Гостья радуга в Ягодной стране

(Сказки дедушки Саа)


Всем внукам

В Ягодной стране, и не только в ней, а и во весь окрест, лето вступало в свои права с каждым днём … И надо заметить, что всё сильней и сильней. Всё, что можно, то наливалось. Трава – соком, цветы – нектаром, листья – зеленью. В лесу с утра до ночи стоял звон, писк, жужжание, стрёкот и прочие незамысловатые звуки, идущие от разных членисто и нечленистоногих, чешуекрылых и нечешуе … Одним словом – это были лесные жильцы-обитатели, представители из разного рода инсектов.
Такие звуки издавали те, кого ещё не съели птицы, или ими ещё не полакомились земноводные жильцы всё того же лесного массива. Эти же обитатели в это время вели себя в лесу тихо. Что кричать-то! Птицы уже сидели на гнездах в ожидании потомства. Они свое на некоторое время «отчирикали». А земноводные и того не делали … Они только иногда шипели.

Только в Ягодной стране не было томной, вызванной хорошей погодой, лени! У её жителей – ягодного народца, шла полным ходом подготовка к будущему урожаю. Заморозок весной не случился, а, значит, у тотемных ягод цветение не было затронуто. Это говорило о том, что будет изобилие при их сборе! Из этого следует то, что надо в будущем всё собрать и заготовить собранное впрок.
Хотя, в закромах ещё оставались запасы урожая с прошлого года, но ровно на столько, сколько необходимо для проживания до нового урожая … Ну, может чуть больше.

В родах ягодного народца скоблили стенки у деревянных кадок, кадушек, ушатов. Пропаривали их с помощью нагреваемых на кострах камней, бросаемых в налитую родниковую воду и с применением можжевеловых веточек. Другую утварь отмывали родниковой водой и прожаривали её на солнечных лучах. Процесс подготовки утвари был передан им из многовекового опыта предков. Мудрить тут было нечего, только не ленись, чтобы собранное и уложенное не прокисло. Правда, если такое случиться, то можно продукт брожения пустить на другое дело.

Дедушка Саа тоже был занят сезонной работой. Он вскопал небольшой огородик, расположенный за его домом. Там он сделал грядки, в которые поселил картошечку, морковку, свеколку, редиску и другие овощи. Своё место нашла и будущая разнообразная зелень ко столу.
Все в ягодной стране так или этак были заняты продуктивным заготовительным трудом на будущее. Впереди был сезон под названием – «Зима».

Вот в такой суете, во время очередного перерыва в делах праведных, в головах у ягодного народца возникла мысль – «Может нам немного отдохнуть. Дела, конечно, делами, но надо бы и летнего праздника. Пригласить дедушку Саа и самим также развеяться, и отвлечься. А потом и работа будет легче идти, и на душе возникнет радость!».
Как ни странно, но примерно так, или близко к «так», думали во всех родах. Опустилась эта мысль днём сразу на всех и для вех!
Закончив трудовой день на последней кадушке, или на кадке, или на ушате и уже вечером, главы родов собрались на свидание друг с другом. Что обсуждать они уже знали, а вот, как наполнить обсуждаемое, не знали. Как говориться – «Ум хорошо …». А тут, аж пять умов! Что-то да выйдет.

Велико было желанье, да фантазии не хватало. «А, может, к дедушке Саа за фантазией сходим?» – сказал кто-то из старейшин. И все сразу согласились – «Да, да к дедушке. Он знает …Или по крайней мере придумает так, как нам надо … И, что надо … Мы же верим в него! … Он же жизнь прожил!».
Сказано, обдумано и исполнено.

С утра не раннего, но и не позднего, пошли представители родов к дедушке Саа. Вопрос, который они несли к нему, был один – «Как летний праздник им устроить? И чтобы весело было всем, а для себя в первую очередь!».

