В плену лозунгов гл. 15 Школьные учителя

    Учебные часы в 7-б шли то медленно, то быстро в зависимости от предмета и преподавания. Русский язык и литературу вела у нас седовласая учительница Ольга Семёновна с удивительно мягким отношением к ученикам. Мы обожали её за тихую интеллигентность, внутреннюю утончённость и красивый почерк. Она входила к нам светлым облачком, распространяя по классу аромат духов «Ландыш Серебристый», и погружала в мир литературы. Её познания отечественной и зарубежной классики удивляли широтой познаний.
    Когда оставалась свободная минута от урока, Ольга Семёновна вспоминала поэтов, произведения которых не вошли в учебную программу. Стоя у окна и опираясь тонкими пальцами о подоконник, она театрально запрокидывала голову с пышной причёской и с упоением декламировала стихи Мандельштама или Блейка. Видя наши восторженные глаза, учительница призывала к сочинительству, внушая, что нет бездарных людей, есть только ленивые, тормозящие своё развитие. 
    Сегодня был урок русского языка, где мы должны написать изложение на отрывок из книги Николая Островского «Как закалялась сталь».
    – Ребята, я прочитаю достаточно большой текст, а вы слушайте и запоминайте: «Самое дорогое у человека – жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно и больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества! …»
    Читала медленно, делая короткие паузы, чтоб задержать внимание учеников в местах препинания. Наконец текст закончился, и в наступившей тишине началась кропотливая работа. Вдруг раздался голос Князевой, полный ужаса:
    – Ой, я ошибку сделала! 
    Учительница наклонилась к её тетрадке и ласково произнесла:
    – Ничего страшного, Варя. Сделай исправление.
    – Тогда не получу пятёрку.
    – Четвёрка тоже хорошая оценка. Не спеши и ошибок не будет. Эта торопливость появилась у вас, когда стали писать авторучками. К тому же и красота письма исчезла.
    – Перьевые ручки – отсталый век!
    Варе возразил Марат, которого из-за плохого зрения пересадили с «камчатки» на первую парту к ней:
    – Князева, а ты знаешь, что в Китае, принимая на хорошую работу, прежде всего, смотрят на красоту почерка? 
    – А у нас в стране, чтоб устроиться на хорошую работу, нужен только «блат» и больше ничего, – ответила она и высунула острый язычок.
    – Во времена Пушкина в лицее занимались каллиграфией до конца обучения, чтоб способствовать работе ума и гармоничному развитию человека.
    – Чего же сам пишешь авторучкой, а не пером?
    – Не отвлекайтесь, – остановила их Ольга Семёновна, – иначе не успеете написать работу до конца урока.
    На следующий день учительница вернула проверенные тетради и, указав на ошибки в изложениях, подвела итог:
    – Результат оказался лучше, чем ожидала, но меня удивили две совершенно одинаковые работы: Князевой и Бешметова. Оценки я не поставлю, пока не услышу признание того, кто списывал.
    – Это Марат списал – не моргнув глазом, ответила Варя.
    – Чего врёшь! Сама списала, а на меня свалила! – воскликнул тот и погрозил кулаком надменной лгунье. – Ты у меня получишь, не посмотрю, что дочка завмага.
    – А я пожалуюсь папе, и ты вылетишь из школы за хулиганство!
    – Ребята, прекратите! Ведите себя благоразумно и знайте, какие бы ошибки вы не совершили, имейте мужество сознаться.   
    – Пусть Князева и сознаётся! – с обидой крикнул Марат.
    – Мне не в чем сознаваться.
    – Вижу, к согласию мы так и не придём. Пусть это останется на совести того, кто не хочет говорить правду. Поэтому оценку «четыре» я разделю между вами. Но это не всё. Я попрошу вашу классную руководительницу, рассадить вас подальше друг от друга.         
    Варя демонстративно отвернулась от Марата, которому незаслуженно поставили двойку. На следующем уроке он сидел уже за другой партой. А через неделю Князева с радостным криком влетела в класс, размахивая портфелем:
    – Литературы не будет! Ольга Семёновна заболела!
    – Ура! Айда гулять! – вскочили мальчишки, устремляясь к двери, но наткнулись на молоденькую преподавательницу 7-а класса в модном чёрном платье, подпоясанным широким кожаным ремнём.
    – Кто вам разрешил покидать класс?! Здравствуйте, ребята, меня зовут Лидия Игоревна. Я буду вести у вас уроки литературы и русского языка. А Ольга Семёновна по состоянию здоровья и по возрасту работать в школе больше не будет.
    Учительница, открыв журнал, стала знакомиться с нами, попутно спрашивая, какие книги читаем дома. Затем встала и, стуча каблучками, прошла между парт.
