Конкурс - Имена. Максимилиан Волошин

 Дорогие наши постоянные участники и гости! Рады приветствовать всех!

                Продолжаем проект "Имена".

  Есть широко известное выражение "Не место красит человека, а человек место". И это можно отнести к нашему гостю. Интересно, он вошёл в историю русской культуры как «гений места». И ещё... Согласно японской трактовке: «Стихотворение — говорящая картина. Картина — немое стихотворение» как нельзя лучше относится к этому поэту, потому что он был и поэтом и художником. Давайте познакомимся с этим мастером кисти и слова, с его творчеством, всмотримся в его картины миропонимания, потому что он писал не то, что видел, а то, что знал. Уловим эту разницу в его поэзии, учитывая некоторые факты биографии...
____________

      Итак, друзья, встречайте, у нас в гостях:
               
                МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН

    Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) родился 16 мая 1877 года в Киеве в семье юриста. Кириенко-Волошины – казаки из Запорожья, а по материнской линии  — немцы, обрусевшие с 18 века. Вскоре родители расстались, и мальчик остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850—1923). Отец умер в 1881 году.

   Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе, затем в Москве, где мальчик поступил в 1-ю Московскую гимназию.
   В 1893 году Елена Оттобальдовна вместе с гражданским мужем Павлом фон Тешем купила участок земли в Крыму в Коктебельской долине и выстроила дачу, которую сын-поэт откроет миру и сделает знаменитой.

     Когда Макс переехал с матерью в Крым, по соседству с пустынной и почти безлюдной Коктебельской долиной была болгарская деревушка Коктебель. Мальчик пошёл в Феодосийскую гимназию (ныне в здании финансово-экономический институт).  Волошин вспоминал, что когда отзывы о его московских «успехах» мать представила в феодосийскую гимназию, то директор развёл руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».
Расстояние от Коктебеля до Феодосии  по дороге составляло 20 километров, а пешеходная тропа по гористой пустынной местности, хотя и была короче, но опаснее для путешествия, и  гимназист жил на съёмных квартирах в Феодосии.

    Волошин «застал Феодосию крохотным городком, приютившимся в тени огромных генуэзских башен, ещё сохранивших собственные имена — Джулиана, Климентина, Констанца… на берегу великолепной дуги широкого залива… В городе ещё оставались генуэзские фамилии… Тротуары Итальянской улицы шли аркадами, как в Падуе и в Пизе, в порту слышался итальянский говор и попадались итальянские вывески кабачков. За городом начинались холмы, размытые, облезлые, без признака развалин, но насыщенные какою-то большою исторической тоской». Поэт обращает внимание на фонтаны, «великолепные, мраморные»; их тридцать шесть, но они «без воды» — пресную воду привозили на пароходах из Ялты.

   Феодосийская мужская гимназия была не хуже московских гимназий  с первоклассным учителем  русской словесности. Макс знакомится так же  с преподавателем феодосийской женской гимназии Александрой Михайловной Петровой, знатоком истории и культуры Крыма,  дружбу с которой сохранит на многие годы.

    Художник Айвазовский  одобрительно  отзывался о рисунках талантливого юноши. Но в гимназические годы главной страстью юноши становят книги.

    По окончанию гимназии Волошин поступает в Московский университет, где учился с 1897 по 1899 года и был отчислен за участие в студенческих беспорядках с правом восстановления. Но Максимилиан принимает  решение заняться самообразованием с помощью «умственных» путешествий, открывающих мир. У европейской и российской аристократии  такая форма обучения была непременным  условием качественного образования.

     Волошин участвует в научной экспедиции в Среднюю Азию, а затем много путешествует по Европе (Франция с Корсикой, Германия, Испания, включая Балеарские острова, Италия с Римом и Сардинией), знакомится с деятелями культуры, посещает и работает в  знаменитых библиотеках, слушает лекции в Сорбонне, Высшей русской школе и берет уроки рисования.

