16 января. Гордеев день

В Гордеев день не до гордыни.
Гордыни узел не разъять.
Руби его и к чёрту в баню!

(Гордыню с бесом изгонять!).

Понедельник, 16 Января 2023 года. Восход Солнца 08:48, Астрономический полдень: 12:45, Заход Солнца: 16:42, Длина дня: 07:54, Длина ночи: 16:06.

16 января (3 января по с.с.) по православному и народному календарям отмечается Гордеев день – день памяти мученика Гордия Каппадокийского (IV в.), а также: Предпразднство Богоявления, память пророка Малахии (400 г. до Р. Х.); прп. Женевьевы (Геновефы) Парижской (512) и сщмч. Василия Холмогорова, пресвитера (1938). Идёт 32-я седмица по Пятидесятнице, поста нет. Продолжаются Велесовы Святки, причём этот день непосредственно связан с нечистой силой, в частности, с чёртом, чертями…

Начался третий день после встречи и проводов Старого Нового года, 16-й день после встречи Нового года, 9-й день после Рождества Христова и окончания 40-дневного строгого Рождественского поста. Съедены все вкусные предновогодние и новогодние кушанья и блюда, выпиты все напитки и пойла, сыграны все игры и спеты все песни ряженых колядовщиков, участников официальных православных и языческих праздничных мероприятий, хороводов, застолий, гуляний и танцев. Практически каждый, от мала до велика, прочувствовал не себе, на своём животе, последствия от употребления тяжёлой мясной еды, от алкоголя (пиво, брага, самогон), от излишества сладкой лакомой пищи.

Как известно ещё с первобытных времён, «еда – это лучший подарок». Еда, особенно праздничная еда, удивляет своим разнообразием, видом, содержанием и вкусностью. Еда окрыляет ощущением счастья, то есть радует тем, что каждый обладает частью общей еды и наделён едой по справедливости и праздничной едой – по потребности и желанию. Еда объединяет, потому что за едой все заняты одним делом насыщения, радости, счастья. Еда, является настоящим желанным и дорогим, полезным и необходимым сюрпризом-подарком на праздник, например, набором продуктов питания: крупа, макароны, масло, сахар, чай, шоколад, печенье, сок, сухофрукты, орехи, банки с вареньем, соленьем, консервами, орехи, хлеб, пряники, конфеты, вино (алкоголь).

Весёлые, радостные, раскрепощённые испытания и излишества в еде, полученные в дни новогоднего праздника, сначала безмерно радуют, а сегодня, на третий день после проводов Старого Нового года, уже сказываются полученными от 12 сестёр-лихоманок последствиями, ощущениями и проявлениями. В этот день сегодня новогодняя удаль и гордыня бесшабашного и бесстрашного новогоднего разгульства воспринимается уже как чертовщина, как наваждение, как глупая бравада и неразумное удальство.

Вот почему в этот день почти всем мнится всякая чертовщина, в глазах прыгают, у кого – голые зайчики, у кого – огненные усатые мурашки-муравьи, а у кого – черти рогатые, лешие мохнатые, кикиморы глазастые, русалки волосатые и ведьмы горбатые. Так что сердобольным и заботливым домовым и дворовым в этот день заботы хватает помогать хозяевам и  домочадцам справляться с чрезмерной дурнотой от еды и питья, трясучкой, лихорадкой, беспамятством и неустройством в животах и чреслах. Недаром говорится: «Всё хорошо в меру».

В старину этот день, 3 января по с.с. (16 января по н.с.) получил название «Гордеев день» и связан с верой в то, что «в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, доят крестьянских коров с такой силой, что те погибают от обезвоживания и обескровливания». В этом образном «видении-представлении» скрыто то обстоятельство, что праздничные рождественские, новогодние и святочные гуляния, застолья и колядования «обескровливают» или опустошают крестьянские продуктовые запасы, приготовленные кушанья и еду, непосредственно затрагивают здоровье, благополучие и численность домашней скотины, домашних животных, в первую очередь, основы-основ крестьянского благополучия – коров и лошадей.