Делегация пришла так, как нельзя вовремя. Дедушка Саа закончил утренний полив грядок. Солнце встало, но было еще не в зените, а, значит, самое время дать особой поливочной воды в землю.
Сам Саа ходил между праведных трудов своих и будущего урожая, и разговаривал то с теми, а то и с этими. Всходы слушали Саа и воодушевлялись от своего будущего. Воодушевлялся от будущего урожая и сам дедушка. На грядках царила полная гармония человека и посевов.
Будущее обещало быть полным, сочным и вкусным по содержанию.

Ягодные ребята застали дедушку в настоящем, с мечтами о том, что впереди.
Увидев посланцев, Саа докончил огородную поливальную нужду. Затем вышел за пределы распаханного участка, и сел на крыльцо, пригласив при этом делегатов присесть на деревянные ступеньки рядом с собою.
Все сидели на ступеньках и любовались восходящим днём.
– Дедушка, мы хотим праздника. Летом его ещё у нас у всех не было. Ты, как смотришь на это, и на праздник? – сказал один.
– Мы хотим посоветоваться с тобой, как наполнить это? – сказал второй.
– Если у тебя есть мысли, мы примем их за основу! – сказал третий.
– Знаешь ли, дедушка, нам очень хочется сделать такой необычный праздник … Ты скажи, а мы уж наполним его! – сказал четвёртый.
– Да, дедушка! – сказал пятый, как бы подводя итог словесам предыдущих ораторов.
Дедушка Саа выслушал всё и задумался.

Подумав немного, а также прислушиваясь к процессу, творящемуся в природе, дедушка Саа сказал так.
– Есть у меня такое предложение … Устроить праздник на берегу речушки, которая протекает недалеко … Там можно и рыбку половить … И искупаться … Можно на берегу костер развести и сварить уху … Да много, что там можно устроить … Да, что хочешь! … В пределах разумного, конечно!

Делегаты выслушали дедушку Саа.
– Это очень необычно! – сказал первый.
– Это очень привлекательно! – сказал второй.
– Это будет интересно всем! – сказал третий.
– Такого у нас никогда не было! – сказал четвёртый.
– Да, дедушка! – сказал пятый, как бы подводя итог словесам предыдущих ораторов.
– Но, нам надо обсудить это предложение в своих родах! – сказали все в один голос и продолжили – Мы пойдем к своим родам, а завтра мы всё тебе скажем, дедушка Саа.
С тем делегаты и ушли.

По возврату они донесли до глав родов мысли дедушки Саа. Те же в ответ, на услышанные мысли Саа, собрали родовые собрания и обсудили вопрос – «Как весело и в соответствии с мыслями дедушки Саа провести предстоящий праздник?». Кроме веселья обсудили также, что брать с собой из провизии на берег речушки.
Уже ночью практически многим не спалось, так ожидали рода наступления утра, чтобы донести до дедушки Саа свои решения по наполненности предвкушаемого веселья.

Утро радовало всем. Солнцем, теплом, тишиной, неспешностью, безоблачным небом, завтраком, мечтами, добротой, счастьем! Прямо хоть сейчас бросай все дела и начинай праздник. Но было ещё не все оговорено.

Совершив всё необходимое, чтобы день начался по-людски, те же делегаты снова пошли к дедушке Саа.
Саа тоже успел сделать все то, что привык делать всегда светлым и добрым утром. Дедушка даже стал выглядеть моложе. Глаза его искрились, борода в солнечных лучах отливала красивым, молочного цвета волосом. Одним словом – дедушка Саа был украшением лесной поляны. Вместо трона Саа восседал на любимой деревянной досточке, служащей ступенькой крыльца избы и слегка жмурился на Солнце. Рядом с ним просто так жмурился его котейко-озорунок Мурзик.
Мурзик ни о чем не догадывался, он был не по этой части. Вот жмуриться – это было его, ещё его было то, что он для блага общества (его и дедушки) целую миску сметаны мог в одиночку уплести ... Это иногда случалось у Мурзика в жизни и заместо мышей. Мыши тоже были не его стезя … Одним словом непростым он был котейкой. Проживание в лесу наложило на его характер определенный след ... Особенно в еде.

