Поход нартов ч. 1

Нартский эпос

Часть V Сырдон

В поход далекий нарты в добрый знак
Собрались, да хранит их Бог в охран.
Хамыц*, Батрадз** и даже Урызмаг***,
а также славный на весь мир Сослан****.

В сопровождение – то закон велит,
Их много младших взялись угождать.
Лишь вышли из села, как глас гремит:
«А почему б Сырдона***** нам не взять?!
В миру ль, в походе с ним быть веселей,
Дорогу вмиг тот нарт нам сократит!»

Из нартов младших: «Я бегу скорей»

«Мы подождём!», - Сослан всем говорит.

Подъехал младший нарт, кричит: «Сырдон?! 
Ты дома иль надулся, что гусак.

В ответ Сырдон: «Я дома. Что за тон,
С хорошей вестью или просто так?!»

«Сбирайся быстро брат наш нарт-алан,
Там за селом тебя ждут в напроход.
Большие нарты, даже сам Сослан
Зовут тебя сегодня в свой поход!»

Чуть помолчал Сырдон, потом чиня,
Ему, смеясь чуть - чуть: «Ну, что за спех?!
Как я поеду, если нет коня,
Вы знаете об этом лучше всех».

«А кони наши – ветер в них кружком.
Несет коня, да так, что пыль столбом. 
Мы едем вЕрхом, ты идешь пешком,
Ты всё пешком, а мы всегда верхОм».

«Что ж, ладно!», - молвил тут Сырдон,
Давно мечтал уйти он от забот.
Догнали нартов. Сбавил спесь и тон.
И двинулись колонной все в поход.

Как сговорились нарты верхом все,
Плетётся сзади пешим нарт Сырдон.
А впереди луга полны воды в росе,

Один из нартов, был заносчив тон:
«Давайте ехать напрямик сквозь луг,
Сюрпризец будет, да не в глаз, а в бровь.
Сырдон, что сзади, без больших потуг 
Намочит ноги и исколет в кровь».

Вот вдоль реки по скошенным лугам
Путь держат нарты, повернув коней.
Сырдон же ноги колет по следам
Кровь на подошвах, взгляд осатаней…

И нартам младшим: «Слово ль не сдержать?
Вы ж обещали после дать коня.
Устал я, не могу уж больше ждать,
Устал я и от вашего вранья!»

Тут самый старший молвил Урызмаг:
«Тому, кому в походе нужен конь,
Из дома должен ехать – добрый знак,
Кто обещал тебе, скажи-ка, узаконь!»

Стараясь, возмущение унять.
Сырдон сказал, смирив себя в покой:
«Ваш самый младший! Вам ли то не знать!
Ваш самый младший, посланный за мной!»

Молчали нарты. Шутки все к шутам.
Гарцуют кони в скошенной траве.
И дразнят, задирая тут и там,
По-разному, но старший во главе.   

Кто шапку снимет у него с главы
На всем скаку, чтоб больше разозлить.
Кто палкой бьет его ниже спины,
Кто джигитует, чтобы подкозлить.

Молчит Сырдон, всё терпит, грусть берёт,
И про себя с досадой говорит:
«Недолго вам смеяться, мой черёд
Придёт, я посмеюсь уж в свой визит!»

Проехали чуть-чуть Сырдон твердит,
Упёршись в землю, смело посошком:
«Нарушили вы слово - монолит,
Заставив за собой идти пешком».

Тут младший вспрял, что послан был за ним,
«Неправду молвишь хитрый нарт Сырдон!
Кто обещал коня, не ври-ка им,
Для нарта слово – это ведь закон!»

«Ты обещал…», - он молвил тут в ответ.
При этом голос тихо задрожал.

«Ты лжешь, Сырдон, и мой тебе совет,
Не ври-ка нартам, вот, что я сказал.
Есть кони наши – ветер в них кружком.
Несёт коня, да так, что пыль столбом. 
Мы едем вЕрхом, ты идешь пешком,
Ты всё пешком, а мы всегда верхОм».

«Провел меня! Хоть голову секи!
Начало - дрянь, но может, будет фарт?!»