    В мае 1901 года он вместе с попутчиками из южной Франции  в предгорьях восточных Пиренеев пересек границу с крохотной Андоррой, которая и тогда жила за счет своеобразного оффшора — бартерной «контрабанды между Францией и Испанией, меняя быков на сигары».

    Осенью 1901 года в Париже Макс посещает лекции в Сорбонне и в Высшей русской школе.   В результате знакомства с Европой, Волошин формулирует не только правила для путешественника: «Политическое развитие каждой партии — это история постепенного дискредитирования идеи, низведения её с ледяных вершин абсолютного познания в помойную яму, пока она не сделается пригодной для домашнего употребления толпы — этого всемирного, вечного, всечеловеческого мещанства».

   Вернувшись в 1903 году в Москву, поэт входит в среду русских символистов и начинает активно публиковаться. Попеременно живет то на родине, то в Париже, где в 1905 году становится масоном.

    Волошин знакомится с австрийским оккультистом, эзотериком и мистиком Рудольфом Штейнером,  основателем немецкой секции Теософского общества, а затем «Антропософского общества», которое привлекло в свои ряды многих культурных людей, особенно впечатлительных  женщин.

    Первые увлечения и влюбленность способствуют развитию поэтического дара. Ольге Муромцевой, дочери профессора Московского университета и председателя Первой Государственной думы Сергея Муромцева,  Макс посвятил прекрасное стихотворение «Небо запуталось звёздными крыльями…».

    В апреле 1906 года Волошин женится на художнице Маргарите Сабашниковой (1882 – 1973) и после свадебного путешествия по Дунаю молодожены поселяются в Петербурге. В результате сложных отношений в 1907 году они расстались. Маргарита еще в 1905 году познакомилась с Рудольфом Штайнером и стала убежденным приверженцем антропософии. Штейнер оказался более практичным мужчиной, чем поэт. Пройдет немного времени и жена Волошина Маргарита Сабашникова увидит в нем идеал своей женской мечты.  Несмотря на это, она регулярно приезжала в имение Волошиных в Коктебель. Во время Первой мировой войны Сабашникова жила в Швейцарии, где принимала участие в строительстве Гетеанума в Дорнахе. После Февральской революции 1917 года вернулась в Россию, но в 1922 году окончательно переехала в Германию, стала известным мастером религиозной и светской живописи.

   В 1907 году Волошин пишет цикл «Киммерийские сумерки», с 1910 года уже в качестве критика — статьи о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной и М. С. Сарьяне, выступает в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

    После неудачной семейной жизни продолжились  любовные увлечения, в результате образовался треугольник Николай Гумилев, Елизавета Дмитриева  и Макс Волошин. Закончилось Это в ноябре 1909 года дуэлью двух поэтов на Черной речке. Почти как у Пушкина, но с благополучным исходом. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, которая благодаря литературной мистификации Волошина успешно печаталась как Черубина де Габриак.

    В 1910 году выходит первый сборник поэта «Стихотворения», в 1914 году  — книга «Лики творчества» (избранные статьи о культуре),  а  в 1915 году — сборник стихотворений  об ужасе войны — «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). Одновременно он пишет акварельные крымские пейзажи, выставляется на  выставках «Мира искусства».

    Накануне Первой мировой воны Волошин выезжает из Коктебеля в Швейцарию. Увлечённый идеями антропософии, он посещает Дорнах, где вместе с единомышленниками из многих стран приступает к постройке Первого Гётеанума — культурного центра основанного Штейнером антропософского общества.

     Когда началась война, Волошин пишет письмо Военному министру Российской империи  Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне».

     Осенью 1915 года поэт  вновь посещает Испанию и Францию, в апреле 1916 года Макс прибывает в Петроград, а затем возвращается «на родину духа» в Коктебель.

     Как вспоминала художница Елизавета Кривошапкина (1897–1988), в Коктебеле в доме Волошиных «много небольших побеленных комнат, в окна которых заглядывает то Карадаг, то море... и всюду гуляет свежий морской сквозняк и шуршит прибой. В этих комнатах обитало веселое племя «обормотов»: художники, поэты и немного людей других профессий. Все носили мало одежды: босые или в чувяках на босу ногу; женщины, в шароварах и с открытыми головами, эпатировали «нормальных дачников»...

