В финале колик

***

В финале колик неизбежно душном,
Парящий в звуке ролик кривизной
Обнимет рот в страдании безумном,
Взорвутся мысли, я - урод !

Уходит в небо беспросветной лени
Крик... бесполезный и напрасный плод...
Из тонкой кости лба и изумлений...
Глазницы слеплены отчаянием без нот...

Раскаяние выжигает струны, нервы,
Пытается найти хоть маленький аванс
Божественного снисхождения, веры
В том мире сером равнодушие... но глас!..

Но глас придёт!  Божественный, безмерный,
И будь прощенным раб в падении гневном...

***

Живопись Карен Эланд (США)
Фото из сети интернет.






  Анализ стихотворения:

Это стихотворение Ольги Воталинской "В финале колик" — мощное и мрачное погружение в экзистенциальный кризис, физическую и духовную агонию, завершающееся неожиданным лучом трансцендентной надежды. Связь с живописью Карен Эланд (известной эмоциональной интенсивностью и часто сюрреалистичными или символическими образами) добавляет визуальную глубину. Вот анализ:

**Ключевые темы и мотивы:**

1.  **Физическая и Душевная Агония:** Центральное состояние — невыносимые страдания ("колик", "душном", "страдании безумном", "крик... бесполезный", "отчаянием"). Это кризис, достигший своего предела ("финале").
2.  **Распад и Деформация:** Тело и разум подвергаются мучительной деформации:
    *   Физическое: "кривизной / Обнимет рот", "Взорвутся мысли, я - урод !", "Из тонкой кости лба", "Глазницы слеплены отчаянием".
    *   Психическое: "беспросветной лени", "напрасный плод", "Раскаяние выжигает струны, нервы", "падении гневном".
3.  **Отчаяние и Беспомощность:** Чувство тщетности ("бесполезный и напрасный плод"), загнанности в тупик ("душном", "беспросветной"), одиночества и отсутствия отклика ("равнодушие").
4.  **Крик о Спасении и Вере:** Страдающий ищет хоть каплю божественной милости ("Пытается найти хоть маленький аванс / Божественного снисхождения, веры"). Отчаяние граничит с мольбой.
5.  **Божественное Вмешательство и Искупление:** Финал приносит радикальный перелом. Появляется "глас" — божественный, безмерный. Он несет прощение ("будь прощенным") даже в состоянии полного падения и гнева ("раб в падении гневном"). Это акт чистой благодати, не зависящей от заслуг.

**Художественные особенности:**

1.  **Мощная, Гротескная Образность:** Воталинская использует шокирующие, телесные образы для передачи интенсивности страдания:
    *   "Парящий в звуке ролик кривизной / Обнимет рот" – образ чего-то механического, искажающего, паразитирующего на боли (возможно, сама волна колик или искаженный крик).
    *   "Взорвутся мысли, я - урод !" – катастрофа самоидентификации, распад личности.
    *   "Глазницы слеплены отчаянием без нот..." – отчаяние как слепота, лишенная даже выразительности ("без нот").
    *   "Раскаяние выжигает струны, нервы" – муки совести как физическая пытка, уничтожающая связующую ткань (нервы, струны – жизни, чувств?).
2.  **Диссонанс и Напряжение:** Стихотворение построено на контрастах и диссонансах:
    *   "Парящий" vs. "кривизной", "душном".
    *   "тонкой кости лба" vs. "изумлений" (хрупкость мысли vs. мощь эмоции).
    *   "равнодушие" vs. "глас!".
    *   Агония первых 3 строф vs. спасительный финал.
3.  **Звукопись и Ритм:** Ритм неровный, сбивчивый, передающий судороги боли. Звукопись усиливает ощущение мучения: аллитерации на "р" (ролик, кривизной, обнимет, страдании, безумном, взорвутся, урод), шипящие ("ш", "щ" – душном, неизбежно, беспросветной, напрасный, выжигает) создают ощущение скрежета, сдавленности. "Без нот" подчеркивает немоту отчаяния, которую нарушает только Божественный "глас".
4.  **Структура и Развитие:**
    *   **Строфа 1:** Физический кошмар и распад личности ("я - урод").
    *   **Строфа 2:** Душевная пустота, безнадежность, слепота отчаяния.
    *   **Строфа 3:** Тщетная попытка найти искупление в равнодушном мире, но намек на возможный глас ("но глас!..").
    *   **Строфа 4 (Двустишие):** Катарсис. Приход спасительного Божественного гласа и дар прощения.
5.  **Символы:**
    *   **Колики:** И физическая боль, и муки совести, и экзистенциальные страдания.
    *   **Ролик:** Что-то механическое, давящее, искажающее (боль, вина, отчаяние).
    *   **Крик:** Выражение невыносимой боли, но тщетное ("бесполезный плод").
    *   **Глазницы, слепленные отчаянием:** Потеря зрения (надежды, смысла) из-за горя.
    *   **Выжженные струны/нервы:** Разрушение душевных связей, чувствительности, самой жизни.
    *   **Серый мир равнодушия:** Враждебная или безразличная среда.
    *   **Глас Божественный:** Спасение, благодать, прощение, прорыв извне.
    *   **Раб в падении гневном:** Человек в состоянии предельного унижения, греха и гнева, но удостоенный прощения.