Чтобы избежать пагубных последствий воздействия ведьм (злобно завистливых неудовлетворённых ведуний) и другой нечисти (бесчестных вороватых людей), над воротами дворов, дверями домов, овинов, хлевов и хозпостроек привязывали сальную свечу и обращались к домовому с просьбой присмотреть за скотиной. Вот один из заговоров и наговоров на отворот нечисти: «Дедушка домовой, пои мою коровушку, пои да корми, гладко води. Беги, молочко, по жилочкам да в вымечко, из вымечка в подойничек, да по крыночкам на толсту сметаночку, да по кружечкам для малых деточек. Аминь!».

В Гордеев день полагалось сменить гордость на смирение и поклониться домашним животным, скотине, варить им вкусное и обильное пойло с примесью круп, остатков праздничных пиршеств и застолий. Коровам, например, полагалось варить овсяную кашу на молоке и кормить ею коров, телят, бычков, быков и лошадей. Той же овсяной или иной кашей кормили хозяев, детей и домочадцев, сбивая с них спесь гордыни и хотение только вкусной праздничной еды. Всё, праздники и наваждения праздничной круговерти кончались, жизнь начиналась, а жизнь – штука суровая.

Об этом напоминали жития святых мучеников, которых православная церковь настойчиво вспоминала в это день 16 января (3 января по с.с.), когда много веков тому назад решилась судьба одного носителя фригийского имени, ставшего символом гордой независимости, фрондёрства, упрямого сопротивления, - Гордия и образа «Гордиев узел» - запутанной проблемы, которую можно разрешить только одним способом – рассекая её напрочь.

Выражение «Гордиев узел» возникло от имени фригийского царя Гордия: по легенде, он создал сложнейший узел, и только Александр Македонский сумел с ним справиться. Эта история восходит к античной мифологической литературе несколько авторов: Помпея Трога, Квинта Курция Руфа, Плутарха и Арриана. У всех у них истории разные, но есть в них и общее…

Гордий вначале был обычным земледельцем, «бедным человеком из древних фригийцев». Однажды он обрабатывал своё поле и увидел божественный знак: над ним закружились птицы, или на его повозку сел орёл и оставался на месте до самого вечера. Такая примета по тогдашним суевериям означала предшествие царской власти. Так и случилось…

Во Фригии разразилась смута, и местный оракул велел фригийцам избрать нового правителя. Он указал, что «царём станет случайный человек, который первым будет ехать на повозке в храм Зевса». Им оказался Гордий (или сын Гордия, будущий царь Мидас). Гордий оказался тем первым человеком, который соответствовала пророчеству.

В честь Гордия столица независимой Фригии получила имя Гордион, а судьбоносная повозка Гордия заняла почётное место в храме Зевса. Тогда же на её ярме практичный и заботливый земледелец Гордий завязал сложнейший узел, который «был из лыка кизилового дерева, и ни одного из концов его (узла) не было видно». Общепринято считалось, что сумевший распутать «Гордиев узел» будет править всей Азией, а возможно, и целым миром.

(Здесь и далее цитатные данный из энциклопедических сборников античной мифологии и православных энциклопедических словарей).

Спустя много веков греческий завоеватель Александр Македонский прибыл в Гордион, вошёл в храм Зевса с твёрдым намерением решить головоломку «Гордиева узла», потому что по поверью это означало приобретение власти над всей Азией. Александр Македонский не стал распутывать пальцами или приспособлениями тугой узел из окаменевшего лыка кизилового дерева, а просто разрубил Гордиев узел своим мечом и получил в свои руки ярмо повозки – знак власти, без которой повозка (символ города, храма, Азии, жизни) не могла бы двигаться. По другой версии предания завоеватель Александр Македонский просто-напросто «вынул из части повозки так называемый «гестор» — специальный болт или крюк, скреплявший узел» и взял своё ярмо (своё право, свою обязанность и свою ответственность властителя Азии, всего мира). Таким образом, Александр Македонский лишил гордыни-гордости легендарного Гордия и обрёл свою новую гордость-гордыню…

Со временем само словосочетание «гордиев узел» превратилось в крылатую фразу, а выражение «разрубить гордиев узел» стало означать «покончить с мудрёной, сложнейшей задачей или неразрешимой обычным образом проблемой прямолинейным способом». По-русски это решение и лишение гордыни называется многозначным выражением: «Клин клином вышибают».