    Эдуард Розенталь в книге «Планета Макса Волошина» (М.: Вагриус,2000) отмечает: «Макс Волошин был действительно убеждён в своей причастности к судьбам страны, не очень к нему ласковой… Большевизм, по его словам, оказался неожиданной и глубокой правдой о России, которую предстоит связать со всем нашим миросозерцанием…  И всё же вера в Россию, в её будущее была стержнем его творчества».

   В начале 20-х Волошин был принят  наркомом просвещения Анатолием Луначарского, одобрившего просьбы   поэта предоставлять усадьбу в Коктебеле в качестве бесплатного дома творчества писателей.  Только за лето 1925 года в нем перебывало 400 человек, что было для уже не молодого поэта «уже сверх человеческих сил».

                ТВОРЧЕСТВО

  В 1910 году Волошин выпустил свою первую книгу, которую назвал очень просто – «Стихотворения». Она состояла из первых работ поэта, тех, что стали пробой пера, в которых он стремится познать человеческое естество в единении с судьбами мира. Эта книга стала началом его творческой биографии. Следующей работой автора стал сборник стихов на антивоенную тематику – «Anno mundi ardentis», что в переводе звучит как «В год пылающего мира». Эту книгу он издает в 1916 году, и тогда же навсегда оседает в милом его сердце Коктебеле, месте, которое вдохновляло поэта на написание прекрасных стихов и сонетов.

    В период с 1918-го по 1919-й годы Волошин напечатал еще две книги своих стихотворений – «Иверни» и «Демоны глухонемые». Особенно красочными получились те строчки стихов, в которых описывается Восточный Крым, с невероятной красотой его природы.

        Демоны глухонемые

Они проходят по земле,
Слепые и глухонемые,
И чертят знаки огневые
В распахивающейся мгле.

Собою бездны озаряя,
Они не видят ничего,
Они творят, не постигая
Предназначенья своего.

Сквозь дымный сумрак преисподней
Они кидают вещий луч…
Их судьбы — это лик Господний,
Во мраке явленный из туч.

В 1903 году Максимилиан начал печататься в издании «Весы» и газете «Русь». Потом он сотрудничал со многими журналами и газетами – «Аполлон», «Золотое руно», «Утро России», «Русская художественная летопись», которые размещали на своих страницах его публикации о поэзии и живописи. Его статьи имеют огромную ценность и сейчас, их объем измеряется несколькими томами.

   После покушения на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина в 1913 году, Максимилиан выпустил брошюру под названием «О Репине», в которой выступает против натурализма в искусстве. После этого многие журналы отказались с ним сотрудничать, Максимилиана обвиняли в том, что он оговорил почитаемого всеми художника. Однако в 1914-м Волошин снова выпустил книгу со своими статьями, которой дал название «Лики творчества».
    Новая экономическая политика (НЭП) советской власти постепенно оживила торговлю и экономику, но постоянного заработка у поэта нет.  Волошин с помощью Вересаева публикует в Москве три поэмы и книгу о  художнике Сурикове. Фантастический гонорар в 93 млн. рублей, который вез посредник, был «экспроприирован» жуликом на рынке в Харькове.  Хотя и без воров из-за огромной инфляции миллионы быстро теряли свою покупательную способность. Волошин  временно устраивается экспертом Внешторга, но из-за вечного альтруизма теряет и эту работу.

    Приходилось бегать «по учреждениям хлопотать о похоронах, муке, расстрелянных, больных, умирающих от голода» (из письма к матери от 25 апреля 1922 года)… И всё это в ущерб работе и сильно пошатнувшегося здоровья (артрит, мигрени). В 1922 году в Феодосии  поэт сближается с медсестрой Марией (Марусей) Заболоцкой, которая после смерти матери Волошина переезжает на правах жены в Коктебель.

