Одна и миллиард религий

Правильно говорят священники и муллы: нельзя создать экуменическую религию. Одну на всех. Почему? Отвечу: потому что она уже есть, эта религия. И она никем не может быть создана. Она невидима и неосязаема, неслышима и невкушаема. Нет в ней первосвященников, церквей, мечетей и пагод. И в то же время всё это в ней уже есть. Это когда прикасаясь к буддийскому священному колоколу, ты слышишь протяжный зов муэдзина. Зажигая свечу в намоленной церкви, провожаешь взглядом священный танец индийских женщин...

Странный чувак Далай-лама. Очень странный. Не похож на прежних далай-лам. Это ведь он обронил, что у каждого человека должна быть своя религия. У всех шести-восьми миллиардов человеческих существ. Своя религия.

Если подумать, то ведь так и есть. Есть только две религии: общая-единая и единственная, своя-собственная. Всего две.

Все наши земные религии есть части единой. Все в одной проектной команде, где тимлидом (софтверный сленг), да, я склонен так думать, христианство. Это лидер, на него все  равняются. С него и спрос больший.

А своя религия — это проект осуществляемого йота за йотой богочеловеческого существа, богочеловеческой жизни, которая просвечивает сквозь покровы индивидуального земного бытия. И она равна перед Богом с той, единой религией. В конце концов, как говорил старина Гегель, это тезис и антитезис, два конца одной палки. Диалектика.

В идеале Татьяна должна стать Татьяной. Джон должен стать Джоном. Баке должен стать Баке. Стать не только добрыми внутри, но и снаружи, разгладить морщины совести. Преобразить свою плоть, душу и дух. В том же западном буддизме это прозвано трансформацией. Неточный термин, пахнет маркетингом. В самом буддизме ваджраяны, насколько помнится, все гораздо прозаичнее, будничнее, проще и точнее.

Отсюда вопрос: разве мы можем что-либо поменять? Меняет Бог, Судьба или Материя. Не мы. Но мы, будучи клубком противоречий, можем просить Небо о переменах, либо постоянстве.

Вот как молились в американском обществе анонимных алкоголиков первой половины XX века: "Господи, помоги мне изменить то, что я могу изменить. Помоги не изменять то, что я не могу изменить. И даруй мне способность различать — что я могу изменить, а что нет!"

Молитва оптинских старцев примерно та же.

Как говорил казахский святой Ходжа Ахмед Яссави, поминание Бога рождается в сердце. Учитель тут один — Всевышний.

Устаканившаяся на протяжении веков религия отцов и дедов — нормальная и правильная дорога. Зачем с неё сворачивать? Разве что, можно просто на недельку-другую уехать в отпуск, дабы вкусить экзотики. Но бананами ни русский человек, ни казах сыт никогда не будет, это точно знаю.

23.01.2023, Астана


Рецензии