По поверью, в Гордеев день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детьми — иначе говоря, нельзя ничем чваниться и гордиться, иначе из-за хвастовства можно всё потерять: и богатство, и благополучие, и здоровье, и даже саму голову (жизнь). Причём это правило-поверье касается всх без исключения: и бедных, и богатых, и простолюдинов, и царей. Даже хвастливая и горделивая нечисть подпадает под действие этого закона и люди резонно говорили: «Сатана тоже гордился — да с неба (из Рая) свалился (на грешную землю)».

При этом считалось, в Гордеев день знахарь или знахарка, ведун или ведунья, могут вылечить припадочного больного, бесноватого, поражённого «белой горячкой» («белочкой») или иного «порченого» человека, попавшего под влияние нечистой силы. Причём, зачастую, лечение или исправление такого человека было весьма простым и эффективным – исправляли гордыню или изгоняли из человека порчу и бесов кровопусканием, ударами палок, розгами, плетью, вениками в бане, трепанацией черепа, интенсивным массажем, удовлетворяющим, расслабляющим или «опускающим» половым актом и т.д.

К примеру, процесс «изгнания Дьявола гордыни» из человека зримо и ярко показан во многих разных зарубежных и отечественных фильмах, спектаклях, литературных и художественных произведениях, в том числе в драматичном фильме-трилогии советского и российского режиссёра Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» (1994) , «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» (2010) и «Утомлённые солнцем 2. Цитадель» (2011). Беда в том, что разрубая «Гордиев узел», по наущению Дьявола, человек тем самым воздвигает себе новую гордыню, создаёт новый Гордиев узел своих и чужих проблем. Так, например, поступила гордая и независимая первая женщина Ева, по наущению дьявольского Змея, заставившая своего райского мужа Адама вкусить «яблоко от Дерева познания добра и зла», совершив «грехопадение» и получив взамен гордую, свободную, независимую, но грешную, тяжкую и суровую земную жизнь.

Понимая и принимая состояние и положение абсолютного большинства народа, инстинктивно и врождённо чтящего и исполняющего языческие народные традиции, обычаи и обряды, православная церковь в этот сложно завязанный узел верований, преданий, легенд и церковных установлений 16 января (3 января по с.с.) вспоминает кратко память двух святых – святого мученика Гордия и пророка Малахии. В народе эта дата получила названия «День Гордия и Малахии» или «Гордеев день».

Пророк Малахия (400 г.) является «последним из известных нам ветхозаветных пророков» и он считается «покровителем больных, особенно, страдающих припадками или одержимых в результате «сглаза». Поэтому на День Гордия и Малахии  «лечили припадочных и «скаженных» (людей, которых сглазили); верили, что в этот день лечение особенно эффективно». Мученик Гордий, который в 320 году в Кесарии Каппадокийской открыто и гордо выступал против существующей языческой власти в защиту христиан, подвергся пыткам и был обезглавлен. Вот и всё, коротко, прямо и ясно…

(Источник цитатных данных: «Страдание святого мученика Гордия» в изложении свт. Димитрия Ростовского).

Вот почему в Гордеев день не хвалились своим счастьем и достатком, чтобы не потерять их, не потерять всё. А ещё, согласно народным приметам, погода в этот день показывала, каким будет весенний месяц март. Если в этот день на небе были большие белые облака, то они предвещали «ведьмину вьюгу». В этот день, как бы высоко кто-либо не задирал голову, всё равно выше головы он не прыгал и выше неба не поднимался. Народ усмехался и говорил гордецам: «Сатана гордился – с неба свалился! Фараон гордился – в море утопился! Царь гордился, да в молоке сварился! А мы гордимся – куда годимся?».

На Руси и в России всегда первым смертным грехом считалась и считается гордыня и в Гордеев день она особенно опасна, потому что в это время, как никогда, «свирепствуют ведьмы, колдуны и всякая нечисть». Кстати, ряженые колядовщики уже не воспринимаются традиционно доброжелательно, весело и с интересом, потому что запасы еды, гостинцев, подарков и денег полностью иссякли, и запоздалые и поднадоевшие кривляния, жалобы, просьбы и требования хамоватых и наглых ряженых колядовщиков воспринимаются уже как происки настоящей нечисти. Вот почему в Гордиев день из деревень и сёл всем миром или отдельно «гнали рогатого чёрта», которого узнавали по вывернутой мехом наружу овчине и рогатой маске, или по выражению испитого (нечеловеческого) лица ряженого псевдо-колядовщика.

