интонационный строй стихотворения

интонационный строй стихотворения
03:55
Публикация номер 9420

преамбула

вчера я писал заметку по этой теме и, почти закончив, потерял неопубликованный текст, что меня огорчило.
поскольку я уже несколько лет пишу сразу на эту страничку, я уже не раз терял тексты, обычно их восстановить по памяти не мог, порой и не старался.
здесь при всем огорчении я нашёл всё же утешение: самую мысль я смутно ощущал, поскольку заметки не являются художественным замыслом, потеря попытки размышления не так и важна, хотя там было не мало замечаний, казавшихся мне важными и интересными.

и я затеял новую заметку, на бумаге, чтобы не потерять, но день вчера задался трудный, я делал пандус себе на ступени дома, и писал буквально отрывками, хорошо, если предложениями и абзацами.

я сейчас начну набирать уже написанные строчки, конечно, публикуя заметку частями, и продолжу дальше.

возможно, получится интересно для меня и кого-то еще.

основная часть заметки:
интонационный строй стихотворения

ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ

Есть подразумеваемое всеми стихотворцами и стиховедами условие - наличие регулярности как правильности ритма, и это исходит из собственно определения ритма.

Возможно, появление "строгого" верлибра и игнорирование первобытного стиха как "очевидно" "несовершенного" мешает взглянуть на речь вообще как сложноритмическую систему и в этой связи - на разных порядков ритмические речевые конструкции как на явления, способные влиять на эмоциональную выразительность речевого произведения.

и здесь интонационная теория стиха (Е.В. Невзглядова, Интонационная теория стиха) способна по крайней мере обратить внимание на ограниченность традиционного подхода к ритму в стихотворении.

Важно, что внутренняя речь как вербализационная форма внутреннего слухового образа звуковых сигналов есть материал вообще словесного искусства и поэзии, потому можно согласиться с интонационной теорией в той части, что письменный (печатный) текст всегда и обязательно интонирован, и его произнесение есть не интонирование само по себе, а интонационное нюансирование.

На самом деле слово-слоговая система речи есть лишь одна из сторон, вкупе с акцентной - вид ритма - есть ещё аллитеральный "качественно" звуковой ритм и гипотетический "смысловой" - когда действует и позиционное расположение членов предложения, и "предметно-смысловая" организация речи.

соответствие силлабо-тоники изменениям ситуации от устного творчества к письменному как сперва средству опосредования предоставления произведений словесного искусства публике, а затем и получившему заметное самостоятельное значение, сделав книгу не просто средством, но и некоей формой произведения, а словесность - литературой.

Возможно, книжность и расширила не только численность публики словесности, но и потребовала исчерпать возможности неких "твёрдых" форм слогового стихосложения, казалось бы - "бедный" набор вариантов ритма - метр - не имеет широких выразительных возможностей - но до сих пор мы получаем большое число великолепных образцов стихотворений классических форм, способных отражать тонкие нюансы чувств.

но вовсе не неумение рифмовать и считать слоги заставляла поэтов искать новые формы - анектодитичная маяковская "лесенка" скорее вводит в заблуждение относительно искусственности поиска новых форм, по сути выглядящих лишь графическими средствами изображения все тех же силлабо-тоничкских форм - даже в пределах классики мы можем видеть напряжённый поиск всех поэтов - от великих до скромных - не вариантов изображений оттенков чувств теми же средствами - но поиск все более "естественной" речи.

Вместе с тем, особенно в связи с верлибром тенденция "защиты" поэтической речи как стихотворной, от прозаической, остаётся ведущей - даже такая очевидная форма деструкции стиха, как отказ от строки, каковая до сих пор указывается чуть ни всеми как главное отличие стиховой поэтической речи, подтверждает именно "неизбежность" строки - если внимательно читать текст, написанный не строчками, очевидно его лишь графический отказ от построчной формы, когда интонационно сохраняется не только силлабо-тонический строй текста, но и выделяется строка, лишь "спрятанная" в графике текста.

