Дамоклов меч Руси единой. 3 часть

В восьми частях.
(В полном объёме поэма впервые опубликована в 2005 г.
В данной редакции поэма ОПУБЛИКОВАНА В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ
"НЕ ОТРЕКАЙСЯ ОТ СЕБЯ".)
ЧИСЛА в тексте - это номера сносок. Сноски в конце III части.
 
ІІІ
 
КРЕЩЕНИЕ РУСИ ВЛАДИМИРОМ ВЕЛИКИМ1
 
Краткое содержание главы
 
Ярополк и его усобицы с братьями.
Владимир-язычник.
Владимир на пути ко Христу.
Взятие Корсуня;
крещение и чудесное исцеление Владимира.
Крещение Руси Владимиром Великим.
Княжение Владимира – его борьба за укрепление единства и могущества
государства Русского.
Глас народный о Владимире Великом.
 
Пал Святослав – его наследники остались.
И сразу ж бой, без слов, за отчий княжий стол:
Сражаясь лихо, братской крови не смущались –
Олег погиб. Возглавил Киев Ярополк2!
 
Пока Владимир собирал своих варягов3,
Князь Ярополк успел за батюшку отмстить –
Он наказал коварных горе-печенегов,
С Царьградом связи смог на время укрепить.
 
И всё ж увенчан вскоре лаврами Владимир,
Хотя и был он среди братьев молодым,
Ему помог до гроба преданный Добрыня4,
А Ярополку не судьба, знать, быть живым.
 
Хмельной язычник, подчинивший стольный Киев,
Всех христиан в пылу сурово притеснял…
А жён убитого, Рогнеду и Грекиню,
Родне отмстивши, как и должно, силой взял!5
 
По всей Руси росли кумиры,
Их люд приветствовал, любил…
Имел так много жён Владимир,
Что душу чуть не загубил!6
 
Видать, язычники – народ крутого нрава!
Немало бед их новый кормчий натворил:
В сердцах пожертвовал Перуну христианина –
Тот Иоанн нутро Владимира смутил…7
 
Когда несчастные костьми легли за веру,
Его коснулась как бы Божья благодать:
Он христиан узрел – их праздники, запреты…
И начал исподволь их совесть уважать!
 
Владимир сравнивал: увы, лишь плоть и похоть,
Младенцев слёзы с кровью пьяных матерей,
В огнях костра… животный ужас и жестокость,
Экстаз толпы и жуткий аромат смертей!
 
Он уставал от пошлых шабашей и оргий,
Тянулся к свету из кромешной темноты!
Осознавал, что мир меняет старый облик
И что глаза кровавых идолов… пусты.
 
Душой стремился в лоно истинного Бога,
Но как непросто было верный путь найти;
И он собрался с Русью в дальнюю дорогу –
Решил в умах, сердцах Перуна извести!
 
…Отверг ислам, ведь у славян, чтоб сладко жити,
«Питие есть весели;; не может (люд) без того быти»8.
Не принял князь иудаизм седых евреев,
Спросив у оных: мол, за что их Бог рассеял?
 
Вальяжных пастырей, наставников хватало,
И каждый рьяно свою веру восхвалял.
Уста же грека… Слово Божие вещали,
Как будто Вышний глас к Владимиру взывал!
 
…Повержен Корсунь!9 На устах у всех Владимир –
К нему невесту византийскую ведут…10
Но князь ослеп… во тьме томится, в страхе замер –
Он жаждет вырваться на свет из мрака пут!
 
И лишь она – «Христова дочь», принцесса Анна –
Его креститься в Божий храм, смирясь, ведёт:
Чиста, как ангел, будто Ева, первозданна,
Ему надежду знать Спасителя даёт!
 
И он, крестившись, вдруг прозрев, «увидел Бога»!11
Свершилось чудо – ярый грешник исцелён!
Поникли идолы, у них одна дорога –
Их древний мир вконец поруган, потеснён.
 
Потом уж было то, что всякому известно –
Крестили русичей водой, огнём-мечом!
Пылали идолы и Новгород окрестный:
Добрыня с ратниками шли его путём…
 
Судьба Перуна среброглавого12 печальна –
Привязан к лошади кумир и посрамлён!
Лишь Днепр омыл его перед дорогой дальней –
Слезами «паствы» был он, верно, умилён…
 
Владимир строил города, хоромы, церкви,
Любил художества, торговлю поощрял.
С душой участвовал в служениях, крещенье –
Честной народ, прозревший, князя вдохновлял!
 
Разбил поляков! Помня славу Святослава,
Племён окрестных очень много покорил;
Теснил болгар – Руси владений не хватало,
Её границы, расширяя, укрепил!
 
Внедрял с усердием Евангелий творенья,
С Христовой верой люду грамоту принёс –
Ввёл школы книжного, церковного ученья;
Стал щедр с больными – зримо духом князь возрос!
 
…Омылось сердце светлой верою и болью…
Забыл наложниц, знал лишь Анну – свет очей:
Любил он Анну несказанною любовью –
В ней гимн душе и весь букет земных страстей!
 
Он пережил свою жену, но ненамного,
Двух сыновей её жалел сильнее всех…13
Скучал по Анне старый князь, скорбел безмолвно,
Лелея в грёзах лик и не ища утех…
 
Святой Владимир, умирая,
Меж сыновьями Русь делил;
К единству, миру призывая,
Великий муж навек почил.
 
Но очень долго люд дородный
О нём былины будет петь;
О тех пирах, где муж достойный
Мог вместе с князем погудеть!
 
Про нашу удаль молодецку,
Как князь с Усмошвецем14 стремглав
Столкнули ратну погань в бездну
И возвели Переяславль!
 