Дедушка интуитивно ждал посланцев и примерно догадывался о решении родов, но … Одно дело его мысли, другое дело мысли родов положенные на его мысли. За такими размышлениями застали его посланцы.
Увидев друг друга, все обрадовались такой встрече. А сев рядом с дедушкой на ступеньки крыльца, тут же ему всё и выложили. Котейко с недовольной мордой перестал жмуриться и пошел куда глаза глядят … За угол избы досыпать.

А это то, что якобы не услышал Мурзик.
«Дедушка Саа, мы готовы всем народцем завтра идти на берег речушки. Мы уже начали готовить с собой в поход всё необходимое. Ты, дедушка Саа, тоже готовь всё необходимое для похода. Пойдём завтра в поход утром!».
Мурзик был не простой кот. Он лёг за углом избы, и как бы стал жмуриться, но слышал всё.
А это то, что Мурзик услышал воочию, когда ему надоело быть спящим за углом.
«Дорогие ребята. Я даже думаю о походе … Но предлагаю то, что надо идти на речку не утром, а ранним утром. Пока жара не наступила, пока рыба ещё клюёт, пока мы дойдём, пока костёр разведём и … Потом то да сё … Да мало ли что может неожиданно …».
У котейки раскрылись глаза, уши у него давно были раскрыты и улавливали смысл разговоров.
«А, как мы узнаем, во сколько будет раннее утро? Утро оно и есть утро!» – понял котейко смысл вопроса, произнесённого от одного ему неприглядных гостей.
«А я сам приду в Ягодную страну … Тогда и будет раннее утро! И мы от ваших краев пойдём вместе в неведомое … На речушку! Да, ребята, не забудьте взять с собой столовую посуду для ухи … Вдруг что-то из рыбёшки да словиться!» – понял смысл завтрашнего действа Мурзик из дедушкиных слов и без перевода.

После этого ребята-делегаты пошли к себе, а Мурзик задумался. Дедушка же пошёл в сарай, взял лопату и старую банку из-под консервов. Затем в огороде он накопал червей, какие не успели убежать от него. Но и того, что он накопал, было для рыбалки достаточно.
После этого дедушка Саа достал удочки и проверил все снасти. Проверил крепость лески на разрыв, хорошо ли привязаны крючки, есть ли поплавки, грузила. Для верности Саа опустил в бочку с водой все сборки, и проверил на огрузку и чувствительность поплавки.

Проверкой снастей дедушка остался доволен. Удочки и банку с червями Саа поставил у крыльца, а ещё рядом поставил ведро для будущего улова.
После подготовки рыболовных принадлежностей и аксессуаров, дедушка Саа в избе собрал всё, необходимое для готовки ухи, а также для её поедания.
Тут уже озоруну Мурзику, который наблюдал за действиями дедушки исподволь, стало жарко. «Вот ведь к чему всё затеяно!» – понял озорун. Надо сегодня пораньше лечь спать да ночным сном и, как следует из лёгкого дневного сна.

На ночь глядя, наперекор хорошему настроению, царившему в Ягодной стране, с небес пошёл нешутейный дождик.
В связи с этим природным явлением население Ягодной страны опять всё не спало … Ну, почти всё … Кроме тех, конечно, кто успел уснуть до дождика … А их было большинство. Те, кого было большинство, решили лечь пораньше, чтобы не проспать ранее утро … И, по-своему, были правы.

Не спал до поры и до времени дедушка Саа. Он достал таган, большой закопченный алюминиевый чайник, а ещё большой, этак литров на семь, казан! Про миску, ложку, кружку, ножик и говорить нечего. Единственные коррективы, которые внёс дождик в процесс подготовки, было то, что дедушка в сарае достал небольшую старую коляску аж на четырёх колесах и положил в неё сухие дрова, а также разжигу из бересты для костра.
«Теперь всё готово для праздника!» А дождик к утру пройдет. Вчера закат Солнышка был к хорошей погоде! А то, что дождик, так это хорошо – мне утром поливать грядки не надо!» – подумал дедушка.
После этого он улёгся спать.
Мурзик всё подмечал про себя. Была у него надежда, что из-за дождя ничего не получиться. Но судя по дедушкиным делам, Мурзиковы надежды не оправдываются. С этими мыслями весь котейко тоже улёгся в позу сна. Она представляла из себя следующий вид – озорун лежал на спине, да с вывертом всех лап в разные стороны, а голова его спряталась под подушку, и не просто, а под прямым углом к телу.

