Два характера

Альберт Эйнштейн и Нильс Бор.

Два великих таланта, две РАЗНЫХ судьбы.

Когда Нильс Бор был в Советском Союзе, ему, разумеется, показывали всякие потёмкинские деревни «советской физики», причём «опекал» Бора его ученик, академик Л.Д.Ландау.
Студенты-физики разыгрывали перед ним праздник Архимеда и прочие непривычные для датчан штучки. А затем была устроена его лекция с вопросами. И вот один из физиков задал Бору вопрос: Как тому удалось создать целую ШКОЛУ талантливых физиков? (Разумеется вопросы и ответы шли на английском и переводчиком на этом семинаре бы Е.М.Лифшиц, ученик и «соавтор» Ландау.)
Бор ответил: Я никогда не боялся показаться дураком перед своими учениками.
Лифшиц перевёл: Я никогда не боялся называть своих учеников дураками.
Поскольку в зале было немало людей, знавших английский, Лифшицу указали на неверный перевод. Лифшиц извинился перед Бором и аудиторией «За ОШИБКУ» и перевёл ПРАВИЛЬНО.
Присутствоваший в зале выдающийся физик-экспериментатор П.Л.Капица (знавший отличнчно английский, ибо много лет работал в Кавендишской лаборатории по руководством Эрнста Резерефорда), заметил, что это НЕ СЛУЧАЙНАЯ ОШИБКА Лифшица, а ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ школ Бора и Ландау!!!

Итак, странность:
Бор до конца жизни был среди физиков и занимал среди них заслуженное и признанное место патриарха всей физики.
Не менее великий талант, Эйнштейн, был одинок в своей научной деятельности, школы не создал и 39 лет в этом научном одиночестве решал ЗАВЕДОМО обречённую на провал проблему создания «Единой Теории Поля».
Обречённую им самим!

Оба были друзьями и единомышленниками и любили друг друга, по словам многолетнего секретаря Эйнштейн Эллен Дюкас, как любят близкие по духу, по образу мышления и складу характера друзья.
Хотя вели яростные споры о фундаментальных проблемах квантовой механики.
(Я лично полностью разделяю здесь взгляды Эйнштейна, а не Бора! Речь идёт о так называемых «скрытых параметрах» микрочастиц.)
Оба мне очень симпатичны не только образом мышления, но и ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ в лучшем смысле этого слова, чего явно не хватает очень многим.
И я задал себе такой вопрос, вроде бы очень странный: У кого из них характер был твёрже, иными словами, кто из них был более непреклонен в верности себе?
Мой ответ гласил: У Бора.
Объясню, почему я так думаю.

Я недаром привёл в начале этой заметки эпизод с вопросом и ответом  Бора.
В НЁМ вся суть этой верности себе.
Другой выдающийся физик-теоретик Абраам Пайс, написавший несколько интересных книг о талантах, с которыми ему лично удалось пообщаться, описывает такой давний эпизод.
Он встречался и дружески беседовал с Бором много лет.  В 1946 году Бор предложил Пайсу поработать вместе с ним, по крайней мере, несколько месяцев. Это говорило о многом: Что идеи Пайса заинтересовали Бора и он хотел бы совместно с ним решать ряд проблем.

Цитата:
«Первое, что сказал мне Бор, что моя работа с ним будет плодотворной лишь в том случае,  если я пойму, что он дилетант!  Моей единственной возможной реакцией на это неожиданное утверждение была вежливая улыбка неверия. Но Бор, очевидно, был серьёзен. Он объяснил, как ему приходится подходить к решению каждого нового вопроса с позиций полного неведения.
Возможно, будет яснее, если я скажу, что сила Бора лежит, скорее всего, в его невероятной интуиции и проницательности, а не в эрудиции.
Через несколько лет, когда я сидел рядом с ним на коллоквиуме в Принстоне, я вспомнил его слова, сказанные им в то утро. Докладчик читал сообщение об ядерных изомерах.
(Ядерные изомеры – это ядра радиоктивных элементов, время излучения («высвечивания») которых достаточно длительное для измерения. Например, изомер Нептуния распадается в течение 5500 лет, а другие – в пикодоли, триллионные, секунды! Моя вставка в цитату)
По мере развития темы Бор становился всё более беспокойным и не переставал шептать мне, что «это всё неверно!» Наконец, он уже не мог  более сдерживаться и хотел возразить, но, поднявшись с места лишь наполовину, снова сел в замешательстве, посмотрел на меня с несчастным видом и спросил: «Что такое изомер?»»
Конец цитаты.

Резюме: Бор был человеком с твёрдым характером, не боявшимся показывать своё незнание и, как в другом месте отмечает тот же Пайс, слабо знавшим математику!

Эйнштейн, великий талант, в двадцатишестилетнем возрасте, в 1905 году, совершивший переворот в двух областях физики и затем ещё более радикально обосновавший его в 1916 году.  Он сделал как-то схожее с Бором признание Леопольду Инфельду уже в Принстоне. Тогда он «признался», что, де, до тридцати лет не видел ни одного физика-теоретика...
На что Инфельд, схоже с Пайсом, замечает, что хотел было сразу спросить у Эйнштейна, не смотрел тот в зеркало во время бритья?
Более того, он, по его же признанию, НЕ ОБЛАДАЛ математической интуицией, обладая фантастически совершенной физической. Другу, математику, Герману Вейлю, он как-то сказал: «Ладно, Вейль, оставим это. Таким способом, – так умозрительно, без путеводного, наглядного физического принципа, – физику не делают!»

Но когда Эйнштен стал всемирно известным физиком, причём физиком-теоретиком высшей касты , в области, фундаментальной физики, он быстро заметил, что НЕ МОЖЕТ НА РАВНЫХ говорить с другими, часто весьма посредственными физиками-теоретиками.
ОНИ ВЛАДЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ АППАРАТОМ НАМНОГО ЛУЧШЕ НЕГО!!!
И Эйнштейн ТУТ проявил слабость характера:
Негоже ему, знаменитому физику-теоретику, создавшему НОВЫЙ РАЗДЕЛ ФИЗИКИ, лёгший в основу всей современной физики, выглядеть недоучкой рядом с просто грамотными теоретиками, ничем, кроме владения мощным математическим аппаратом, незамечательными!
Фактически грамотные математики -прикладники и НИЧЕГО БОЛЕЕ!
Начисто лишённые какой-либо ФИЗИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ.
И Эйнштейн ударился в математику...

Резюме:
Эйнштейн по слабости характера начал решать фундаментальные задачи физики не с помощью своей гениальной интуиции, а, ИЗМЕНИВ ЕЙ, пытался свести решение ФИЗИЧЕСКИХ проблем к математическим манипуляциям. На это он потратил ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ ЛЕТ своей жизни, не добившись ни малейшего успеха, ибо ИСХОДНО, выбрал ЛОЖНЫЙ ПУТЬ блуждания по сумрачному лабиринту математики без путеводной нити Ариадны – своей великой физической интуиции.

Вот, к каким трагическим последствиям приводит всего-то, маленькая слабинка характера, заставляющая нас ИЗМЕНЯТЬ САМИМ СЕБЕ! 
21 I 2023


Рецензии