Часть 4 часы-Neuruppin

Служить им предстояло в орденоносной   Гвардейской  танковой  дивизии.   Право, так называться, дивизия получила в  ходе тяжёлых боёв   Великой Отечественной войны,   ценою жизни многих тысяч солдат.   Расквартирована  она  была  в  военном  городке,  который  остался от немцев после войны.    Постройки неплохо сохранились и поддерживались в хорошем состоянии.   Он обратил внимание  пока  они  двигались  к   КПП на  немецкие дзоты   вдоль забора  воинской части  как напоминание о прошлых боях.
 По распределению   им предстояло служить  в зенитной батарее  одного из танковых полков дивизии.   Там пополнение  встретили доброжелательно,  но  первое  время  к  ним  как  бы  присматривались.  Свободная ЗСУ 57- 2  была одна.   Но вскоре его определили механиком водителем этой зенитные установки,  а у второго, приехавшего с ним дагестанца, оказался хороший почерк и он стал служить при штабе.  Не буду описывать подробности воинской службы расскажу о главном.   После событий в Чехословакии 1969 года  отношения между  блоком НАТО и  советским союзом мягко говоря были натянутыми.   Мир  замер  в  ожидание  войны,  между СССР и блоком НАТО.   По этой причине тревоги в батарее проводились   часто  и никто не знал учебная тревога или  настоящая.
 Это случилось после полгода службы  в  батарее, весной.  По  тревоге   батарея  переезжала на  "точку".  Это был участок земли огорожены проволочным забором на котором  располагалась казарма, несколько вспомогательных помещений и стоянки для взвода  "шилок", то есть  ЗСУ-23-4 и взвода  ЗСУ-57-2.   Там батарея находилась на дежурстве, прикрывала  танковый полк с воздуха.  Процедура действия по тревоге было  расписана и отработана.  Первое подъем 1 минута. Второе одеваюсь ещё плюс минута.   Убываю   на машину  ещё  2 минуты.  Вхожу в связь   ещё  3 минуты.    Запускаю двигатель ещё 6 минут. Прогреваю двигатель ещё 8 минут.  Убываю  в  район ещё 9 минут.   Он Служил на учебно-боевой машине ЗСУ-57-2.  И накануне на его машине проводились занятия по вождению. После занятий   машину почему-то поставили  на  полковой  танковой  стоянке  учебных  машин,    а не как обычно в боксе.   Машина была полностью    исправна.  В то далёкое теперь уже утро, после объявления тревоги их экипаж разделился надвое.    Он, как механик-водитель, побежал на полковую стоянку танковых учебных машин, а  остальной  экипаж побежал на  "точку".  Его задачей было перегнать ЗСУ  57-2 с полковой стоянки на зенитную "точку" для дежурства.   На полковой стоянке учебных машин он быстро забрался в башню и  стал   её стопорить,  круча рукоятку стопора.  Потом он вручную попробовал повернуть башню, проверяя стопор.  Башня не поворачивалась.   Он решил, что всё в порядке и забрался на место механика-водителя   ЗСУ  57-2.   После этого он одел шлемофон и попытался завести машину  и очень удивился, когда ему это не удалось.  Ведь накануне, после вождения, машина была  полностью исправна.   Надо было срочно перегнать на точку ЗСУ  57-2.  Поэтому он попытался стартером столкнуть машину вниз по  аппарели.  Ему это удалось.   Скатываясь вниз машина завелась. Он выехал со стоянки полковых учебных машин и направился в сторону   зенитной "точки".    Зенитная  "точка"   было недалеко. Проезжая  мимо,  увидел, как за проволочным забором  солдаты его батареи  махали ему руками.  Он не слышал, что они ему кричали,  и не понимал,   что  они  хотят.  Правда башня немного покачивалась, но он списал это на небольшой люфт и не увидел в этом Ничего необычного.  Когда  он въехал на территорию   точки,   перед тем как поставить ему  ЗСУ  57-2 на стоянку, надо было    въехать  на небольшой косогор.  Он ехал по-походному, верхний люк механика-водителя был открыт,  наполовину его голова торчала из люка. Когда   ЗСУ  57-2    поднималась на косогор,   вдруг неожиданно башня двинулась на него. Расстояние было таким небольшим, что он не успевал найти ручку сиденья, выдернуть её, чтобы сиденье сложилась, и можно было спрятаться.  Башня надвигалась постепенно, сжимая голову. Он понимал, что может произойти,  и только успел  подумать  ну вот и всё.  Больно ему не было   он не испугался и жизнь  его не про носилась перед его глазами.   Он нажал на педали и машина заглохла. В это время к машине подбежали люди, среди них был и командир батареи.   Башня   перекатывала его голову по краю люка. Между люком и  башней был небольшой зазор. На его  счастье башня двигаться перестала. Один  из  старослужащих быстро поднялся в башню и отвернул её в сторону.  Когда он поднимался,   вылазил  из  люка    из-под шлемофона  по  шее  с  обеих  сторон  потекли   из   ушей  два  ручейка  крови.   Командир батареи капитан человек опытный не выдержал
закричал "срочно его  в санчасть!"  Старослужащий  который отвернул башню   перебинтовал   ему голову и они вдвоём пошли в медпункт. В  медпункте полковой фельдшер  стал зашивать ему раздавленные  на  черепе  уши.   Уши зашили. Время было обеденное и он вместе с батареей отправился на обед в столовую. После обеда  они  должны были выехать  на  вождение.   Но теперь на место механика-водителя сел зампотех батареи.  Он снова на глазах у экипажа закручивал рукоятку стопора.  Потом попробовали башню повернуть она не поворачивалась  значит  была  застопорена.  Когда   ЗСУ  57-2  двинулась  он  увидел,  что  башня  снова  начинает  болтаться.    Он повернулся к экипажу лицом и стал кричать,  показывая  рукой  на  зампотеха,    но за рёвом двигателей его не было слышно.     Экипаж не понимал, что он хочет.    Наконец догадались  и по внутренней связи сообщили зампотеху.   Зампотех вылез из люка  с матом набросился на него,  думая, что он снова не застопорил башню.    Когда разобрали  стопор оказалось что стопорный болт был срезан.   После этого вождения его  ЗСУ  57-2 отправили  на  ремонт  в  ремонтный  батальон.   А его вместе с его призывом   посадили на 10 дней в отдельный домик на точке,   где всё время это они резались в карты. По истечению 10 дней его отправили в ремонтный батальон оказывать помощь в ремонте  его  ЗСУ  57-2.     Заместителя  командира батареи по технической части куда-то перевели. А в батарею прислали нового.   На память об этом случае у него  на черепе  остались  три  вмятины.  две  за  ушами  и  одна  у  основания  черепа  да  рубцы  на  ушах. После этого он наравне с другими служил ещё год.   На дембель в  батарее  со  своего  призыва  он  уходил  последним.  Никто из офицеров   проводить его не пришёл.   Он ничего не мог сказать плохого об офицерах его батареи.   Закалка которую он получил в армии потом ему очень помогала в жизни.   Но всё-таки они поступили не по  офицерски. Наверное его можно было отправить  в медсанбат после этого происшествия и наверное его бы комиссовали.   Около штаба он с другими бойцами которые ехали домой   последний раз поцеловали Знамя части.  И их  всех отправили на сборный  пункт  в Магдебург.

 


Рецензии