Сословная психография основателей религий

Спросили вот: «Почему южно-азиатские страны так легко приняли ислам, и почему так рьяно его отстаивают?»

Советую рассмотреть этот вопрос с точки зрения распространенности в этих странах профессии «купца». Если помните, то основатель Ислама — выходец из купеческого сословия. Религия мусульман во многом оказалась близка тем народам, которые культивировали торговлю, караванную торговлю. Мухаммед проповедовал единобожие, пользуясь преимущественно языковым и когнитивно-понятийным аппаратом купеческого сословия, которое составляло основу могущества тогдашних окружающих его сухопутных держав. Та же скрупулезно проработанная этическая система шариата в большей степени напоминает систему торговых отношений того времени, когда купец «держал свое слово» и был народным авторитетом наряду с шаманами, жрецами, царями и т.д. Акцент на «слове» и был главным в проповеди Мухаммеда, его речи акцентировали преимущественно аудиальное восприятие Истины, не колокольный звон, а зычный глас чтецов Корана призывает мусульман на молитву. Запрет на изображение Истины призван просто культивировать погружение в стихию Звука, в стихию Смысла. Ислам — это религия иносказательной витиеватой поэтической устной речи, религия привязанных к тайному Смыслу сказок, рассказанных купцу на привале в караван-сарае.

Тот же Иисус — выходец из семьи плотника, оказался весьма близок представителям ремесленных профессий, не зря его религию полюбили и в России, где даже рубль в советское время называли «деревянным» и где в высочайшей степени было развито деревянное зодчество. Естественно, что приоритетной для «высокопрофессионального видения» Иисуса стала проповедь о «царстве Божием», где царит истинная справедливость, актуальная для угнетенных «профессионалов своего дела». Именно у ремесленников более всего развито было тактильное чувство, им важна культура прикосновений (вспомните истории с омовением ног, Фомы неверующего, воскрешением тела, акцента именно на телесном преобразовании). Да и распяли Иисуса на деревянном кресте, что само по себе очень примечательно.

Тот же Будда — выходец из аристократической, скорее даже монархической династии. Для него актуальной оказалась идея освобождения от царства необходимости. Власть для него не имела значения, поскольку он вдоволь наелся этой власти. Он искал пространство, где не будет оппозиций «власть-подчинение», «причина-следствие». Именно в буддизме развился такой феномен как дзен, освобождающий человека от этих оппозиций с помощью напряженной духовной игры-тренировки в вопрос-ответные коаны. Будда был сконцентрирован на атмосфере сознания, он жаждал духовного кислорода, поэтому оказался сконцентрирован на развитии духовного обоняния, духовного нюха. Поэтому на востоке многие медитативные системы начинаются с тренировки дыхательной системы, а также развивают интуицию прежде всего.

Следует отметить, что в любом случае описанная точка зрения отчасти может напомнить некоторые теории Макса Вебера и других мыслителей, и она, эта «сословная» составляющая основных мировых религий — тоже, в свою очередь, является просто еще одной составляющей в череде других точек зрения, объясняющих природу и феномен религии.

21.05.2016, Астана


Рецензии