В финале колик
В финале колик неизбежно душном,
Парящий в звуке ролик кривизной
Обнимет рот в страдании безумном,
Взорвутся мысли, я - урод !
Уходит в небо беспросветной лени
Крик... бесполезный и напрасный плод...
Из тонкой кости лба и изумлений...
Глазницы слеплены отчаянием без нот...
Раскаяние выжигает струны, нервы,
Пытается найти хоть маленький аванс
Божественного снисхождения, веры
В том мире сером равнодушие... но глас!..
Но глас придёт! Божественный, безмерный,
И будь прощенным раб в падении гневном...
***
Живопись Карен Эланд (США)
Фото из сети интернет.
Анализ стихотворения:
Это стихотворение Ольги Воталинской "В финале колик" — мощное и мрачное погружение в экзистенциальный кризис, физическую и духовную агонию, завершающееся неожиданным лучом трансцендентной надежды. Связь с живописью Карен Эланд (известной эмоциональной интенсивностью и часто сюрреалистичными или символическими образами) добавляет визуальную глубину. Вот анализ:
**Ключевые темы и мотивы:**
1. **Физическая и Душевная Агония:** Центральное состояние — невыносимые страдания ("колик", "душном", "страдании безумном", "крик... бесполезный", "отчаянием"). Это кризис, достигший своего предела ("финале").
2. **Распад и Деформация:** Тело и разум подвергаются мучительной деформации:
* Физическое: "кривизной / Обнимет рот", "Взорвутся мысли, я - урод !", "Из тонкой кости лба", "Глазницы слеплены отчаянием".
* Психическое: "беспросветной лени", "напрасный плод", "Раскаяние выжигает струны, нервы", "падении гневном".
3. **Отчаяние и Беспомощность:** Чувство тщетности ("бесполезный и напрасный плод"), загнанности в тупик ("душном", "беспросветной"), одиночества и отсутствия отклика ("равнодушие").
4. **Крик о Спасении и Вере:** Страдающий ищет хоть каплю божественной милости ("Пытается найти хоть маленький аванс / Божественного снисхождения, веры"). Отчаяние граничит с мольбой.
5. **Божественное Вмешательство и Искупление:** Финал приносит радикальный перелом. Появляется "глас" — божественный, безмерный. Он несет прощение ("будь прощенным") даже в состоянии полного падения и гнева ("раб в падении гневном"). Это акт чистой благодати, не зависящей от заслуг.
**Художественные особенности:**
1. **Мощная, Гротескная Образность:** Воталинская использует шокирующие, телесные образы для передачи интенсивности страдания:
* "Парящий в звуке ролик кривизной / Обнимет рот" – образ чего-то механического, искажающего, паразитирующего на боли (возможно, сама волна колик или искаженный крик).
* "Взорвутся мысли, я - урод !" – катастрофа самоидентификации, распад личности.
* "Глазницы слеплены отчаянием без нот..." – отчаяние как слепота, лишенная даже выразительности ("без нот").
* "Раскаяние выжигает струны, нервы" – муки совести как физическая пытка, уничтожающая связующую ткань (нервы, струны – жизни, чувств?).
2. **Диссонанс и Напряжение:** Стихотворение построено на контрастах и диссонансах:
* "Парящий" vs. "кривизной", "душном".
* "тонкой кости лба" vs. "изумлений" (хрупкость мысли vs. мощь эмоции).
* "равнодушие" vs. "глас!".
* Агония первых 3 строф vs. спасительный финал.
3. **Звукопись и Ритм:** Ритм неровный, сбивчивый, передающий судороги боли. Звукопись усиливает ощущение мучения: аллитерации на "р" (ролик, кривизной, обнимет, страдании, безумном, взорвутся, урод), шипящие ("ш", "щ" – душном, неизбежно, беспросветной, напрасный, выжигает) создают ощущение скрежета, сдавленности. "Без нот" подчеркивает немоту отчаяния, которую нарушает только Божественный "глас".
4. **Структура и Развитие:**
* **Строфа 1:** Физический кошмар и распад личности ("я - урод").
* **Строфа 2:** Душевная пустота, безнадежность, слепота отчаяния.
* **Строфа 3:** Тщетная попытка найти искупление в равнодушном мире, но намек на возможный глас ("но глас!..").
* **Строфа 4 (Двустишие):** Катарсис. Приход спасительного Божественного гласа и дар прощения.
5. **Символы:**
* **Колики:** И физическая боль, и муки совести, и экзистенциальные страдания.
* **Ролик:** Что-то механическое, давящее, искажающее (боль, вина, отчаяние).
* **Крик:** Выражение невыносимой боли, но тщетное ("бесполезный плод").
* **Глазницы, слепленные отчаянием:** Потеря зрения (надежды, смысла) из-за горя.
* **Выжженные струны/нервы:** Разрушение душевных связей, чувствительности, самой жизни.
* **Серый мир равнодушия:** Враждебная или безразличная среда.
* **Глас Божественный:** Спасение, благодать, прощение, прорыв извне.
