Байка. Поэтика Летова, стилизация Летова

  Так, котаны и катаны, - предуведомление. Это не критическая статья, а досужие вечерние рассуждения - я ничего не гуглил специально, не уточнял - писал так, как сказал бы тебе, дорогой читатель, лично. По сему примеров маловато для нормальной диссертации. Так что это снова дзуйхицу - спасибо японцам за такой классный жанр.

 Однажды мне на глаза попался онлайн-тест где предлагалось проверить, насколько я Летововед. Имея в запасе не только весь официоз, но и львиную долю бутлегов я отважно ринулся в пучину.
 Предлагалось выбрать между двумя вариантами - один Егоровский, другой - нйросетеовой. Как я понимаю, это та самая неросесть, которая даже альбом записала.
 Даже если бы все цитаты не были мне хорошо знакомы - я бы справился, ибо... Неросеть облажалась, братцы, король голый, и без пресса кубиками. То есть это не стритизёр и кульутрист, это голый бомж.
 Нейросеть выдала нечто похожее более всего, я бы сказал - на Пургена, только чуть злее - если бы Пурген пытался косить под Угла, примерно так. Может быть, есть более точный исполнитель для этого, но - я его упустил - предлагайте ваши варианты.
 (Я пытался найти цитаты, но не смог именно этот тест - придётся верить мне на слово, или закрыть страницу - ваше право и ваша воля)
 Это тем более странно, что поэтика Летова проста до самопародийности - в этом он кровный брат БГ. 99 процентов его текстов - это списки, вариации в том, какие это списки. Да, грнад-хиты Всё Идёт По Плану, Про Дурочка и Поле в это ложе не укладываются, но - гранд-хиты это гранд-хиты, котаны и катаны, куда деть основной массив материала.
 По сему центральной для Летовской поэтики - именно поэтики - вещью я считаю Передозировку - "Каждый миг - передозировка" - для тех, кто в танке - не лирический герой ловит каждый миг передоз, каждый миг является передозом - вон сколько всего происходит одномоментно. Цлебные баталии, могучие народы... Вот это всё.
 И по сути это философема большинства текстов Летова - припев выделяет что-то из спикса вещей, обобщает - страну дураков, долгую счастливую жизнь, каждый дом, ливни косые, стучащиеся в двери, ужас и моральные террор, гордое слово в остывшей золе, вашему слову, товарищ наган - КГБ-РОК (Не путать с К БГ РОК), лету, тошноте, копилке - то, что нечего терять ...
  Или антетизирует - мёртвым - обстрел, парад, хоровод, а тому, что больше нечего - ураган. Подвалам - в стену головой, колючей проволоке, вдаль килоМЕТРИЩЕЙ его, увидевшего солнце,кому-то и кому-то блювание на дела, кому-то и кому-то скорое наставание совсема, славному словечку - то, что отдохнём и мы.
   И так далее и тому подобное.   
   В этом смысле занятен Мы Лёд - тезис - добрый хиппаны, антитезис - майор, и уже ему - анитезис - лёд. И драма - хиппаны не примут нас и не поймут. Но мы за них горой.

  Не возбраняется начать с построения, и уйти в список - Заплата На Заплате, Семь Шагов За Горизонт, Винтовка, Армагеддон, Невыносимая Лёгкость Бытия.
 
  В общих чертах это стало более-или менее определять Сибирский Панк как жанр - наравне с народными мотивами, нарочито-корявыми ОБЭРИУтскими формулировками и цитатами. Как видите, под это дело можно подвязать хоть БГ, хоть Объект Насмешек, было бы желание. Скверно, когда музыкальный жанр определяется по поэзии - а что делать, СибПанк ущёл - кто в арт - Адаптация, Кооператив и отчасти Родина, кто в блюзе - одинокий Ромыч, которого даже я слушать не смог - так его последние работы ущербны. Но - Ромыч сделал своё дело, Ромыч может уходить, со всеми бывает.
 Ладно - вот вам мысль. Лучшей стилизацией-пародией на Летова является Жизнь Весёлый Карнавал Пахома, подумайте об этом. Оно так не задумывалось явно, по сему из него торчит "Сволочь! Минуточку..." но всё же но всё же.
 Или давайте сами напишем посвящение отцу русского шуггейза.
 Вариан 1 - проще, самое голое - Летов брют - Он Увидел Солнце, В Стену Головой, Здорово И Вечно - такое. Ну из позднего - не знаю... Нас много.
 Список из одного предмета, либо предмета и свойства, либо предмета и действия. Падеж свободный - можно менять в разных куплетах. Припев - либо бридж и тезис, либо просто тезис - "Ужас и моральный террор!"
  Стол, огурец, закрытая дверь
  Распятый Бог, красный октябрь
  (Бридж: диван скрипел, диван ломался)
  Припев: оооо, но это не любовь.

С этой формулой можно играть тудым-сюдым, пока в глазах не засветится интим, но в целом попадание есть. Добавить глаголов - по вкусу
 
   Стол, огурец, хлопнула дверь,
   Распятый бог любит красный октябрь
   (Бридж: Диван скрипел, диван ломался)
   Припев: Нашла коса на камень, идёт война на память лет.

Вариант 2 - абсурдный список. Иуда Будет В Раю, Никто не хотел умирать. В упрощённой и не столь гротескной форме - Лето Прошло, Всё Совсем Не То,
   
  Затяжной стол, хрупкий огурец,
  Запредельно хлопнула дверь,
  Ядовито распятый бог
  Плюшевый красный октябрь
  (Бридж: Диван скрипел, диван ломался)
  Припев: уси-пуси, муси-пуси, миленький мой, я пою, я вся во вкусе рядом с тобой.