И это лишь видимость, пусть скрытая - еще более внимательный взгляд на такой текст может обнаружить за некоторым очевидным сохранением классической формы  наличие в связи с отказом от строки особенных изменений воздействия на восприятие читателя, вынужденного в случае не слушания, а прочтения печатного текста - меньше вслух, больше - про себя - "сбиваться" со строки, достраивать и перестраивать мысленное звучание, произведения внутренней речи, то есть - вообще - отходить от полного соответствия внутренней речи внешней - скрытость внутренней речи становится её особым качеством, "мысленное проговаривание" текста становится не подробным, не просто допускает пропуски, но делая их штрих-пунктиром какого-то нейронного процесса, возможно, известного нейрологам и психологам.

Хотя история "неклассического" стихосложения уже солидна, можно определённо сказать, что для широкого круга публики и авторов - стиховедение остаётся  доминантно  классическим, ссылок на какие-то фундаментальные труды по неклассическому стихосложению не заметно.

Можно лишь ссылаться на личные впечатления в отношении неклассического стиха, и здесь снова я бы для себя отметил большое впечатление от интонационной теории стиха, для меня пробивающей брешь в некоем "классическом предрассудке"'широчайшего круга читателей и стихотворцев - и уже весьма радикально требующей попыток подхода к следующей теоретической парадигме неклассической поэтики и общей теории стиха.

Поняв, что весь гигантский массив человеческой речи (в данном случае - русского языка) состоящий из произведений разговорной речи, основная часть которых эфемерная то есть такие произведения существуют в момент их произнесения в некотром разговоре, (плюс и произведения внутренней речи, вообще существование которых принципиально предположительно с точки зрения публичности речевого процесса) и лишь мизерная часть как-то фиксирована, публичной становится почти исключительно в некоей информационной трансформации, например - в художественнгм изображение разговорной речи.

И стоит ограничиться тем, что не буквально изображается в произведениях - прозы - обычно, поэзии - чаще весьма трансформированно - но в том, как разговорная речь влияет на стихотворную, что заметно при внимательном рассмотрении как отклонения от строгого силлабо-тонического строя текста стихового произведения - иногда резкого - когда нарушается регулярность, текст теряет привычный размеренный ритм, искажается - но эти отклонения становятся средством выразительности - обращая внимание читателя на какие-то фрагменты, иными средствами невозможное недостижимое.

Стиховед должен будет взять достаточно много стихов различных авторов, я бы желал как раз из массива самодеятельных, выбранных по интуитивному мнению исследователя как действительно художественные произведения, как это требует традиционное академическое стиховедение, наметит соответствующие тенденции в стихотворной классике, и найдёт подтверждения или сомнения в предположении о неклассическом стихосложении.

Я поступлю как практик и буду исходить из впечатлений о своих стихах, которые мне известны несколько больше, чем стихи других авторов.

Для меня пишущего стихотворения экспромтом сразу на страничку в интернете этот процесс невозможно проследить в черновиках - я пишу слово за словом не видя многошаговой перспективы своей "шахматной партии", исходя из поиска созвучий и оставляя получение смысла спонтанному течению такого произвольного конструирования, так что стоит особо сказать сперва о получении каждой строки - я не задаюсь намерением сделать ровный силлабо-метр, напротив - отказываясь от счёта слогов, я нащупываю шаги слогами для того, чтобы получалось высказывание где акцентировка делается неким изменяющимся ритмом, внутри отдельной строки не исполняется слоговая последовательность, но лишь фрагментируется, скажем - создаётся небольшой отрезок ямба, протяженность которого определяется лишь соответвием внутреннему чувству, какой-то даётся фрагмент фразы, имеющий определённый или, чаще, неопределённый смысл, потом даётся кусочек иного размера, часто даже прозового вида, потом может писаться еще один или несколько фрагментов, строка заканчивается когда наступает ощущение её завершённости и возможности продолжения повествования следующей строкой.