     К середине 1920-х годов Максимилиан Волошин завершает фундаментальный труд «Путями Каина» представляющий собой историософское и культурологическое исследование цивилизации. Его творческий путь не ограничился поэзией и живописью,  он постоянно созидал на рубежах многомерного пространства  истории,  культурологии,  лирики и философии. Как отмечают исследователи его творчества, здесь он близок Велимиру Хлебникову, но в «историко-культурном контексте Серебряного века занимают противоположные позиции».

   В творчестве Волошина Восток и Запад не разделим. В евразийской России  поэт допускал образование Славии, «славянской южной империи, в которую, вероятно, будут втянуты и балканские государства, и области южной России». Она будет  «тяготеть к Константинополю и проливам и стремиться занять место Византийской империи», то есть стать Третьим Римом.
Среди философов Серебряного века Волошину близок Николай Бердяев, а в своем
представлении истории поэт в значительной степени ориентируется на теорию Освальда Шпенглера («Закат Европы). Шпенглер связывал закат культуры с углублением бездуховности в обществе, отставанием нравственного прогресса от технологического прогресса, с ростом  мировых космополитных городов.

     Поэт Волошин считал, что спасти человечество может только встречный «поток творящей энергии», горение человеческой любви.

                ЖИВОПИСЬ

     Волошин решил заняться живописью, чтобы иметь профессиональное суждение об этом виде искусства. В 1913-м ему покорилась техника темперы, а спустя год он мог похвастаться своими первыми работами – этюдами, выполненными акварелью – «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью». Максимилиан работал на акварельной бумаге плохого качества, поэтому выработал привычку работать так, чтобы не допускать никаких помарок и исправлений.

     В каждом новом произведении Волошина просвечивалась житейская мудрость и любовь. Во время создания своих шедевров, он думал о том, как сочетаются между собой четыре земные стихии и об их связи с космосом. Все написанные художником пейзажи сохраняли свою фактуру и плотность, даже на холсте оставались светопроницаемыми.

     Волошин вдохновлялся работами классиков – живописцев из Японии, а также картинами своего товарища Константина Богаевского, художника из Феодосии. Именно его рисунки Волошин использовал в качестве иллюстраций своего первого сборника, выпущенного в 1910 году. Эммануил Магдесян, Иван Айвазовский, Лев Лагорио, Максимилиан Волошин – они достойно представляют Киммерийскую  школу живописи.
               

    Поэт, как художник,  не может творить без вдохновения, источником которого часто выступают женщины. Волошин как-то сказал соседу по Коктебелю писателю Вересаеву: «Женская красота есть накожная болезнь. Идеальную красавицу способен полюбить только писарь».

   Волошин трезво охарактеризовал расставание с первой женой с Маргаритой Сабашниковой, которая «всю жизнь мечтала иметь бога, который держал бы её за руку и говорил, что следует делать, что не следует. Я им никогда не был. Она нашла его в лице Штейнера».

   Только в зрелом возрасте Волошин встретил женщину, в которой оценил другие качества.   9 марта 1927 года поэт зарегистрировал брак с Марией Степановной Заболоцкой (1887, Петербург —1976, Коктебель), ставшей настоящим ангелом-хранителем для мужа и Дома Поэта. Её отец-поляк был квалифицированным рабочим-слесарем, а мать (урождённая Антонюк) происходила из семьи латгальских староверов. Говорят, что третья жена от Бога, но Волошину повезло со второй. Медицинский работник по образования, она стала музейным работником,  экскурсоводом и писателем-беллетристом. Жена не только разделила  с поэтом  трудные годы, начиная с 1922-го, но сохранила в непростых условиях Дом Поэта и творческое наследие мужа.

   Со второй половины 20-х годов поэзия Волошина под запретом, семья живет переводами, в частности Госиздат выплатил гонорар за переводы Флобера.

    12 сентября 1927 года произошло крымское землетрясение, Дом Поэта, хотя и скрипел, но выдержал разгул стихии. 9 декабря у поэта случился инсульт.