И про Добрыню, его дядю,
Который был богатырём!
Знавал он в подвигах отраду,
Взывал: «За княжича – умрём!»
 
ІІІ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ ВЛАДИМИРОМ ВЕЛИКИМ
1 Владимир І Святославович Великий царствовал 35 лет (980 - 1015).
Владимир, в продолжение княжения своего,
вёл войну с разными народами и весьма распространил свои владения,
будучи один властителем России.
Получил от разных народов предложения о принятии их веры и от себя
для познания их посылал. Предпочёл всем греческую веру, принял её сам
и ввёл на Руси. Построил многие города, вводил науки и художества,
распространял торговлю…
2 Ярополк І Святославович царствовал 8 лет (972 - 980). Ярополк
враждовал с братьями своими, из которых Олега убив, бывший его удел
присвоил. Так же и Владимиров удел, Новгород, присоединил было к
своей державе; наконец в войне с Владимиром и сам изменою убит. Был
честолюбив…
3 Владимир собирал варягов с той целью, чтобы они помогли ему в
борьбе с Ярополком.
4 Добрыня – брат Малуши, дядя Владимира; он помогал во всём
Владимиру, так как князю было не более 16-17 лет отроду.
5 Собравшись идти на Ярополка, Владимир послал к Рогволоду послов –
просить руки его дочери. Рогволод, будучи в затруднении, кому из братьев
отдать дочь, спросил Рогнеду, за кого она сама хочет выйти. На это гордая
Рогнеда отвечала: “Не хочу идти за сына рабыни, а хочу за Ярополка”.
Этот ответ передали Владимиру, чем глубоко оскорбили не только
молодого князя, но и его дядю Добрыню, брата той самой Малуши,
которую Рогнеда назвала рабыней.
Чтобы смыть кровью полученную обиду, Владимир собирает своих
варягов, новгородцев, чудь, кривичей и идёт на Полоцк. После боя с
полочанами, он взял город Полоцк, убил на глазах Рогнеды её отца и двух
братьев, а затем силой заставил выйти за себя замуж. Конечно далеко не
последнюю роль во всём этом сыграл его дядя Добрыня, так как сам князь
был ещё очень молод.
6 Владимир, кроме Рогнеды и Грекини, взятых после Ярополка, завёл
множество жён. Всех их по разным городам было, по преданию, около
800. Гордая Рогнеда, оскорблённая таким пренебрежением к себе мужа,
пыталась его извести. Однажды, когда он уснул, она чуть не заколола его
ножом, если бы он, проснувшись, не схватил её за руку…
7 В 983 году, вернувшись из удачного похода на “Ятвягов”, он пожелал
почтить своих богов принесением им человеческой жертвы.
Жребий пал на одного отрока варяга и притом христианина. Имя его было
Иоанн. Он жил вместе со своим отцом, который также исповедывал
христианскую веру. Когда от имени языческих богов, пришли за Иоанном,
отец его Фёдор сказал им: “Это не боги, а дерево: сегодня стоят, а завтра
сгниют… Вышний Бог есть один: Ему поклоняются Греки. Он создал небо и
землю, звёзды и луну, солнце и человека. А ваши боги что сотворили и что
сделали? Их самих сделали люди! Не отдам сына своего бесам”. Тогда
рассвирепевшие язычники подожгли хоромы и убили христиан…
Убийство Иоанна и отца его Фёдора произвело сильное впечатление на
Владимира… Впоследствии на месте их убийства была выстроена
Десятинная церковь, а мощи отрока Иоанна перенесены в Антониеву
пещеру Киево-Печерской лавры.
(По материалам летописей и др. исторических источников).
8 По материалам летописей и др. исторических источников.
9 Греки владели г. Корсунем на Крымском побережье. В 988г. Владимир
захватил г. Корсунь.
10 Вступив в г. Корсунь, Владимир послал к царям Василию и
Константину послов с таким словом: “Славный ваш город я взял. Слышал
я, что у вас есть сестра девица; коли не отдадите её за меня, то и с
Царьградом вашим сделаю то же, что и с Корсунем”.
Цари отвечали: “Недостойно христианкам выходить за язычников.
Крестись и тогда дадим тебе невесту, и примешь ты Царство небесное…”
На это Владимир послал им ответ: “Я уж испытал вашу веру и готов
креститься; люба мне эта вера и служенье, о котором мне рассказывали
посланные мною мужи”.
(По материалам летописей и др. исторических источников).
11 По божьему устроению Владимир заболел глазами и настолько, что
ничего не мог видеть… Царевна Анна, узнав про болезнь, послала ему
сказать, что если он хочет выздороветь, то непременно должен
креститься… Владимир, услышав это, сказал: “Если так случится, то
воистину велик будет Бог Христианский”.
(По материалам летописей и др. исторических источников).
12 В благодарность богам, Владимир, будучи ещё язычником, на холме,
близ княжеского терема, поставил огромного бога Перуна с серебряной
головой и золотыми усами… Поскольку Перун покровительствовал военной
дружине и седому князю, то, возможно, серебряная голова – это как бы
седина…
13 Речь идёт о Борисе и Глебе.
14 “… Пришли печенеги и стали кликать: “Где же, наконец, ваш боец;
наш уже давно готов”. Владимир велел вооружиться нашему молодцу, и
оба выступили друг против друга.
…Русский сдавил наконец печенега в своих могучих руках до смерти и
ударил им о землю; раздался крик в полках; затем печенеги побежали, а
Русские погнались за ними… Владимир заложил город и назвал его
Переяславлем, потому что русский богатырь перенял славу у
печенежского; отца вместе с сыном пожаловал в знатные бояре. Звали
нашего славного кожемяку – Ян Усмошвец”.
(По материалам исторических источников).


Рецензии