Тёплая плоть религий

Многие, даже весьма просвещённые современные люди с недоумением и раздражением говорят о ритуалах религиозных: "Глупости это, внешние атрибуты, это отсталое средневековье! Бог чище, умнее, выше и глубже всех этих обрядов и поклонов!"

Представьте, что вы назовете скелет человека Богом, а его мышцы, нервы, хрящи, плоть — внешними атрибутами. По сути, вы правы, конечно. Скелет он и есть скелет, суть как бы, основа организма... А плоть как бы приложение к скелету, её как бы и отбросить в сторону можно, правда?

Церкви, мечети, храмы... Ритуалы, молитвы, обряды, обычаи... Это всё плоть. Это технологии живой, не машинной культуры. Это руки и ноги религии, их глаза, уши, нос, язык.

Человек — не двумерное существо. Не схема философская. Он объемен, он имеет свою глубину, которая простирается дальше наших самых абстрактных представлений о сущем. И эти ритуалы, эти обряды и "внешняя атрибутика" они как раз ведут к этим глубинам, ведут поверх разума, поверх абстрактных умствований. Да, порой они как бы приводят к противоположным результатам, прижимая человеческие души к застенкам фанатизма. Но они оживают и начинают светить теплым светом божественного разума, когда человек включает сердце и понимание на своём непростом пути к Истине с большой буквы.

Ритуалы — это живые клеточки организма, единого организма Истины. Они выросли там, где указало им вырасти Провидение. Отрезать их — это резать по живому.

Подлинная культура — это всегда живое существо.

Японцы берегут старые кружки, с трещинами, царапинами. Китайцы дорожат старыми сковородками, а казахи — древними казанами. Жизнь — это когда ты помнишь о жизни. Вглядываясь в трещины и царапины прошлого. Впитываешь в себя опыт всех земных поколений через прикосновение к одной старой кружке.

Человек сам по себе есть "внешний атрибут" Земли. Приложение. Не хотелось бы, чтобы его отодрали как "ненужную глупость".


Рецензии