Глобус

- …Это раньше глобус был сделан из пластика и картонки. Вертелся вокруг своей оси и был необходимым атрибутом кабинета географии в школе или в ещё каком-нибудь образовательном учреждении, - говорил, показывая старый школьный глобус, пожилой учитель географии Иван Петрович Калашников.
А сейчас – посмотрите внимательно, – показал он лазерной указкой на современный интерактивный 3D глобус, - это целый калейдоскоп исторических событий и сменяющихся на глазах границ государств – образец политических карт. Гунны ли шли с востока на запад, или монголо-татары – всё показывает чудо глобус. Хотим ли мы взглянуть в доисторические времена, - пожалуйста, вот вам суперконтинент Пангея, как он предположительно, на основании реконструкции учёных, мог выглядеть.
- А как произошел человек? Это нам покажет чудо глобус? – неожиданно спросил Валентин, любопытный мальчик с умными глазами.
- Это Вы спросите у учителя биологии!
- А Тамара Владимировна говорит, что от обезьяны, - поддержала Оля.
- Не от обезьяны, а от обезьяноподобного существа! – отрезал Валя.
- Разница-то какая?
- А вот и большая!
- Дети, спорить нужно аргументированно, а не голословно.
- Да, как мог появиться, к примеру, кит или слон из одноклеточного существа, трепыхающегося в воде? - резонно продолжил Павел. – Как это он так, дескать, мутировал, чтобы так вымахать! – и показал размеры этих гигантов руками – как рыбаки очередной улов.
- Это вопрос сложный… Спросите у Тамары Владимировны. А сейчас, я думаю, нам нужно продолжить урок географии. Сегодня тема урока: «Современный глобус как инструмент изучения географии и истории». На этом уроке вы узнаете, как пользоваться современным глобусом, управляя им дистанционно с планшетов. А также…
Поднялся гул недовольства: всех заинтересовала тема происхождения человека.
- Ладно, ладно, - не выдержал Иван Петрович. – Хорошо, я вам расскажу официальную, устоявшуюся версию. Итак, континент Африка, – он нажал на планшет – и высветилась древняя Африка. - Учёные предполагают, что именно на этом континенте появился первый предок человека – питекантроп. Затем человек умелый – прямоходящий – и, наконец, человек разумный. (Всех их высветил на глобусе.) Вы, конечно, скажете, что там была лишь негроидная раса людей. И как из них могли появиться другие расы, совсем отличные от первой?
- Было несколько очагов возникновения? – предположил Павел.
- Да, существует такая точка зрения. Возможно, было и так. Но с точки зрения генетиков, которые изучают гены, то есть предков человека и их родственные связи, - то получается всё же, исходя из их исследований и анализа ДНК, -  предок у всех людей был один… и он жил именно в Африке.
- Получается, все произошли от чернокожих людей? – удивлённо спросила Маша.
- Да, - пожимая плечами, ответил учитель.
- Но этого не может быть! – возразил Павел. – Расы уж слишком отличаются друг от друга, чтобы произойти от одного предка. Учёные где-то допустили ошибку.
- Наверное, у каждой расы была своя Ева и свой Адам, - романтично заметила Маша.
- А у тебя свой Ромка, - съязвил двоечник Вова – и все расхохотались.
Маша изобразила гримасу презрения и показала ему и – одновременно всему классу – свой язык.
- А вот это лишнее, - успокоил всех Иван Петрович. – Давайте по существу вопроса. Дело в том, что на многие вопросы наука, по крайней мере, современная, не может однозначно ответить. Видимо, не все факты ей известны.
- Тогда почему мы изучаем в школе эти несовершенные, недоказанные гипотезы? Почему бы не дать порассуждать самим ученикам на эту интересную и сложную тему? Ведь, наверно, существуют разные гипотезы, не менее интересные, чем теория эволюции, - сказал Павел.
- Зачем вам теории, - пробурчал Игнат, сын священника. – Человека создал Бог по образу и подобию своему – и точка!
- Да, окропил святой водой глину – и она в человека превратилась, - возразил Павел, рассмешив всех, даже географа.
- Действительно, библейская легенда нас в настоящее время не устраивает: она не объясняет, как именно произошёл человек.
- Сказано же: из глины! – упрямо пробубнил Игнат и нахмурил веснушчатое лицо.
- Хорошо, Игнат. Это тоже версия, но только не научная, а религиозная. Просто она до конца не понята и не растолкована исследователями Библии.
Игнат промолчал, видимо, удовлетворённый ответом.
……………………………………………………………
- По-видимому, мы услышали все возражения и аргументы. Это тема интересная и требует специального урока и не одного… Но всё же у нас тема другая: глобус – современный инструмент изучения…
Тут прозвенел звонок на перемену, и все стремительно выбежали из класса, кроме Павла.
- Иван Петрович, - сказал он. – И всё-таки ни учёные, ни попы до конца не знают, как именно произошёл человек?
- Увы, Паша, не знают, - с сожалением вздохнул учитель.
- Вот и Ваш чудо глобус не может показать нам точно, как же он появился на свет, - и тоже вышел из класса.
Географ пожал плечами и тяжело вздохнул, удивлённый итогом урока: он так хотел показать современный глобус с его техническими новшествами и возможностями изучения географии и истории, - но современных детей интересуют всё те же вопросы, как и сто лет назад…
26 июля 2019 г.


Рецензии