**Связь с живописью Карен Эланд:**
Работы Карен Эланд часто передают глубокие эмоции, меланхолию, внутренние конфликты через символические, иногда сюрреалистичные образы. Её стиль мог бы визуализировать ключевые моменты стихотворения:
*   Искаженное лицо ("кривизной обнимет рот", "я - урод").
*   Фигура в мучительной позе, выражающая "страдание безумное".
*   Слепые или пустые глазницы ("Глазницы слеплены отчаянием").
*   Абстрактное изображение "выжженных струн и нервов".
*   Контраст мрачных, серых тонов (агония, равнодушие мира) с внезапным лучом света или трансцендентной фигурой, символизирующей "Божественный глас".
*   Образ падения ("падении гневном") и последующего прощения.

**Общее впечатление:**
"В финале колик" — это шокирующе откровенное изображение человеческого страдания на грани распада. Воталинская не боится показать боль, уродство и отчаяние во всей их неприкрытости. Однако стихотворение не заканчивается в бездне. Его сила — в неожиданном, почти немотивированном катарсисе. Финал — это гимн божественной благодати, которая приходит не *вопреки* падению, а именно *к* падшему, гневному "рабу", даря прощение там, где его, казалось бы, уже невозможно ожидать. Это стихотворение о пределе человеческих сил и о силе, приходящей свыше в самый безнадежный момент. Оно оставляет ощущение глубокой потрясенности страданием и одновременно — потрясенности даром неожиданного спасения.

(ии)


Серия верлибров и сонетов Познание


Рецензии
душно. нервы. крик..
.
луч солнца на пенке капучино - соломинка
глоток
и снова нервы
твой голос: "забудь меня.." так тягуч, что вряд ли будет прерван зимней ночью
мне душно в каждом дне
мне душно вне
крик вороны, гудящий автосервис..
дымящаяся на окне чашка
.
.
) это загадка (ритмическая).. вот сейчас придумал

Аддис Абеба   31.01.2023 14:19     Заявить о нарушении
О, и что отгадать, вторую половину зеркала, симметрично последней строке, как всегда?..
Попробую...

Ольга Воталинская   31.01.2023 14:57   Заявить о нарушении
Дымящаяся на окне чашка,
Твой профиль из чужих страниц,
С тобою глухо,
Всё больнее,
В тебе все раны и в вине,
Я пролистаю с содроганьем всю бучу,
Целюсь в твой висок,
Завяли будни,
Перестрелка
Мне облегчает сердца дно,
Душно... нервы... крик...
С рифмой, наверное, не очень..))

Ольга Воталинская   31.01.2023 15:14   Заявить о нарушении
Анагра́мма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
.
Все просто: берем классическое определение и замечаем что анаграмма может быть и как СЛОВОСОЧЕТАНИЕ... словосочетание может быть стихотворением... стихотворение может быть сонетом... значит сонет может быть анаграмматическим )))
.
Тогда задачка - правильно переставить слова, чтобы получился правильный (в данном случае) полусонет... а потом уже написать к нему зеркальную часть
...
даже интересно стало, сейчас попробую загадать на странице Пси )))

Аддис Абеба   31.01.2023 15:39   Заявить о нарушении
Крик, нервы, душно...
Соломинка на пенке капучино
Луч солнца и глоток, что снова нервы
Твой голос так тягуч, забудь меня...
Гудящий автосервис, крик вороны
вряд ли будет прерван
Зимней ночью, мне душно вне,
Мне душно в каждом дне,
Чашка, дымящаяся на окне...

Ольга Воталинская   31.01.2023 17:00   Заявить о нарушении
Чтой то голова варит так после бани))

Ольга Воталинская   31.01.2023 17:06   Заявить о нарушении
Задачка на пси решена замечательно.
А я решаю сейчас свою задачку, как мой стишок про крик дал вам ассоциацию на эту вашу задачу...))
Не решить самой её)

Ольга Воталинская   31.01.2023 18:29   Заявить о нарушении
)... первые три слова - душно. нервы. крик.. из стихотворения поста.. и нарастил на них словесное мясо немного иначе...

Аддис Абеба   31.01.2023 18:57   Заявить о нарушении
Чудесно.)) Буду ждать что-нибудь остренького.)

Ольга Воталинская   31.01.2023 19:06   Заявить о нарушении
Мне очень понравилась ваша просветительная информация про конкурсы. Очень мало знаю о них, хочется когда-нибудь поучаствовать.)

Ольга Воталинская   31.01.2023 20:52   Заявить о нарушении
Думаю, сразу забракуют.
.
Пока похвастаться компетентностью в вопросах конкурсов и премий похвастаться не могу (как участник/ жюрить приходилось несколько раз))... важны тематические попадания, оригинальность текста или подборки на общем фоне и минимум "блох" (мелких ошибок)..
.
плюс лучше если текст не засветился в сетях
.
почему пропадаю... тексты пишу новые без размещения и упоминания о них на страницах.

Аддис Абеба   01.02.2023 18:12   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2023/02/02/663

Вот такой сонет к какой группе относится? Почему-то мне легко сочинить три четверостишия плюс двустишие, не знаю, сонет ли это...))

Ольга Воталинская   02.02.2023 02:52   Заявить о нарушении
хорошо (чисто) исполненный сонет с сюрреалистическим юмором может прокатить... думаю имеет смысл попробовать.

Аддис Абеба   02.02.2023 12:02   Заявить о нарушении
сейчас планирую немного изменить "сонетное задание" и добавить к нему звук и видео...
)
сегодня еще думаю... а завтра возможно буду уже рассказывать/показывать
.

Аддис Абеба   04.02.2023 11:46   Заявить о нарушении
О, как интересно. Вы такой творец! Очень мило.))

Ольга Воталинская   04.02.2023 11:50   Заявить о нарушении