В Гордиев день люди смиряли свою праздничную гордыню на скромное простое обычное житие-бытие, шли на поклон к домашней скотине и говорили такой наговор-заговор: «Стану помолясь, выйду перекрестясь на широкую улицу, пойду на восточную сторону, где ходят Власий и Феодосий, у них в руках золотые ключи, они отмыкают у Божьей коровушки большое молоко и толстую сметану». В этот день молодицы и девушки рядом с крестиком вешали себе на шею ладанку с оберегом от нечистой силы и приставучих «чертей» (сексуально озабоченных и возбуждённых праздниками парней и мужчин).

Черти в славянской мифологии – это не только злые духи, видом совпадающие с христианскими бесами, пособниками и воплощениями Дьявола. В славянском мифологическом фольклоре и народных представлениях черти – это существа с рогами, копытами и хвостами, покрытые чёрной шерстью, это люди с характерной внешностью и поведением, с заострённой головой, стоящими дыбом волосами, хитрой физиономией, наглым и хамоватым поведением, приставучие, похотливые и коварные соблазнители и хулиганы-разбойники, часто дьявольски привлекательные, талантливые, харизматичные, порой, «с крыльями за спиной» и хвостом, похожим на раздвоенный змеиный язык.

Кстати, живой и реальный образ чёрта, вероятнее всего, был рождён видом и обликом рогатой ядовитой змеи – рогатой гадюки. Её рисовали в своих иероглифах древние египтяне, из которых происходит начертание греческого письменного знака алфавита «;» (фи)…

По традиционным народным суевериям именно черти и бесы вселяются в пьяниц, дебоширов, гуляк и сексуальных маньяков, совращают их с пути истинного, завладевают их душами, порабощают и пускают на путь греха и пороков, «вмешиваются в жизнь людей, причиняют неприятности, насылают морок, принуждают к необдуманным поступкам, заставляют пьяных плутать, провоцируют на преступные действия и самоубийство, пытаются заполучить человеческую душу». Как правило, по устоявшемуся мнению, «чёрту или чертям свои души продают колдуны и ведьмы».

По поверьям иногда «черти живут семьями», поражают всех членов семьи или рода, тем самым проклинают их, делают их человеконенавистниками, завистниками, вредителями, физическими и духовными вампирами. Считается, что именно черти соблазняют женщин, превращают их в распутниц. От такого союза черта и женщины, как правило, рождаются уродливые дети, которых называют «упыри». Если в человека вселяется чёрт или бес, то он психически заболевает, превращается в оборотня, начинает страдать манией преследования, двоеверием или многоверием, превращается в мошенника, плута, предателя, занимается кликушеством, распространением вокруг себя слухов, клеветы, злорадного зла. Бесы отличаются от чертей тем, что они делают человека одержимым навязчивой идеей, подначивают человека на совершение дурного, грязного, греховного и порочного  поступка, преступления.

Мифически-сказочный образ чёрта или беса – некое мелкое ростом человекоподобное существо с длинным хвостом, с мохнатыми от шерсти ногами, вывернутыми коленками назад и с козлиными копытами или куриными трёхпалыми лапами. Свои рожки или рога черти и бесы обычно скрывают в курчавых жёстких волосах или под головными уборами. Изо рта они иногда могут изрыгать дымное пламя, пахнущее серой (тухлятиной, мертвечиной, серо-водородом). Часто образ чёрта или беса представляют в форме чиновника или солдата с блестящими пуговицами. Также у чёрта могут быть железные зубы и длинный змеевидный язык, которым он может соблазнять и удовлетворять падших женщин. Чертям и бесам присваивают способность вселяться во всякие вещи, предметы, украшения, в домашних животных и птиц, например, в чёрных воронов.

