения классиков русской и советской поэзии, а Валентин Гафт порадует зрителей собственными стихотворными произведениями, а также исполнит отрывки из пьесы «Сон Гафта». В общем, как шутит Александр Георгиевич, «выступим с апрельскими тезисами».
    Филиппенко подтвердил: "Да, я буду говорить стихами Есенина, Кирсанова, Волошина, Гуро, Божидара (Богдана Гордеева), Крученых, Левитанского, Высоцкого, Бродского. А Гафт – своими новыми пронзительными эпиграммами и стихами. Будет много живой джазовой музыки, будет интересно!"»
    3 января 2013 года в Санкт-Петербурге во Дворце культуры им. Горького состоялся творческий вечер Александра Филиппенко «Демарш энтузиастов». Это переплетение прозы и  стихов «шестидесятников», исполненные под звуки джаза. 
    Зрители услышали со сцены произведения Михаила Жванецкого и Сергея Довлатова, стихи Юрия Левитанского, Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого («Я никогда не верил в миражи…»). (Интернет-сайт «На завалинке. Музыкальная сеть» tunnel.ru, 4 января 2013 г., Fakel, «Творческий вечер Александра Филиппенко».) 
    «В интервью Александр Филиппенко рассказал, чем обусловлен подобный выбор программы и насколько важен для него диалог с залом.
    – Вы заявили Аксенова, Высоцкого, Жванецкого, Довлатова. Программа на всех выступлениях схожая? 
    – На всех выступлениях я читаю моих любимых авторов, но почти всегда разные их произведения. Я часто меняю репертуар непосредственно перед выступлением: мой выбор зависит от времени и места, от настроения и настроя, также мне важно, чтобы зрители всегда слышали что-то новое.
    – Вам удавалось встречаться с кем-то из упомянутых авторов?
    – Я был знаком с Владимиром Высоцким, Василием Аксеновым и общаюсь изредка с Михаилом Жванецким. С Довлатовым мы, к сожалению, не были знакомы, но дружим с его прекрасной семьей.
    – Бытует мнение, что никто, кроме Высоцкого, адекватно не может спеть его песни или прочитать его стихи.
    –  Я работал с Высоцким в золотые годы Театра на Таганке – с 1970-го по 75-й – и часто слышал его выступления. Конечно, каждый, кто читает его стихи, вкладывает в них что-то свое, и я вкладываю свой смысл в его произведения. В этом сила их охвата – они трогают даже тех, кто и не подозревает, о чем поет автор. Все читают стихи по-разному, поэтому не вижу ничего плохого в «Своей Колее» (ежегодная программа, посвященная Высоцкому. – «Известия») и других подобных концертах. Но надеюсь, что Володю будут помнить не только по программам и фильмам о нем, а благодаря его стихам, песням и спектаклям». (А Певчев, «Александр Филиппенко: «Меняю яркие воспоминания на свежие ощущения». Народный артист России – о спонтанности, силе Высоцкого и пирогах в Переделкино»: интервью, «Известия», 28 марта 2013 г.)
    30 марта интервью размещено также на интернет-сайте «Люди» peoples.ru.
    Субъективное мнение: «С. Безруков прекрасно читает стихи Есенина.
    Филиппенко ужасно читает Высоцкого.
    Казаков и Юрский вполне сносно читают Бродского.
    Бродский ужасно читает свои стихи,
    Д. Дюжев отлично читает Бродского.
    А лучше всего стихи известных поэтов читают другие поэты, по-моему. В них меньше позы и они больше чувствуют полутона и скрытые смыслы.
    А вообще как сейчас дети в школе стихи все еще учат? Мамы, ау!» («Живой Журнал» lun-dao.livejournal.com, 5 октября 2013 г., lun_dao.)
    «Уже несколько лет Филиппенко выступает с программой «Демарш энтузиастов» – монологом, состоящим из собственных воспоминаний о 60–80-х годах, а также из стихов и рассказов того времени. Со сцены звучат песни Окуджавы и Высоцкого…» (Н. Григорьева, «Александр Филиппенко: театр одного актера», «Аргументы и факты», № 35, 2 сентября 2014 г.)
    С этой программой артисты выступали не один сезон. «На сцене Таганки состоится уникальный поэтический вечер «Гафт – Филиппенко: "Апрельские тезисы"». Александр Филиппенко будет читать стихи Есенина, Кирсанова, Левитанского, Высоцкого.
    – А вы читали когда-нибудь Высоцкого в этих стенах? Вы ощущаете внутренний трепет?