    – Я вижу, вас интересуют приключения, как «Два капитана», «Старая крепость», «Приключения Тома Сойера» и даже «Три Мушкетёра». Не спорю, книги интересные, но я предлагаю вам перейти на более серьёзную литературу и ходить на факультатив по внеклассному чтению.
    Теперь уроки проходили по-другому. Лидия Игоревна не входила, а влетала в класс. Шумно усаживалась на стул и открывала журнал. Затем с небывалой лёгкостью вела занятие с такой быстротой, словно боялась не успеть на поезд. Говорила чётко, объёмно, интересно, успевая кроме учебной программы ознакомить нас с поэзией современных поэтов: Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной. Читала сочинения даже опальных авторов: стихи Ахматовой и Бродского, рассказы Зощенко и Аксёнова. А на факультативах разворачивала зажигательные дискуссии, призывая каждого выражать свою точку зрения, не ссылаясь на критиков. Однажды принесла большой том из творческого наследия Ленина и зачитала тезисы, указывая на лаконичность языка:
    – Ребята, учитесь красиво выражать мысли! Это вам не тяжеловесные тезисы КПСС, а пламенная речь вождя пролетариата, которая вдохновляет народ и ведёт за собой. Вы только вдумайтесь в его революционный лозунг: «Вся власть Советам, фабрики рабочим, земли крестьянам, хлеб голодным, мир народам!» В этих коротких словах Владимир Ильич дал программу светлого будущего и указал верный путь от социализма к коммунизму!
    Лидия Игоревна внезапно смолкла, послав искромётный взгляд к задним партам. Погрозила пальцем нерадивым ученикам, призывая к вниманию, и продолжила:
    – Но не только он, но и русские классики тоже смотрели вперёд и даже могли предсказывать. Например, Лермонтов предрёк революцию: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет». Он также описал свою смерть в произведение «Сон»: «В полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди лежал недвижим я…». Откуда мог это знать?  Кто скажет?      
    – Наверное, ему снились вещие сны, – предположила я.         
    – Не исключено, Аня, но хочу добавить, реализованные личности имеют острое мировосприятие, предчувствуя события. Ахматова, предсказывая Первую Мировую войну, писала так: «Сроки страшные близятся. Скоро станет тесно от свежих могил…»
    К сожалению, школьный звонок напомнил о перемене, и Лидия Игоревна, сказав: «До свидания», исчезла в дверях. А утром снова птицей влетела в школу в распахнутом пальто и умчалась в учительскую за минуту до начала занятий. Её приход всегда для нас желанный. В канун «8-го Марта» мы поздравили её веточками мимозы, наговорив много тёплых слов. Лидия Игоревна поблагодарила и неожиданно спросила:
    – А Ольгу Семёновну поздравили? Нет? Обязательно сходите, ей будет приятно.
    В праздничный день, мы собрались возле дома бывшей учительницы. Не пришла лишь Князева, и не удивительно. Все знали, что одного звонка её папы хватило, чтобы Ольгу Семёновну попросили уйти на пенсию. Ввалившись гурьбой в коммунальную квартиру, мы вручили букет мимозы и открытку с поздравлением. Морщинистое лицо педагога осветилось счастливой улыбкой и на глазах проступили слёзы:
    – Спасибо, ребята. Как дела у вас с учёбой? Подружились с Лидией Игоревной?
    – Да! – воскликнул восторженно Марат. – С ней так интересно, особенно на факультативе. Даже троечники ходят, чтоб подтянуть успеваемость.
    У Ольги Семёновны не осталось и следа от былой радости. Бешметов сообразил, что не стоило так бурно восхищаться, и поспешил укрыться за спины ребят.
    – Уважаемая Ольга Семёновна, – сказала я, пытаясь исправить ошибку друга, – вы для нас были и остаётесь неоспоримым авторитетом! Никогда не забудем ваших замечательных уроков, благодаря которым стали любить литературу и сочинять стихи. Вы научили нас отличать хорошую книгу от плохой, добро от зла, а честных людей от лживых. За это всё благодарим и очень любим вас!
    – Мы любим вас! – подхватили последние слова ребята.
    От нашего дружный возглас учительница растаяла и улыбнулась:
    – Дорогие мои, я рада, что мои уроки не прошли даром, но как говорил дедушка Ленин, вам ещё: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»


Рецензии
Вот уж точно. Нам ещё учиться, учиться и до конца всему не научишься и всего не выучишь, а жаль... возможно, чтобы хотелось еще не раз вернуться и окунуться в эту Жизнь...

Татиана Шмель   01.02.2023 17:40     Заявить о нарушении