интонация и стих

интонация и стих
06:25
Публикация номер 9430

в настоящее время уже мало-мальски интересующийся поэзией человек знает, что даже записанный без построчной разбивки текст может являться стихотворением, если так позиционируется автором, предлагается как поэтическое произведение, а автор явно или неявно себя представляет в этом тексте словесником поэзии.

конечно, часто текст просто не выделен построчно, строчки не выделены графически, так что проблема лишь в графике, с которой экспериментировать часто очень интересно, и человек, читающий текст, в отличие от слушающего, даже не ожидая стихотворения, принуждается вопреки графическому виду воспринять построчное деление написанного-напечатанного речевого произведения - существует система пауз, не соответствующая некоей разговорно-речевой, "лишние" и "проглоченные" паузы, кроме того - существует слоговая организация, иная чем в разговорной речи, система повторов и созвучий, выделяемая даже невольно, принуждаемая текстом - и тогда текст вынуждает читателя читать текст как стихотворный - меняя длительность и громкость гласных и какую-то окраску согласных.

те теоретики, которые продолжают придерживаться уже мало кем поддерживаемой концепции исключителного привнесения интонации голосом чтеца вслух, исполнителя, для слушателя, игнорируют уже несколькотысячелетнюю историю словесности, с появлением письменности, вначале служившей лишь для консервации устной речи, но позже ставшей провокацией внутренней речи, сделавшей форму письменной речи самостоятельной, развивающейся по своим законам, отличным от устной и внутренней.

мелодика стихотворной речи подобна музыкальной, в тексте задается и мелодическая основа, и как содержание, нарочито представленное смыслом и значением элементов, фрагментов и целого  иначе, чем разговорная речь - что отличает от прозы, существенно имитирующей разговорную речь - во всяком случае отличая от неё иными средствами, - но мне представляется что некая манера прозовика в верлибре, подчеркиваемая так же и исполнением вслух, да ещё с намеренным избеганием традиционных поэтических выразительных средств, сравнения, метафоры и тп, сделала попытку отказа от собственно поэтического, направила такое  стихотворчество в сторону "бесполого" вида, где "навязывается" принципиальное отсутствие формальных признаков художественности, подразумевая некое наличие художественности без формальных признаков.

прозовик поэтому есть нечто особое и включать его в разнообразие стихотворной речи следует с маркировкой его самоопределения как не-стихотворения.

вся же стихотворная система, так себя позиционирующая, предполагает креацию поэтической речи, особо интонированной, мелодической и ритмической, в традиционном стихосложении - простыми формами, где ритм задается метром, а мелодика ограничивается исключительно напевностью, "подвыванием",

это верметр, его выразительные возможности богаты, но интонационные средства ограничены, пусть тоже упрощать, что одни размеры выражают один тип интонаций, а тем более - настроений и чувств, - не следует, верметр даже подчёркивает мощь воздействия выразительных средств, тогда как неметрическая стихотворная речь богата интонационными типами, способна передавать чувства и настроения минимумом художественных выразительных средств, что обусловливает её внешнюю "не выразительность", "скучность" - но хотя бы одно из всех средств - аллитерирование, использование звуков речи как некоей ритмической системы - может придать верлибру необыкновенную напевность и эмоциональную окраску, живость разговорной речи, лишенной искусственности верметра.

         12 ноября 2021 года примерно 07:07

***


© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121111201384


Рецензии