Брестская уния

Это решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе, но с сохранением православного богослужения на церковнославянском языке. Поляки заставили часть русского духовенства пойти под власть папы и таким образом собственно и создали так называемых украинцев. Понятие  "украинец после брестской унии перестало быть территориальным, а стало политическим и духовным. Украинец это тот , кто ещё не стал поляком , но уже перестал быть православным и русским, так как лояльность к полякам вступала в противоречие с русской идентичностью. Русские воспринимали поляков как захватчиков, а украинцы как начальство. По этому среди казаков на было греко-католиков.

Так 9 октября 1596 года в свято-Николаевском соборе города Брест была подписана  уния, которую приняли не все православные. 
Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим представителем в Малороссии Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию и предал отступников анафеме.В ответ король Сигизмунд III и польская шляхта объявили православие вне закона, передали его имущество униатам и православие ушло в подполье.  Начались религиозные войны.
Православных стали преследовать отбирать у них имущество и откровенно убивать за веру.
Поляки, по словам православного епископа Георгия "делали грабительства, насилование женщин и детей, побои, мучительства и убийства превзошли меру самых непросвещенных варваров... Церкви русские силою обращали на унию. Духовенство римское, разъезжавшее с триумфом по Малой России для надсмотра и понуждению к униатству вожено было от церкви и до церкви людьми запряженными в их длинные повозки по 12 и более человек. На прислуги сему духовенству выбираемы были поляками самые красивейшие из девиц русских".
Особым садизмом отличался католический епископ Полотский Иософат Кунцевич за это его зарубили топором. Римский папа, узнав об убийстве Кунцевича написал: " Да будет проклят тот, кто удержит меч свой от крови..."
А Кунцевича сделал святым, его труп  пометил в базилике Святого Петра между гробницами  Иоанна Златоуста и Григория Богослова...
Униатов презирали, православные за измену и сами католики за половинчатость, но время и давление поляков делали своё дело, в 1700 году к греко-католической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии.
Только через 137 лет после унии, в  1633 году киевскому митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви государством.
Но даже после признания православия поляками угнетение русских и православных не прекратилось, что и привело к развалу Речи Посполитой, а потом и к разделу Польши.
После чего поляки стали менне  гонористыми. Так в польском катехизисе 1866 года писалось:
"Помни, что Россия - твой первый враг, а православный есть еретик(схизматик), и потому не совестись лицемерить и уверять, что они твои братья, что ты против русских ничего не имеешь..."
После воссоединения Малороссии и Великороссии униатская церковь была сильно ограничена, а большинство её приходов вернулись в православие.
Но именно униатская церковь коллаборантов стала базой для украинского национализма.
15 августа 1914 года униатский митрополит Шептицкий отправил в австрийский МИД детально разработанный план создания из земель царской Украины новой независимой державы с переводом всех малороссов в униатскую и католическую юрисдикцию.
Были и обратные примеры, католик Ипполит Терлецкий (1808-1888)разуверившись в католицизме,  принял православие и стал энергичным противником навязывания унии. При этом Терлецкий выступал за создание славянской федерации с демократической формой правления, построенной на христианских принципах.


Рецензии