Своими хвостами черти и бесы могут закружить голову человеку, вызвать вихри, смерчи, бури и ураганы. Черти и бесы любят кружиться в бесовском (беспорядочном, судорожном) гипнотическом танце, к которым часто прибегают шаманы при камлании, при вызове и общении с тёмными силами и духами-помощниками. Кстати, быстрый, вихреобразный общий танец-хоровод с ритмичными, но хаотичными движениями, считается «чёртовым танцем» (танцем по кругу, по черте, по окружности) и его воздействие на человека, на участников такого танца, гипнотическое, внушающее, магическое.

Черти и бесы, как правило, совращают слабого человека, заставляют его заниматься блудом, противоестественным удовлетворением своих сексуальных потребностей и хотений, склоняют к мужеложству, лесбиянству, половым контактам с животными. Считается, что поддаться чёрту-дьяволу, значит, продать ему душу за удовольствия, за возможность стать самому чёртом-дьяволом. Кстати, коррупция – это и есть продажа человеком своей души нечистой силе, чёрту-дьяволу, «князю мира лжи и пороков».

Отношение, пронизанное и пропитанное страхом и отвращением к чёрту, чертям и бесам, как созданиям «абсолютного зла», сформировалось в народе под влиянием христианского учения и то не сразу, потому что в Священном писании образы Сатаны, Люцифера, Вельзевула и т.д. тоже были иные, обычные, не совсем страшные: неприятные, но не страшные. Например, Змеи-Искуситель, совративший Еву сорвать и попробовать яблоко – плод Древа познания добра и зла, и накормить им своего райского мужа Адама, вообще был соратником Бога, его ангелом, только отвратившимся от Бога и павшим на землю ангелом. В жизни люди общались, относились, боролись и сотрудничали с чертями и бесами, потому что они в языческих верованиях были просто духами, духами-противниками и духами-помощниками…

Восточные славяне, например, верили, что черти-чёртики, как змеи-змеёныши, вылупляются из круглых яиц, которые раз в семь лет несут чёрные петухи в куче навоза; в быличках их называли «рогатые змеи», «змеи-носаки», «черти-добывайки», «большачонки», «змеи-деньгоносцы».

Черти-духи прислуживают шаманам, ведунам и ведуньям, ведьмам и колдунам, в которых они вселяются, выполняют роль их слуг и помощников, заключив с ними договоры, подписываемые кровью (кровяными знаками, родинками, родимыми пятнами, шрамами, резами, татуировками). Именно черти и бесы, совращая и смущая людей магическими приёмами, заставляют их нести колдунам и ведьмам, как барыгам, «добытые неправедным путём у других людей продукты, деньги, вещи». По поверьям черти и бесы, принимая облик «змея огненного», попадают в дом и покидают его через каминную или печную трубу, как ранее посредством дыма костра или осага в жилище первобытных людей.

Колдун или ведьма, как правило, носят «чёртову печать» (отличительный знак собза с Дьяволом, чёртом и бесами) в труднодоступных местах на теле (под волосами головы, под мышками, в паху, на ягодицах и т.д.). Если колдун или ведьма хотят иметь чёрта в своём услужении, то они должны «носить чёртово яйцо у себя под левой подмышкой 7, 9 и 40 дней, после чего вылупляется маленький крылатый змеёныш или летучий дракончик, похожий на летучую мышь, который становится спутником-помощником колдуна или ведьмы на всю его жизнь». Заскучавший или разочаровавшийся обозлённый чёрт или бес может убить своего хозяина, свести его с ума, поработить и превратить в нечисть, полностью завладеть его душой, волей и сознанием, и стать человеком-оборотнем, рабом Дьявола.

Черти-совратители, как правило, приходят к одиноким или вдовым женщинам, ублажают их и завладевают их помыслами, хотениями, мыслями, сознанием и душой. Черти-летуны, как правило, налетают на прохожих хулиганят и грабят их. Черти-вредители, как правило, мстят тем, кто им не поддался, губя домашних животных и скотину, близких и дорогих человеку людей. Черти-попутчики, как правило, встречаются, подсаживаются или путешествуют вместе с человеком, игра с ним и играя им как игрушкой, обманывая и используя его, вытряхивая их него все деньги, всю душу. Черти-мошенники, как правило, притворяются сиротами, обиженными страдальцами, нищими, но при этом впиваются в человека, как вампиры-кровососы и сосут из него кровь до смерти, до физического или духовного опустошения. Черти-властители подчиняют свои жертвы своему обаянию и влиянию также, до полного их изнеможения. Черти-предприниматели заставляют людей плясать под свою дудку, вытряхивают их них всё, что можно и нельзя.