  Или - я - торчу как стол, ты хрупкий как огурец
        Они - запредельно распятая дверь,
        А шурин - плшЕшивый ядовитый бог
        (Диван скрипел, диван летел)
        Припев: Лет ит би, лет ит би.

  Тоже можно играть так, играть сяк, и жопой об косяк - но суть вы уловили.
  Интересным текстом в этом смысле является Кабуки - где всё начинается с нормального списка, а кончается абсурдным - это даёт драматизма, Егор не то деградирует, не то воспоряет, но явно отношения с миром от которого он с головой под одеяло куда-то прогрессируют.
  Список можно разрывать другим списком - Невыносимая Лёгкость Бытия, Заплата На Заплате, и даже - о, ужас - мыслями - конечно, первое в голову приходит Мёртвый Сезон, но вообще внятные тезисы - скорее исключение для Летова - сравните его кхм... соц-арт с соц-артом Красных Звёзд, Ареховского и даже Неуловимых Мстителей. Нет, да - было Поперёк, например - в порядке исключения, но даже Слава Психонавтам довольно - довольно я бы сказал абстрактная.
 Это не хорошо и не плохо - всем всё ясно, просто такой стиль.
 (Всем всё ясно, кроме скинов, которые пёрлись под Общество Память - но о вреде от НБП мы поговорим в другой раз)

 Бридж! Бридж должен быть вариативным. - Нечего Терять, Мы Лёд, Собаки, 37-ой. Навскидку - устойчивый бридж только в Стране Дураков, кажется.

  Так что - 1) Диван скрипел, диван летел, 2) Диван вонял, диван не знал, 3) Диван любил, диван не жил.

 Что ещё - цитаты они и есть цитаты, перефразы Библии (Вперёд! - пусть трупы хоронят своих мертвецов), расхожие стихи - Вершки И Корешки, но если мы говорим о Летове, а вроде бы это так и есть, то можно не париться - просто назвать текст для точности - Так Закалялась Сталь, Один День Ивана Денисовича (Впоследствии - Увы), Тошнота, Невыносимая Лёгкость Бытия (Которую мэтр не читал и правильно сделал - Кундера только название засрал), Солдатами Не Рождаются, У Войны Не Женское Лицо, и даже, ёлы-палы, Зачем Снятся Сны - редкий случай альбома названного не по песне.
 
 А, рифма! Рифма - вещь хитрая. Она приходит, когда ЕЙ надо, и уходит, когда уходит. Истинная женщина - дикая пума, рррр, я хуже чем ты думал. Не западло рифмовать уменьшительно-ласкательные формы - вообще на здоровье, париться о рифмах - сложносоставные там искать, это никакого здоровья не напасёшься, а оно и так веществами подорвано. Шалтай-болтай был хозяин слову "водонепроцинаемость" - в одном из переводов, а Летов хозяин любой и всякой рифмы. Проницательный читатель заметит что я противоречу себе - сама рифма ходит, или Летов её водит, но и Летова почитать - то он песни пишет, то песни им пишутся, так что и это аутентично.

 Пример простых рифм - да блин, Зачем Снятся Сны - в полном составе - очень простой альбом, до сих пор не пойму, рад я этому или нет, но меня какбы и спросить забыли всё равно.

 Рубрика Летов Шутит, кстати - очень редкое явление. Имеется в виду не Коммунизм полустёбовый полутрагичный, а авторские вещи. Это либо сатира - Хороший Царь, Новая Патриотическая, пресловутая Память, либо - три, три и три песни - Хороший Автобус с чертами самопародии, Обосраться И Не Жить - однозначно самопародия, и Пирожок. А что Любо, при чём тут Любо, если это не авторский текст? А, Бабища - Бабища ещё, куда без бабищи.

 Нет, Летов предельно тотально серьёзен - в дадаиских формулировках в том числе. Это надо заучить, если мы хотим хорошей травистии. Самое близкое к юмору - это Вершки И Корешки, но это больной юмор.
 
 Всё!
 Нейросесть, ты внимательно прочла мой текст? Ты обращайся, если что, я до пятницы совершенно свободен.

 А ты любезный читатель - не спеши защищать от меня Егорку - уж от кого от кого, а от меня Егорку защищать не надо, это не нападка, это скорее некоторое обобщение - с улыбкой, но не более того.
 
 Ну, и так как это моя страницу и я тут делаю что хочу - напоследок список недооценённых вещей Егора, которые я сердечно рекомендую. Список не полный, просто некоторые штуки, которым... Он же планировал альбом ремейков старого - как Ермен всё время делает, Несчастный Случай вот выдал, Бранимир только этим и занят, Пурген блин проснулся, Банда Четырёх, ёлы-палы, Манагер. Короче в какой-то момент это стало трендом, и уже не разберёшь - с кого началось. Вот бы Дезертира, да, котаны, да, катаны, в исполнении позднего Летова - этой голосиной, да в два вокала... Уф, наверное мы этого просто не заслужили.

ПС: А, вот ещё - что такое Лоботомия и при чём здесь Селиванов, кто-нибудь в курсе? А то я мамкин Летововед, а ни сном ни духом, ёлы-палы, не солидно.
 
  Кто Ищет Смысл
  Дезертир
  Перемена Погоды
  Какое Мне Дело
  Заплата На Заплате
  Чужеродным Элементом (Частицей Лжи)
  Парадокс
  Амнезия
  Тошнота
  Хорошо!
  Недобитые Тела
  Кленовый Лист
  З..сь
  Сквозь Дыру В Моей Голове
  Вершки И Корешки
  Всё Совсем Не То
 
  Ну и в ремейке не нуждаются
 
  Семь Шагов За Горизонт
  Поздно
  Ещё Немного
  Дембельская
  Зёрна, Факел И Песок


Рецензии