О чём песня? Кони привередливые. Владимир Высоцкий

Разберу, наверное, самую известную и любимую всеми песню Владимира Высоцкого “Кони привередливые”. Написана он по разным данным в 1971-1972 годах. Что это за кони и почему они несут главного героя над пропастью к последнему приюту?

В песне есть короткий сюжет о том, что героя несут кони вдоль обрыва и его верную смерть. Но герой хочет ещё пожить, попеть и просит коней не нестись так быстро и не слушаться его плети, которой он стегает коней.
Вот такой маленький и драматический сюжет.
После не знаю какого по счёту прослушивания этой песни (30-го или 50-го) у меня вдруг возник вопрос. Не просто возник, а этот вопрос вонзился в моё сознание. Почему герой просит коней скакать медленнее, но при этом продолжает их хлестать? Почему? Они же несут его в пропасть и он даже в 3-м куплете вроде как умирает, а вроде как и нет.

Про Владимира Семёновича снято много документальных фильмов с большим количеством интервью его друзей. А друзей у него было очень много, десятки, если не сотни. Так вот, все они говорили, что Высоцкий как будто куда то торопился. Торопился жить. Он отдавал всего себя на сцене и в театре и на своих концертах. А про его загулы известно всем, даже тем, кто не слишком знаком с его биографией. Любил он и выпить и большие компании и чтоб всё это длилось не один день.
Да и не только у поэта, но и у гражданина Высоцкого была перенасыщенная жизнь. Несколько жён, карьерные взлёты и падения, запои, лечение, больницы (разного вида.). Ведь про Канатчикову дачу он писал не просто фантазируя, а со знанием дела.
Так вот я и подумал… А может он поёт именно про свою смерть?
Кстати, о смерти поэтов у Высоцкого есть стихотворение “О фатальных датах и цифрах”. Оно начинается со слов “Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт”. И написано оно также в 1971 году. Поэтому можно смело сказать, что о своей жизни и близости её конца он точно размышлял. 

Ещё в “конях” есть один технический нюанс!
В первом куплете все 4 строчки рифмуются на одно слово (А А А А), а во втором и третьем куплетах первая рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. То есть это классическое (А Б А Б).
Но я уверен, что в этом нет никаких скрытых намёков или тайных знаков для человечества. Просто у Высоцкого пошло именно так, а не иначе. Если кому то хочется в это углубиться, то вперёд. Конспирологов и городских сумасшедших у нас хватает.   
А вот следующий момент определяют решающие слова в сюжете песни.
Первые два припева абсолютно одинаковые, как и должно быть. А вот третий припев немного от них отличается. Во 2-й строчке вместо “Вы тугую не слушайте плеть” поётся “умоляю вас вскачь не лететь”. А в 4-й стройке вместо “И дожить не успел, мне допеть не успеть” поётся “Коль дожить не успел, так хотя бы допеть”. Всё, здесь герой говорит о последних мгновениях своей жизни, умоляя дать ему ещё пожить.

Таким образом я делаю вывод, что Высоцкий пел про самого себя и свой образ жизни. Его кони это всё то, что било по его здоровью и сжигало его как человека. Но ничего поделать он с этим не мог. Он не мог жить и петь в другом ритме, поспокойнее. Ему нужно было выгорать на сцене до последней искры. Отдать всю энергию, всю его мощь. И не только на сцене. По рассказам друзей Высоцкий даже на квартирных посиделках пел пока совсем не выдохнется и останется без сил.
Эта песня про его жизнь. Жизнь его несла всё быстрее и быстрее, а он, понимая это, ничего не мог с этим поделать. А может и не желал.

И что же из всего этого получается? А получается, что визитной карточкой поэта, артиста и народного кумира всех слоёв общества, от дворников и алкашей и до различных элит огромной страны, человека, который с помощью только гитары, голоса и стихов заставлял смеяться, переживать и задумываться и восхищаться им многие поколения,  является песня про его скорую смерть.
Может быть он и хотел бы жить “помедленнее”, да только кони ему попались привередливые…


Рецензии