Черти иногда заводят свои, якобы, семьи, в которых жену чёрта называют «чертовка», а детей – чертенятами. Черти, как духи нечистой силы, чуткие, отзывчивые и прилипчивые; услышав своё упоминание в гневной человеческой речи, в сквернословии или в ругани, они являются и возникают «тут как тут» и готовы тут же заключить договор о «сотрудничестве», целью которого является только одно – изъятие у человека его бессмертной души в обмен на «коврижки», то есть на удовольствия и удовлетворение порочных хотений и потребностей.

Первоисточником связи и контакта с Дьяволом, чёртом, чертями и бесами является человеческая гордыня, глупое самомнение о том, что ему «всё ни по чём», что «сам чёрт ему не брат», что он может справиться «хоть с самим чёртом». Вот почему в Гордеев день, такие горделивые люди, поражённые глупой гордыней, как правило, теряют контроль над происходящим, здравый смысл, у них «ум заходит за разум» и они «теряют голову» - свою личность, становится похожими на чертей и бесов.

Вот почему на Руси и в России в Гордеев день продолжались Святки, которые в этот день назывались «страшными». Вот почему этот день считался идеальным для гаданий на будущего супруга, на предсказания, которыми могли безопасно заниматься только знахарки-повитухи, которых приглашали в дома, чтобы снять сглаз или порчу. Вот почему мужчины, женщины и дети совместно или порознь ходили в баню и хлестали себя дубовыми или берёзовыми вениками, выбивая «всю хворь и дурь из головы и тела».

В Гордеев день полагалось вместо «разносолов» скушать хоть ложечку кисло-молочных продуктов (творога, например). Очищение души и тела – вот ключевое слово-понятие Гордеева дня. В церкви у мученика Гордея и пророка Малахии просили защиты от недугов. Считалось, что «эти святые исцеляют от самых тяжёлых болезней, включая опухоли непонятного происхождения».

В Гордеев день именины отмечают: Ирина, Гордей и Василий. Люди, рождённые 16 января (3 января по с.с.). обладают непростыми, но общительными, обаятельными, практичными характерами. Они люди со строгими моральными принципами. Их отличает магнетическая притягательность и способность быстро оценивать людей и ситуации; эти качества помогают им добиться успеха в жизни. Они с уважением относятся к собственной индивидуальности, личности, к личной жизни, уделяют большое внимание своему имиджу и стремятся выглядеть респектабельно. Они высоко ценят стабильность, любят планировать всё заранее и настойчиво добиваются намеченной цели. Они предпочитают придерживаться чётко продуманной системы, работать по графику, составлять различные списки дел и поручений. У них острый интеллект, они точно выражают свои мысли, стремятся к честности и прямоте в отношениях. Эти люди – отличные критики. Им свойственна определенная сдержанность и застенчивость, но они, тем не менее, любят и умеют критически общаться с людьми. Они решительны и честолюбивы, им очень необходимо признание со стороны окружающих. Однако эти люди иногда подвержены сомнениям и колебаниям, которые мешают вам действовать. У них врождённое деловое чутьё, и если они начали работу над чем-то, то будут вести себя преданно и ответственно. У этих людей есть друзья во всех слоях общества. Они – люди упорные, целеустремлённые, страстные и практичные, но при этом также отличаются увлечённостью, восторженностью и идеализмом. Вообще, эти люди представляют собой интересное сочетание фанатизма и материализма, чистоты и нечисти, потому что они любят себя больше, чем других, любят красоту, благополучие и комфорт, испытывают тягу к роскоши и удовольствиям, сильно подвержены гордыне и властолюбию. Как правило, эти люди становятся жертвами Дьявола и способны заключить с ним сделку, променяв свои порочные потребности и устремления на свою бессмертную душу. Подумайте над этим…


Рецензии