где-то там...

Алый парус.
Ширь простора.
беглых волн
надменный шепот
и уснувшая жара.

сон...мечта
конкистадора,
где-то там...

юбки пышные,
цыганки.
кастаньеты,
ритмы танго.

страсти пламя,
чувств костер.
разудалая Дуэнья…
затуманен взор.


Рецензии
Как автору, такая манера исполнения близка. Внутренний читатель воспринимает ее иначе. Поскольку текст, рассчитанный на смысловую наполненность пауз, недосказанностей, умолчаний, чаще таит в себе пропасть между заложенным смыслом в тексте и прочитанным. Такая свобода восприятия делает стихотворение скорее слепком, заготовкой прочтения, чем реальным, наполненным содержанием отражением внутреннего мира автора.

Первая строфа, воленс/неволенс отсылает к сложному и противоречивому миру А.Грина. А вместе с ней врываются такие понятия, как мечта, детство, романтика, иллюзорность, книжность, идеализация настоящего. То есть те самые высшие сферы, которые отрывают от земли искусством. Начальный стих похож на экспозицию, где настроение и система образов "алый парус" и "надменный шепот волн" создают оппозицию по принципу "личность и ее восприятие в обществе". Эпитет "надменный" приравнивает энергию стихии воды к социуму, способному опустить любые мечтания.

Определение "беглые" придает воде оттенок вынужденной, скрытой свободы, отказ от каких-то обязательств, призванных сохранять традиции, даже может быть и мораль. Беглым можно оказаться только после наказания, а наказание — следствие некоего события, не вписывающегося в нормы. Так тема Грина становится чем-то отдаленно неприемлемым для окружения, даже до уровня преступления, отчуждения от остального.

У образа "конкистадора" на палитре русской поэтики ассоциативно может возникнуть два толкования. И они оба некоторым образом связаны с нарушение норм. Первое, это известная армия испанских/португальских покорителей национальных меньшинств и колонизаторов, второе — программный образ Н.Гумилева, с которым он себя ассоциировал, войдя в классический ранжир на волнах Серебряного века. Тема ментального и физического насилия здесь перекликается и топится в трансценденции сна и неопределенности конструкции "где-то там". Мотив возвышенности восприятия действительности, который в первом стихе проявился в теме "Алых парусов", во втором связан именно с этим — состоянием сна и неопределенности. Так тема искусства переходит из внешнего описания во внутренний мир лирического героя/героини.

Третий стих, удивительно визуальный, в это состояние между явью водной стихии и сном искусства переносит читателя с помощью зримых экспрессивных образов: пышные юбки, цыганки, кастаньеты, — и звуковых паттернов: дробный ритм ракушек кастаньет (очень сильный образ, уже на подсознательном образе вибрирующий воображаемыми движениями) и скрытая энергетика яня, связанная с "беглыми надменными волнами" переходит в энергию танца и свободы.

Образ цыган настолько многоуровневый, что все смыслы здесь раскрывать, наверное, не стоит. Но вот фреймы кочевого образа и любви к свободе, очень хорошо иллюстрируют тайные смыслы танца, как явления искусства, освобождения от социальных пут, выхода в состояние пограничное, напоминающее транс, а сегодня, и выживания.

Такой танец пленит, забирает внимание на уровне рефлексов и исторической памяти. Ритуальные охотничьи приготовления древних, шаманские камлания. Вспомнив, что все это происходит во внутреннем мире лирического героя "во сне" и "где-то там", считывается гештальт: жажда свободы и раскрепощения. И на фоне конкистадоров и надменных волн это можно прочесть, как усталость ментала от инерционности обычной жизни, нормативов общественного устройства и власти, может быть в микромире семьи или дружеского/вражеского окружения, а может и в более широком масштабе.

Финальный эпизод детализирует эту потребность такими метафорами, как "пламя страсти" (увы, шаблон), "костер чувств" с последующим выходом в иную стезю трансценденции, забытье не от мечты, а от страсти. Ну, а образ Дуэньи, воскрешающий Дон Кихота и роман, перешагнувший из пародии в разряд романтики, как нельзя лучше раскрывает глубинный смысл внутренних желаний лирического героя.

Если кратко, то этот конфликт можно выразить простым конструктом: если уж гореть и страдать, то не от ограниченности норм и дня сурка, а сгорая на костре страсти...

Правда такой вывод, показалось, слегка сбивает предпоследняя строка, определением "разудалая". В нем сквозит некий холодок отстраненного восприятия чужого чувства, где костер чувств переходит на уровень банальных рефлексов. И это несколько снижает основной конфликт и возникает ощущение, что повествователь и хочет рассказать о "настоящем", и боится этого.

Так прочлось и показалось. Возможно, часть восприятий, не вписавшийся в авторский замысел, можно списать на внутренние гештальты самого рецензента, пережитые реально или прочитанные.

Немного споткнулась на ритмах танго и кастаньетах. Привычнее соотносить ракушки с фламенко, но это, мелочи. Говорят, в немецких и американских танго-оркестрах они привычны. Посмотрела пару предложенных роликов с танго и кастаньетами...Увы, показалось, это неудачная связка.

Кшесинская Деметра   11.02.2023 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Денетра за професиональный разбор, столь краткого стищка.
Знания филолога, психолога на лицо.
Удачи Вам.

Галина Би-Локур   11.02.2023 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.