    – Нет, не читал. Но мы вместе когда-то на этих подмостках выступали. Конечно, площадка памятная, и некоторый трепет, разумеется, есть. Я вот недавно показывал Таганку своей дочке, заветное закулисье…» (Интернет-сайт журнала «Мнение» mnenieguru.ru, 29 апреля 2015 г., П. Каневская, «Александр Филиппенко: «После слова «свобода» следующее по значимости – «ответственность»…»: интервью.)
    Ранее интервью Л. Каневской под названием «Актер Александр Филиппенко» было опубликовано в газете «Новые Известия» от 25 апреля 2012 года.
    «Александр Филиппенко, легенда для многих поколений зрителей, совмещает на сцене трагифарс и творчество близких ему по духу писателей и поэтов: Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Бориса Пастернака, Василия Аксенова, Михаила Жванецкого, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Левитанского, Сергея Довлатова». (Интернет-сайт «Яндекс Телепрограмма» tv.yandex.ru, «"У автора в плену". Творческий вечер Народного артиста России Александра Филиппенко в Театре им. Моссовета».)
    «"У автора в плену". Александр Филиппенко читает отрывки из произведений Зощенко, Аверченко, Пастернака, Аксенова, Жванецкого, Высоцкого, Окуджавы, Левитанского, Довлатова. С 19 по 27 мая в Израиле.
    "Не закрыли бы студию – меня бы не позвал Любимов в Театр на Таганке. В ТУ, великую любимовскую Таганку с Высоцким, Демидовой, Золотухиным! Прочитаю еврейским друзьям произведения преимущественно их соплеменников"». (Интернет-сайт «Культурные события Израиля» israelculture.info, 16 апреля 2016 г., М. Сонкина, «Александр Филиппенко в плену у самого себя»: интервью.)
    «Мы беседуем с канатоходцем русской и советской классики Александром Филиппенко и с его супругой Мариной Ишимбаевой, режиссером телевидения.
    М. И.: Он (говорит о муже) Кощей Бессмертный, до тех, для кого он – актер Театра на Таганке. Это люди – литературно подкованные, образованные.
    А. Ф.: У меня (в программах) иронические стихи, только Саша Черный, Эрдман и Салтыков-Щедрин, а люди хотят слышать Пастернака. Все хотят утешения.
    С.: Почему – только Саша Черный? Не соглашусь. Вы, например, Бродского читаете, Высоцкого. На фоне вашего «джазового» исполнения Бродского сам Бродский как чтец проигрывает, на мой взгляд. Вы даже читали Высоцкого как лирика.
    А. Ф.: Читаю, да. И Бродского, и Высоцкого. Но я бы не сказал, что это лирика. Это были «певцы свободы» в самое несвободное время в России… Понимаете, они все – Бродский, Высоцкий, Булгаков – они совсем не такими были, какими их стараются представить. Нынешние идеологи, представляющие Булгакова, Высоцкого и Бродского в том свете, что якобы Высоцкий был «певцом советской власти», Бродский «борцом за империю», и так далее, развешивают такие ярлыки на авторов даже не по злому умыслу, а от какого-то непонимания. Поэтому и получались они такими однобокими». (Интернет-сайт «GLAMUR» glamur.co.il, 22 мая 2016 г., Севиль, «Эксклюзивное интервью с Александром Филиппенко».)
    Из интервью чтеца, данного им журналистке и телеведущей Кларе во время забайкальских гастролей: «Ухо зрителя отвыкло от стихов. Человек, который приходит ко мне на концерт, видит на афише: Высоцкий, Левитанский, Окуджава, Аксенов, Довлатов. Что тут объяснять, уже все ясно? Зрители чего-то ждут, получают это через 5-10 минут: импульс, движение, куда направить мысли». (Информационный интернет-портал «Чита.ру» chita.ru, К. Хоменко, 21 сентября 2017 г., «Александр Филиппенко: "Только ты решаешь, что тебе делать"»: интервью.)
    «13 ноября Вятская филармония приглашает на встречу с Народным артистом России Александром Филиппенко. В моноспектакле «У автора в плену» актер совмещает трагифарс и творчество близких ему по духу писателей и поэтов: Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Бориса Пастернака, Василия Аксенова, Михаила Жванецкого, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Левитанского, Сергея Довлатова». (Интернет-сайт «Вятка областная. Новости Кировской области» vyatka-grad.ru, 28 октября 2017 г., А. Бакулев, «Александр Филиппенко выступит в Кирове с моноспектаклем».)