    В стране начинается коллективизация, и Волошины попадают в список  на раскулачивание. Как вспоминает один из очевидцев, кулаки «должны были составлять не менее 5 процентов от всех хозяйств. В посёлке наёмным трудом никто не пользовался, батраков вообще не было… В список попали все трудолюбивые семьи, имевшие лошадей либо другой скот, все владельцы сеялок, веялок и прочего инвентаря. Не забыли лавочника Сапрыкина и бывшего владельца кафе „Бубны“ грека Синопли… Лишение избирательных прав попа — моего дедушки, „кулака“ Волошина и многих других никого не взволновало. Гораздо больше пугало постановление от 30 января 1930 года Политбюро ВКП(б) о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств». Поэт грустно шутил: «Подлежу уничтожению как класс».

    Нашелся защитник из партийных работников, журналист. Его вмешательство на какое-то время создаёт Дому Поэта «иммунитет», коктебельской лавке приписано снабжать «поэта-художника Волошина» хлебом «по нормам 3-ей категории» (300 граммов на душу в сутки). С трудом, но назначается пенсия.

   «Но смерть медленно и верно подбирается к поэту. Лёжа, он задыхается, и с 15 июля проводит ночи, сидя в кресле. Все его болезни, прошлые и настоящие, ополчаются против него: сердечная недостаточность, артрит, астма, воспаление лёгких, нарушение речи… Постепенно отказывают почки…»[2].

    Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля.

    Могила Максимилиана и Марии Волошиных на горе, с которой открывается  панорама Кара-Дага,  Коктебельской долины и бухты.  На могилу не принято приносить цветы.  Стало традицией выкладывать надгробие камешками с берегов Коктебельской бухты.

     Дом в Коктебеле Волошин завещал Союзу писателей, но его произведения не издавались по 1976 год.  Некоторые почитатели творчества Волошина арестованы в период репрессий 1936 года. Например, русская поэтесса  Наталья Ануфриева (1905 —1990) и её друг Даниил Жуковский были арестованы по доносу, в том числе за хранение стихов Волошина. Поэтессу сослали (в общем итоге на 16 лет), а Жуковский  был расстрелян.

***
     Исследователи творчества Волошина обратили внимание, что сочетание в одном лице поэта и художника не случайно, согласно японской трактовке: «Стихотворение — говорящая картина. Картина — немое стихотворение».  Киммерия для поэта служила,  прежде всего, сгустком  мировой истории. Его киммерийские стихи являются не пейзажной лирикой, а  сегодняшним и вечным слепком души этих мест. А в живописи Волошин считал — нужно рисовать не увиденное, а то, что знаешь.

«Максимилиан Волошин вошёл в историю русской культуры как «гений места», великий Пан Коктебель, строитель и хозяин Дома Поэта, поэт-летописец эпохи.  Его называли домовым и  лешим. Он уникален своей творческой широтой и  гражданской позицией. Его историософия является по существу поэтической геофилософией.

    1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие «Дом-музея Максимилиана Волошина». В 2007 году в Киеве была  установлена мемориальная доска на бульваре Тараса Шевченко на доме, в котором родился поэт.

    В память о Максимилиане Александровиче Волошине, выдающемся поэте, художнике и мыслителе, учреждена Международная Волошинская Премия.
__________________________

   Итак, на столе ведущей этого конкурса находится книга "Максимилиан Волошин. Избранные стихотворения", Москва, "Советская Россия", 1988.

   Будьте внимательны! В издании поэтические тексты расположены на страницах:

      с 27 по 331 страницы!!!

На странице до 32 строк!!! Тексты произведений представлены отдельно на страницах, а не подряд друг за другом. Есть страницы с рисунками поэта.

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу 27 - 331 стр.), свободную на данный момент от другой заявки (номера занятых страниц приведены ниже), номера строк по счёту снизу или сверху (например, "с 7 снизу" или "с 5 сверху") можно заказать ДО 4 строк (из полученных можно использовать любое количество, даже одну), но идущих подряд.