Но вот уже достигли все реки,
«И как мне быть?!» - взволнован хитрый нарт.

Вспрял Урызмаг, усмешкою глумя,
С услугой вроде доброй не срамной:
«Держись за хвост у моего коня,
Тогда достигнешь берега со мной»!

Сырдон схватился - это добрый знак,
Плывут, конь волны пенные торит.
Уж далеко отплыли Урызмаг,
Вновь осуждая нарту, говорит:

«Скажи Сырдон, ответь-ка поскорей,
Когда и где нарт должен ногти стричь?!»

«Где вспомнит, лишь бы было веселей
То совершить, чтоб дело в лад постичь!»

Тут Урызмаг остановил коня,
И на руках давай-ка ногти стричь.
Постриг, разулся тут же в свете дня
И на ногах не торопясь, вот дичь…

Метались волны, хитрый нарт Сырдон
Взахлёб уже, а как иначе быть.
Вот кончил дело главный нарт и в тон
Коня ударил, чтобы дальше плыть.

А вот и берег вышли на него
Нарт Урызмаг и вымокший Сырдон.
Им светит солнце в небе высоко,
Встречает жизнь, кипит со всех сторон.

*)Хамыц (осет. Хмыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц обладал чудодейственным зубом (в нартском эпосе этот зуб называется «Зуб Хамыца»), подаренным его тёткой Кызмыда (по другому варианту, богом Аркызом). При виде этого зуба никакая женщина не могла устоять перед Хамыцем, поэтому многие были в обиде на него, и прежде всего - Сайнаг-Алдар.
**)Батрадз (осет. Батыраз) - один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Батраз называется в эпосе стальным, неуязвимым. Батрадз родился из спины своего отца Хамыца, выскочив оттуда раскалённым, как огонь. Батрадз не живёт на земле, он обитает либо у матери в море, либо на небе — у закалившего его кузнеца Курдалагона. Он появляется на земле только для того, чтобы совершить подвиг, и каждое его появление сопровождается образом грома, молнии и вихря. Батрадз намного превосходит нартов по силе и отваге, и приходит к ним на помощь по первому их зову.
***)Урызмаг – также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг — один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания. За Урызмага вышла замуж Шатана. Она обманула Урызмага, притворившись его первой женой Елдой (в других версиях сказания у Урызмага не было жены, а Шатана, достигнув совершеннолетия, заявила, что будет его женой. У Урызмага был безымянный сын, который помог ему одолеть мифических существ в стране Терк-Турк.
****)Сосруко, другой вариант - Сослан (абх. Сасрыа, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь из нартского эпоса, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шатане (Сатаней). В осетинских сказаниях Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатане дала ему имя и вырастила его.Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона она оказалась короткой), наполненную волчьим молоком. Тело Сослана до колен превратилось в чистый булат, а колени остались уязвимы.
*****)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.Когда Сырдон подрос, он покинул подводную страну и пришёл к нартам. Узрев в нём что-то дьявольское, хитрое, нарты не приняли его в своё общество, и Сырдон поселился под землёй в лабиринте. Приходя ежедневно на нартский ныхас (место собраний и игр), Сырдон натравливал нартов друг на друга, а потом внезапно исчезал. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли; Сырдон своим красноречием мог разрушить гранитную скалу, он знал всё, что было, и мог заранее определить, что будет. Он часто обманывал нартов. Тем не менее, отправляясь в поход, нарты непременно брали с собой находчивого и остроумного Сырдона.

Продолжение следует…


Рецензии
Конечно интересен сказ,
Но время не позволило прочесть,
Отвечу я на все, Когда прочту,
Спасибо Вам с поклоном говорю!,
Но, как можно в поход пешком?,
А снедь, одежда,
Да и верхом всё не захватишь
Но интерес , конечно ,же
Прихватишь!
Спасибо за Ваш, Игорь, труд!
Я думаю, всем интересно -- тут!
Благодарная!..
Доброго Вам дня!!!

Людмила Делий   05.02.2023 10:39     Заявить о нарушении
Доброе утро, Людмила! Спасибо! Рад вашим неподдельным эмоциям. С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   08.02.2023 06:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.