Дедушка поглядел на всего вывернутого Мурзика и напоследок о нём подумал – «Волнуется!».
В избе стал властвовать сон.
Дождик поглядел на свои пустые старания по срыву похода и тоже уснул после того, как пролился в Ягодной стране, но в целях орошения и налива соком её растительности.

– Ребята, в поход, раннее утро! – прокричал дедушка Саа ранним утром. Он стоял в центре Ягодной страны и держал в руках веревку от нагруженной коляски. На коляске сверху поклажи сидел Мурзик.
Жители Ягодной страны в ответ на этот призыв в момент выступили из своих замаскированных жилищ. У дедушки было такое ощущение, что они уже ждали его побудки.
Лес окрасился радостным криком – Ура, дедушке Саа!
Тут же из своих нор выползли скоростные ужи. На них накинули замысловатую упряжь и прицепили к ней волокуши, нагруженные снедью, предназначенной для проведения праздника.
Как только караван был сформирован, все вместе во главе с дедушкой Саа, гордо восседающим котейкой, тронулись в путь в неведомое! При этом Мурзик показал язык ужам и идущему народцу. Сделал он это так, как будто бы стал нализывать себе одно место.

Шли весело. Шутили друг над другом, особенно над теми, кто мало спал. Кто-то пытался петь в своем маленьком окружении. Некоторые даже пытались пуститься в пляс. Путь в неведомое не должен быть грустным. И только Мурзик не произнес ни одного «Мао».
Но неведомое особенно не давало им расслабиться.
А главное это то, что надо было подмечать этот путь во всех деталях для обратного движения! Ведь обратная дорога будет уже ведома ... но это будет потом.

Так незаметно за разговором, да прочим увлечением процессия вышла на пологий берег речушки. И хорошо, что не было тумана, а то могли бы и промахнуться.
Выбрав поляну с рельефом «поровнее», народец начал располагаться по родам. Рассупонив скоростных ужей и освободив от поклажи, их отправили на вольный лягушачий выпас …
А дедушка Саа размотал удочки, насадил на крючки червяков, забросил удочки в воду. Мурзик же сел рядом с дедушкой в ожидании речных деликатесов …
Все стали ждать новостей из воды.

Будущая основа ухи не долго заставила себя ждать. Сначала был хороший окунь, потом пескарь, потом королевский ёрш, потом плотва … Каждую выловленную рыбешку ягодный народец встречал аплодисментами и радостными криками.
Потом ловилось всё уже без разбора и очередности, а радостный крик почти не прерывался. Всем рыбкам находилось место в ведре. А та, которая не находилась в ведре, то находилась внутри Мурзика. Он уже съел около тридцати рыбёшек … Но это считал дедушка … Котейке же счёт не нужен … Сколько ему не дай всё одно – Мао!
В один прекрасный момент дедушка Саа сказал – «Похоже, что этого хватит на уху! Берём столько, сколько сможем съесть! Давайте-ка, ребята, накрывать поляну!».

Ребята с удовольствие стали реализовывать призыв дедушки. А он сам почистил рыбу, подготовил её для варки ухи, а также очистил луковицу, морковку и картошечку. Те, кто не накрывал поляну, с интересом смотрели на то, что делает дедушка с будущей ухой. А он охотно отвечал на возникшие по такому процессу вопросы.
Затем дедушка установил таган и под него уложил сухие дрова с разжигой. На таган было поставлен казан с рыбой и налитой из речушки водой. С первой спички костер весело принялся и начал стараться под будущей ухой.