    «Услышать и увидеть воочию человека, олицетворяющего собой целую эпоху, человека-легенду – большая удача. В октябре в Красноярске давал представление великий актёр; обаятельный, харизматичный, любимый несколькими поколениями Народный артист России Александр Филиппенко. Как только его не нарекали коллеги-журналисты: звезда команды КВН московского физтеха, шестидесятник, великолепный знаток классики, талантливый декламатор, самый запоминающийся кинозлодей, человек-театр.
    Весь вечер Александр Георгиевич читал отрывки из произведений Зощенко, Аверченко, Пастернака, Аксенова, Жванецкого, Высоцкого, Окуджавы, Левитанского, Довлатова. Моноспектакль «У автора в плену» должен был разбудить литературную память, и люди действительно вели диалог с актером во время спектакля, а после, уже за кулисами, признавались ему в любви.
    – Вы были знакомы со многими людьми, ставшими впоследствии символами эпохи. Что вспоминается?
    – Я благодарен судьбе за эти встречи в 60-70-е годы. Это были прекрасные, я бы сказал, лучшие люди: Юрий Петрович Любимов, Анатолий Васильевич Эфрос, Александр Исаевич Солженицын, Ролан Антонович Быков, Владимир Высоцкий, Михаил Александрович Ульянов… Многие. Жалею только, что их нет сейчас с нами». (Интернет-сайт «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» sibforum.sfu-kras.ru, ноябрь 2017 г., В. Кириченко, «Документальный театр Александра Филиппенко»: интервью.)
    «Он был чистого слога слуга!» – церемония вручения премий «Своя Колея», приуроченная к 80-летию Владимира Высоцкого, прошла в Кремле 21 декабря 2017 года. Его стихи со сцены прочитали Никита Высоцкий (Абрамов), Вениамин Смехов (Гедройц), Александр Филиппенко, Евгений Миронов и другие.
    Накануне юбилея поэта, 25 января 2018 года, «Радио 1» разместило на своем интернет-сайте radio1.news большую и интересную аудиоподборку «Александр Филиппенко читает произведения Владимира Высоцкого».
    «26 января в эфире Первого канала появится «Своя Колея» – ежегодная церемония вручения премии Фонда Высоцкого. На вечере прозвучат песни Высоцкого в исполнении известных музыкантов, актеров, деятелей культуры и искусства. Среди участников: Е. Миронов, В. Визбор, Т. Гвердцители, Н. Высоцкий, С. Сурганова, Е. Ваенга, Зара, В. Смехов (Гедройц), А. Филиппенко, С. Безруков, А. Ф. Скляр и др.» («Высоцкому посвящается», «Вечерняя Москва», 18 января 2018 г.)
    Александр Филиппенко великолепно прочитал одно из ранних песенных стихотворений поэта «Ребята, напишите мне письмо…» (1964): «В 1969 году на юбилейном вечере – пятилетие театра! – Володя читал стих. И как сегодня он слушается!..»
    «26 октября 2018 года в концертном зале «Колизей» (Невский, 100) Народный артист России Александр Филиппенко покажет спектакль «У автора в плену», в котором он одновременно совмещает трагифарс и творчество близких ему по духу писателей и поэтов: Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Бориса Пастернака, Василия Аксенова, Михаила Жванецкого, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Левитанского, Сергея Довлатова.
    "Этот моноспектакль – попытка найти отражение нашего «сегодня» в текстах разных, по-своему замечательных авторов, – говорит он. – Моя главная задача – вызвать раздумья у зрителей, и они решают, они делают выбор: что сдать в архив, а о чем спросить"». (Интернет-сайт «Фонтанка.ру» fontanka.ru, 24 октября 2018 г., «Александр Филиппенко смешает Зощенко, Высоцкого, Довлатова и других».)
    «21 января 2019 года на сцене Театра на Таганке пройдет церемония вручения ежегодной премии «Своя Колея», посвященной Владимиру Высоцкому. В ней примут участие: Тамара Гвердцители, Александр Малинин, Пелагея, Сергей Безруков, Николай Фоменко, Баста, Диана Арбенина, Дмитрий Певцов, Александр Домогаров, Александр Ф. Скляр, Дмитрий Харатьян, Екатерина Гусева, Сергей Шакуров, группа «Рондо», Александр Маршал, Константин Хабенский, Ольга Кормухина, Александр Филиппенко, ансамбль "Песни нашего века"». (Интернет-сайт «KASSIR.RU» msk.kassir.ru, «Своя Колея».)
    «Вечер двадцать пятого января 2019-го. «Своя Колея» на Первом канале.
    Выход Александра Филиппенко. И его слова перед чтением давно знакомого:
    «Стихотворение написано в шестидесятых. Прозвучало в исполнении автора на пятилетнем юбилее Таганки. А как звучит? А?..»