  Две цитаты с одной страницы разным авторам не выдаются. Смотрите внимательно - страниц в сборнике достаточно, а участников - не более 20! Каждому участнику полагается цитата с отдельной страницы! Если выпадет страница с иллюстрацией, цитата будет дана со следующей с текстом страницы.
 
 Ведущая приводит вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна неограниченное количество раз! Но, внимание!!! ПО УСЛОВИЯМ КОНКУРСА:

 ПРИ КАЖДОЙ ЗАМЕНЕ ЦИТАТЫ, если она не понравилась и не вдохновляет, ПРИ подведении итогов БУДУТ ВЫЧИТАТЬСЯ ИЗ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ПО 2 БАЛЛА!
ЦИТАТЫ НА ВКУС ВЕДУЩЕЙ ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДУТ! ВСЕ УЧАСТВУЮТ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в произвольном порядке в своём произведении.  Можно также использовать цитату в качестве эпиграфа и в тексте, а также только в эпиграфе! КАК ВАМ БУДЕТ УГОДНО! Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер, но не обязательно.
Строки из цитаты могут быть включены в текст стихотворения в произвольном порядке.

Произведение принимается объёмом от 6-32 (+2 строки)!

3) написанное на конкурс произведение опубликовать на своей авторской странице и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки строго по образцу:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается одна заявка от одного автора. Всего на конкурс принимается не более 20 произведений! От 20 участников 20 заявок. Замену цитат  можно запрашивать неограниченное количество раз. Огромная просьба сообщать ведущей об отказе от участия в конкурсе, если цитаты не нравятся.

После 20 заявок от 20 участников приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.         Будьте внимательны!

1 участник - 1 стихотворение!  Каждую из цитат можно заменить с потерей итоговых баллов (минус 2 балла)!

*
   Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник.

 Приём заявок и новых произведений ДВЕ НЕДЕЛИ, до 29 ЯНВАРЯ 2023, включительно!!! Но можем по просьбе авторов и продлить! Предупреждайте заранее.

  Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

  А вот вам стихотворения Максимилиана Волошина  для настроения :

Склоняясь ниц, овеян ночи синью,
Доверчиво ищу губами я
Сосцы твои, натертые полынью,
О мать земля!

Я не просил иной судьбы у неба,
Чем путь певца: бродить среди людей
И растирать в руках колосья хлеба
Чужих полей.

Мне не отказано ни в заблужденьях,
Ни в слабости, и много раз
Я угасал в тоске и в наслажденьях,
Но не погас.

Судьба дала мне в жизни слишком много;
Я ж расточал, что было мне дано:
Я только гроб, в котором тело бога
Погребено.

Добра и зла не зная верных граней,
Бескрылая изнемогла мечта…
Вином тоски и хлебом испытаний
Душа сыта.

Благодарю за неотступность боли
Путеводительной: я в ней сгорю.
За горечь трав земных, за едкость соли —
Благодарю!
***

   Солнце

Святое око дня, тоскующий гигант!
Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,
Пронизан зрением, как белый бриллиант,
В багровой тьме рождавшейся вселенной.

Но ты, всезрящее, покинуло меня,
И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи.
И вот простерли мы к тебе — истоку Дня —
Земля — свои цветы и я — слепые очи.

Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,
Лучи призывные кидая издалека.
Но я в своей душе возжгу иное око
И землю поведу к сияющей мечте!
      
----------------------------

  Отзовутся ли строки поэта, написанные на стыке двух эпох прошлого века в наших сердцах? Посмотрим... Но не раз вам удавалось, друзья, доказать, что вы способны на многое!


ВАКАНСИЙ НА ЗАЯВКУ: нет

Номера занятых страниц: 27, 33, 35, 40, 41, 42, 55, 62, 76, 77, 85, 88, 89, 97, 107, 115, 122, 150, 191, 213, 300...

Всем удачи!

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   30.01.2023 16:19     Заявить о нарушении
Голосование для участников открыто: http://stihi.ru/2023/01/30/5767

Маллар Ме   30.01.2023 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.