Солнце уже встало и начало подсушивать мокрую от дождя траву и всё остальное прочее. Образовался лёгкий прозрачный туман.
К этому моменту и поляна была накрыта. Основу «накрытия» составляли пироги с тотемной ягодой и сок из неё же. Начался лёгкий вкусный завтрак. Во время прохождения которого, дедушка отвлекался от еды. При этом он снимал образовавшуюся пену, бросил в казан лаврового листа и перец горошком ... А в одно из отвлечений он порезал в казан крупными частями несколько картофелин и посолил.

Завтрак завершился песнями. Каждый стол-накрытие пел свою ритуальную песню. В ней славились Солнце и вода, которые дают силы для созревания тотемной ягоды, какую красоту создают они вокруг, сколько дают разнообразной жизни.
В самый кульминационный момент ритуальных песнопений вдруг из прозрачных емкостей с соками начали подниматься лучи радуги. Это сработало Солнце и капельки дождя. Капельки преломили через себя лучи Солнца и направили их к прозрачным емкостям с соками.
Получилась тотемная радуга. Она была в основном из красных цветов, но при этом был цвет темно-синий и оранжевый
Все так и ахнули.
Но, кроме Мурзика. Он сонно разомлел от рыбного изобилия, ранней побудки, долгой дороги к которым он не привык. Озорун принял свою любимую уже известную позу для сна, правда, без подушки.

Красно-сине-оранжевая радуга уходила почти вертикально вверх. Кроме того она была живая, она играла цветами, которые в ней перемещались вслед за Солнцем.
Ягодный народец понял так, что это ему дан знак с небес … Об их сытой, доброй, счастливой, мирной, дружной, весёлой, красивой будущей жизни. Все взялись за руки и начали водить замысловатый хоровод между столами и стараясь пройти через радугу, чтобы обмыться в её лучах … И им это удалось! Лица ягодного народца сияли от полученного счастья!

Солнце на небесах поднялось повыше, и радуга исчезла. Но скучать всем было некогда. В этот момент Саа крикнул на всю поляну о том, чтобы все готовились к ухе и воткнул в казан головешку из костра.
Началась весёлая раздача даров речушки. Уха поразило всех своей наваристостью, вкусным ароматным запахом, несравненной юшкой! На время поедания ухи воцарилось объяснимое молчание и даже со стороны немногословного Саа.
Сонный Мурзик почуял запах ухи, но съеденное им ранее в процессе собственного обжорства, давило его и не давало озоруну проснуться.

После ухи дедушка Саа поставил на таган чайник с водой из речушки. Пока тот закипал, а все остальные начали разомлевать от ухи, Саа пошёл бродить по берегу.
Он нашёл дикие малину, чёрную смородину, мяту. Собрав листьев от этих других даров речушки, дедушка по возврату к празднику, бросил их в чайник! Сборный чай дал знать о своей готовности своим неповторимым ароматом!
Чай был исполнен внутрь всеми и с привеликим удовольствием. Ритуальные пироги дополнили ароматный напиток.
Мурзик тоже принял молчаливое участие в чаепитие, но на коленях у дедушки. Правда, он не пил чай. Но сам факт побывать на людях начал ему нравиться.

После чая главы родов решили возвращаться домой в Ягодную страну. Надо вернуться пока светло и не поздно, убрать посуду, навести порядок в хозяйстве и прочие домашние дела переделать. Особым свистом позвали скоростных ужей с выпаса. Те еле-еле приползли от количества съеденных земноводных. Но делать нечего надо ползти домой.
Их опят также «запрягли» и создали обозы. Дедушке в этом плане было проще. У него в коляске были только казан, чайник, его посуда и Мурзик. А посему, он пригласил ребят залезть в коляску. На это главы родов сказали так – «Пусть садятся и катятся домой женщины и дети! А мы, мужчины будем в обозе, поползем на ужах!».
Перед отъездом и отползанием с берега домой, все поблагодарили речушку за подаренный праздник!

Так они и вернулись. Потом, при расставании с дедушкой Саа, долго благодарили его за придуманный им праздник, но по их инициативе!
На что Саа сказал – Надеюсь, что не последний!

Хотите летнего праздника, идите на берег речушки!

А. Коро, январь, 2023 г.


Рецензии