    И льются строки. Будто написанные для нас только что. Оттуда – из Вечности:

                Мой первый срок я выдержать не смог,
                Мне год добавят, может быть четыре…
                Ребята, напишите мне письмо:
                Как там дела в свободном вашем мире?

    Вечная Вам память, Владимир Семенович!
    А письма Вам мы пишем. Часто…» (Интернет-сайт «Проза.ру» proza.ru, 26 января 2019 г., Л. Лунина, «Письмо Высоцкого».)
    15, 16 февраля и 31 марта 2019 года в московском «Политеатре» Александр Георгиевич представлял зрителям и слушателям свою чтецкую программу «Демарш энтузиастов». Звучали отрывки из прозы Василия Аксенова и Сергея Довлатова, стихи Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Юрия Левитанского. (Интернет-сайт «Политеатр» polyteatr.ru, «Февраль / март 2019».)
    «В Центральном Доме художника выступил Народный артист России, легенда театра и кино Александр Филиппенко с программой, посвященной Михаилу Зощенко и Михаилу Жванецкому. В этом моноспектакле актер объединил двух своих любимых и близких по духу авторов. Программа так и называется «Здравствуйте, Михаил Михайлович!»
    Кроме их рассказов, прозвучали строки Семена Кирсанова, Александра Галича, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко и др.» (М. Власова, «"И снова – здравствуйте!" Михаил Зощенко и Михаил Жванецкий глазами Александра Филиппенко», «Независимая газета – EXLIBRIS», 21 марта 2019 г.)
    Вечером 2 сентября 2019 года на Радио «Маяк» вышел в эфир очередной выпуск программы «Много букв». «В свой день рождения читает актер театра и кино Александр Филиппенко: Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Александр Кушнер, Михаил Зощенко». Как сказал чтец, прозвучат «любимые стихи любимых поэтов». Среди прочих прозвучали строчки Владимира Семеновича «Я никогда не верил в миражи…»
    К собственному юбилею артист подготовил к показу новый моноспектакль «Окно, горящее в ночи». По его словам «в нем будут и Есенин, и Пастернак, и Окуджава, и Высоцкий, и ранний Бродский». (Новостной интернет-портал ТАСС tass.ru, 2 сентября 2019 г., Е. Выборова, «Александр Филиппенко: "Ходите в хороший театр – будете долгожителями"»: интервью.)
    Интернет-сайт «Рамблер / кино» kino.rambler.ru 2 сентября 2019 года также разместил интервью а актером.
    «В Концертном зале правительства Москвы состоялся юбилейный вечер народного артиста России Александра Филиппенко, посвященный его 75-летию, – «У авторов в плену».
    Юбиляр исполнил рассказы, миниатюры, отрывки из романов и стихотворения своих любимых авторов: Сергея Довлатова, Михаила Зощенко, Михаила Жванецкого, Николая Гоголя, Андрея Платонова, Николая Эрдмана, Василия Аксенова, Юрия Левитанского, Владимира Высоцкого». (М. Власова, «Переводчик с авторского на зрительский. Александр Филиппенко отметил юбилей литературными чтениями», «Независимая газета – EXLIBRIS», 24 октября 2019 г.)
    Писатель, публицист, популяризатор гуманитарных наук Павел Сурков: «Спектакль Филиппенко – это невероятная смесь актерской игры и звука: звуковое оформление. Важнейшая штука – да, во многом «таганковская» (Любимов оставил свой отпечаток на всех, с кем работал), но – обрамленная в чудо актерской игры Филиппенко и его невероятного, тончайшего вкуса.
    Естественно, всплывает тема Высоцкого – Филиппенко шесть лет отдал Театру на Таганке, на самом ее пике, с 1969 по 1975, и ах, с какой легкостью мог бы сейчас плодить воспоминания на тему «вот, когда мы с Володей и Любимовым»! Но Филиппенко куда благороднее этого. Он читает Высоцкого – по-своему, остро и тонко, и обрамляет эту читку в записи «Спасите наши души» и одной из последних работ ВСВ – "Песни о новом времени"». (Интернет-сайт «Прямая речь» pryamaya.ru, П. Сурков, «Приглашение к путешествию: один вечер с Александром Филиппенко».)
    26 июня 2020 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского должна была быть представлена зрителю программа Александра Филиппенко (художественное слово) «У автора в плену». В программе: Аксенов, Высоцкий, Левитанский, Окуджава, Довлатов (абонемент № 68 «Звучащее слово»). Но концерт был отменен. (Интернет-сайт «Московская филармония» meloman.ru.)