Такое конструирование строки само вызывает некое подобие осмысленной речи, что похоже скорее на какое-то высказывание о важном, итоге прежних раздумий и впечатлений, для которых начало фразы и речи - лишь некое случайное произнесение проходящее к поиску вопроса и предположению ответа на него.

И в этом эмоциональный окрас будущего - пишущегося, создающегося в этом процессе стихотворения - для меня  получается соответственным какому-то моему бывшему состоянию и актуальному состоянию поиска, восстановления прошлого эмоционального состояния, - состояние, которое я выражаю есть восстановление прошлого, даже не попытка его точного восстаговления - восстановление какого-то похожего, художественно трансформированного чувства - с помощью состояния на момент написания - эмоционального состояния создания стихотворения "о том чувстве".

Понятно, что спонтанность чревата появлению многих ошибок - обычно создание художественнго произвдения есть процесс серьёзной работы, размышлений и поиска - здесь же, у меня - то, что не так,  и немало стихотворцев говорят о своём получением стихотворения со всеми его блестящими техническими находками как им данном свыше.

Ошибки могут создавать неожиданные оттенки смысла и чувства, могут просто давать нехудожественные тексты - хотя я не уверен, что многим реальным мастерам стихосложения удаётся серьёзной работой над текстом гарантировать отсутствие ошибок и неудач - но способ публикациии потока сознания явно предполагает гарантию существенных неудач и случайности удач.

Спонтанность я не воспринимаю как стремление к естественной речи, вполне понимая что художественное выражение - изображение - речи есть трансформация - но я реально сознательно - правда, не насилуя себя - отказываюсь от некоей кажущейся простоты, дающейся метром, я могу написать и классикой, если меня это заставляет сделать неосознавамое эмоциональное задание на создание стиха - но я и тогда обхожусь без подсчёта слогов, а поиск рифмы у меня точно такой же как и в произвольной ритмической форме - почти строго соответствует такому же поиску  внутри строки - будто есть выбор не цели по курсу течения речи, а поиску фарватера когда компас указывает некое направление, но не на цель, а курс вырабатывается в соответствие с представлением о предполагаемой лоции.

Конечно, даже хорошее взаимодействие с другим авторами, особенно мной читаемыми - диалоги с ними, у меня создают картину воздействия моих стихов и их конструктивных элементов как выразительных средств, но я не систематизирую результаты таких материалов для сознательного пользования удачными находками, защищая лишь свою позицию возможности поиска таких средств, используя и удачные, и неудачные спонтанно, оставляя их селекцию интуиции.

Мне нравится такое представление стихотворной речи, когда я чувствую воздействие на самого себя "со стороны" порой явно ошибаюсь - как ошибается или может ошибаться любой стихотворцец, и я общее впечатление от созданного только что стихотворения получаю буквально в момент его немедленной публикации или последней корректировки - но почти всегда лишь как исправление опечаток - почти всегда  от издевательств робота-редактора собственного планшета - и возвращаюсь к стихотворению почти всегда лишь интересуясь встречая его прочтение в списке читателей - редко перечитывая внимательно - обычно бегло - и для того, чтобы убедиться, что получилось для меня интересно, не акцентируя совпадает ли впечатление с тем, что было на момент публикации - я никогда не уверен, что помню исходное впечатление - впечатление от позднего прочтения своего текста становится особенным - стихотворение уже "мой взрослый ребёнок", который живёт самостоятельной жизнью, и я лишь копирую иногда то, что мне кажется очень интересным, в сборнике избранного - чтобы снова его не перечитывать - мне ничто не мешает писать новое, я, возможно, повтоярюсь и в темах, и в формах, и в настроениях - во всём, и вместо сожалений испытываю свободу движения - надеясь получать своё творческое удовольствие дальше.

      07 ноября 2021 года примерно 06:40

***









 
 


© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121110701230


Рецензии