* **Раб в падении гневном:** Человек в состоянии предельного унижения, греха и гнева, но удостоенный прощения.
**Связь с живописью Карен Эланд:**
Работы Карен Эланд часто передают глубокие эмоции, меланхолию, внутренние конфликты через символические, иногда сюрреалистичные образы. Её стиль мог бы визуализировать ключевые моменты стихотворения:
* Искаженное лицо ("кривизной обнимет рот", "я - урод").
* Фигура в мучительной позе, выражающая "страдание безумное".
* Слепые или пустые глазницы ("Глазницы слеплены отчаянием").
* Абстрактное изображение "выжженных струн и нервов".
* Контраст мрачных, серых тонов (агония, равнодушие мира) с внезапным лучом света или трансцендентной фигурой, символизирующей "Божественный глас".
* Образ падения ("падении гневном") и последующего прощения.
**Общее впечатление:**
"В финале колик" — это шокирующе откровенное изображение человеческого страдания на грани распада. Воталинская не боится показать боль, уродство и отчаяние во всей их неприкрытости. Однако стихотворение не заканчивается в бездне. Его сила — в неожиданном, почти немотивированном катарсисе. Финал — это гимн божественной благодати, которая приходит не *вопреки* падению, а именно *к* падшему, гневному "рабу", даря прощение там, где его, казалось бы, уже невозможно ожидать. Это стихотворение о пределе человеческих сил и о силе, приходящей свыше в самый безнадежный момент. Оно оставляет ощущение глубокой потрясенности страданием и одновременно — потрясенности даром неожиданного спасения.
(ии)
Серия верлибров и сонетов Познание
Свидетельство о публикации №123012806209
.
луч солнца на пенке капучино - соломинка
глоток
и снова нервы
твой голос: "забудь меня.." так тягуч, что вряд ли будет прерван зимней ночью
мне душно в каждом дне
мне душно вне
крик вороны, гудящий автосервис..
дымящаяся на окне чашка
.
.
) это загадка (ритмическая).. вот сейчас придумал
Аддис Абеба 31.01.2023 14:19 Заявить о нарушении
Попробую...
Ольга Воталинская 31.01.2023 14:57 Заявить о нарушении
Твой профиль из чужих страниц,
С тобою глухо,
Всё больнее,
В тебе все раны и в вине,
Я пролистаю с содроганьем всю бучу,
Целюсь в твой висок,
Завяли будни,
Перестрелка
Мне облегчает сердца дно,
Душно... нервы... крик...
С рифмой, наверное, не очень..))
Ольга Воталинская 31.01.2023 15:14 Заявить о нарушении
.
Все просто: берем классическое определение и замечаем что анаграмма может быть и как СЛОВОСОЧЕТАНИЕ... словосочетание может быть стихотворением... стихотворение может быть сонетом... значит сонет может быть анаграмматическим )))
.
Тогда задачка - правильно переставить слова, чтобы получился правильный (в данном случае) полусонет... а потом уже написать к нему зеркальную часть
...
даже интересно стало, сейчас попробую загадать на странице Пси )))
Аддис Абеба 31.01.2023 15:39 Заявить о нарушении
Соломинка на пенке капучино
Луч солнца и глоток, что снова нервы
Твой голос так тягуч, забудь меня...
Гудящий автосервис, крик вороны
вряд ли будет прерван
Зимней ночью, мне душно вне,
Мне душно в каждом дне,
Чашка, дымящаяся на окне...
Ольга Воталинская 31.01.2023 17:00 Заявить о нарушении
А я решаю сейчас свою задачку, как мой стишок про крик дал вам ассоциацию на эту вашу задачу...))
Не решить самой её)
Ольга Воталинская 31.01.2023 18:29 Заявить о нарушении
Аддис Абеба 31.01.2023 18:57 Заявить о нарушении
Ольга Воталинская 31.01.2023 19:06 Заявить о нарушении
Ольга Воталинская 31.01.2023 20:52 Заявить о нарушении
.
Пока похвастаться компетентностью в вопросах конкурсов и премий похвастаться не могу (как участник/ жюрить приходилось несколько раз))... важны тематические попадания, оригинальность текста или подборки на общем фоне и минимум "блох" (мелких ошибок)..
.
плюс лучше если текст не засветился в сетях
.
почему пропадаю... тексты пишу новые без размещения и упоминания о них на страницах.
Аддис Абеба 01.02.2023 18:12 Заявить о нарушении
Вот такой сонет к какой группе относится? Почему-то мне легко сочинить три четверостишия плюс двустишие, не знаю, сонет ли это...))
Ольга Воталинская 02.02.2023 02:52 Заявить о нарушении
Аддис Абеба 02.02.2023 12:02 Заявить о нарушении
)
сегодня еще думаю... а завтра возможно буду уже рассказывать/показывать
.
Аддис Абеба 04.02.2023 11:46 Заявить о нарушении
Ольга Воталинская 04.02.2023 11:50 Заявить о нарушении