    16 октября 2021 года по Первому каналу был показан «Вечер к 100-летию со дня рождения Александра Галича». На мероприятии в честь поэта, писателя, драматурга, сценариста и автора-исполнителя Александр Георгиевич выразительно прочитал текст песни Высоцкого «Штормит весь вечер, и пока…» (1973), посвященной автором Александру Аркадьевичу.
    «В этом году исполняется 85 лет со дня рождения советского поэта, актера театра и кино, автора-исполнителя песен – Владимира Высоцкого.
    28 января в читальном зале библиотеки-филиала № 1 (г. Ессентуки, Ставропольский край) совместно с клубом «Надежда» прошло мероприятие – литературно-музыкальная гостиная «Я, конечно, вернусь», посвященная этой дате.
    Сотрудники библиотеки и гости окунулись в песенный, стихотворный мир Высоцкого, вспомнили основные вехи его биографии, услышали песни и стихи в исполнении самого Владимира Семеновича, а также в исполнении Сергея Безрукова, Александра Маршала, Зары, Аллы Пугачевой, Александра Филиппенко и других». (Интернет-сайт «Без формата» essentuki.bezformata.com, 28 января 2023 г., «Литературно–музыкальная композиция "Я, конечно, вернусь"».)
    «Александр Филиппенко, известный российский актер и режиссер, рассказал о важной детали создания образа Владимира Высоцкого в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Он поделился информацией о том, как проходила гримировка главного героя, который был сыгран Сергеем Безруковым.
    «Это была сложная задача для команды мейкап-художников и стилистов, так как Безруков по внешности совсем не похож на Высоцкого. Использовали различные техники грима и стиля, чтобы создать на экране максимально приближенный к оригиналу образ Высоцкого».
    Актер отметил, что важным элементом гримировки были прическа и усы, которые были особенными для образа Высоцкого. Филиппенко подчеркнул, что актерское мастерство Безрукова помогло в полной мере передать характер и эмоции Высоцкого.
    В результате работы команды специалистов и актерского мастерства Безрукова зрители могли увидеть потрясающий образ легендарного поэта и исполнителя, который оставил неизгладимый след в истории культуры». (Интернет-сайт «ADMdurtuli про гаджеты» admdurtuli.ru, 16 сентября 2023 г., «Высоцкий – спасибо, что живой: как гримировали Безрукова».)
    ***
    «Сколько бы ни пытались сейчас представить Высоцкого… Я работал в Театре на Таганке в самые золотые годы: пятилетие театра, десятилетие встретил здесь, премьеру «Гамлета» играл. Сколько не пытались сделать из Высоцкого, не знаю, там, бандита, наркомана или торговца – пытались, там, подстроить туда… Нет! Мятежный дух – вот что было главное! Вот что он проецировал на аудиторию! О чем мы, з-з, э, шушукались на кухне, вот он смог это сделать!» (Интернет-сайт «biffhard. FREE MUSIC FINDER» biffhard.top, «Александр Филиппенко («Альма матер», 29. 03. 2013)», «О Владимире Высоцком».)   


Рецензии
Спасибо, Андрей.
Гигантская и очень полезная работа, собрать воедино разрозненный материал по всем возможным источникам, да ещё с указанием ссылок. Скачала, буду пользоваться.
Не знала раньше такого наброска "Пили с Сашей кофе с пенкой...", да и про Александра Киселева из г. Краснодар не слышала.
Возможно ли поподробнее узнать о рукописи, а "лучше посмотреть само оружие".
С уважением.

Виктория Чичерина   27.09.2023 20:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Виктория Викторовна!
Зовут меня Андрей, благодарю Вас за добрые слова, сказанные о статье. Знаком с Вашими трудами, исследованиями, интервью о поэте, в том числе интересной книгой "Театр на Таганке с Высоцким и без". По поводу наброска - поместил его только с целью получить отзыв, отклик, информацию в виде опровержения - возможно, кто-то знает больше. Потому, как совсем не уверен в авторстве этих строк В. С. Высоцкого. Самого наброска в виде фото- или ксерокопии не видел - только как распечатку. Конечно за документ и свидетельство авторства она не сойдет. А. В. Киселев - собиратель книг, газетно-журнальных публикаций и записей представителей авторской, бардовской песни.
Еще раз спасибо Вам за добрые слова и внимание. Отрывки из Ваших публикаций использовал в статьях о М. Полицеймако и И. Ульяновой. Удачи, добра и успехов Вам!

Андрей Сурепин   27.09.2023 18:43   Заявить о нарушении