Книги, которые читают люди 2. Эрик Берн

Часть 2. Берн и Люди.

Ниже представлен конспект на книгу «Люди, которые играют в игры».
Автора Эрика Берна, психотерапевта, развивавшего Транзакционный анализ.
Рекомендую прочитать эту книгу для обретения свободы от жизненного сценария.


Одна из витальных потребностей человека – экономия энергии. Для реализации ее человек адаптирует готовые решения на свою жизнь. Легенды, сказки, метафоры и другие иллюзии превращает в свой жизненный сценарий. Который наполняют предписания взрослых. Проблематика книги в ограничении свободы выбора человека из-за желания следовать ограничивающим предписаниям. Сценарии имеют часто не самый счастливый финал. Но человек следует к известному финалу, как мотылек летит на огонь, погибая в пламени. Людям требуется разрешение. Разрешение может дать психиатр, волшебник в голубом вертолете или смерть. Без такого разрешения можно освободиться от сценария, только доиграв роль до конца. Вместе с тем, человека не обязывают жить рамками сценария. Это важно понять. Прочитав конспект, а затем книгу, прожив с ней ситуации, обсудив ее с близкими – человек может понять свой сценарий и освободиться самостоятельно.

Что делать?
после того, как сказали «здравствуйте»; как вообще говорить это слово; как следует на него отвечать; что обычно делают вместо «здравствуйте» – эти вопросы так же обсуждаются в этой книге. Автор дает ответы на эти вопросы на второй странице Введения, а мотивация и объяснения занимают остальные 350 страниц. Автор надеется, что наиболее опытные и тактичные помогут остальным распознать «мусор», который люди носят в голове и передают вербально и не вербально вместо настоящего «здравствуйте».

Для этого автор вводит в термин «марсианский» способ говорить здравствуйте. Освоение этого способа и есть цель прочтения книги. Ведь земной способ всем известен: наеби ближнего своего, т.к. не наебешь – не проживешь. Земной способ ведет к обиде, горю, страху, болезням, войнам, голоду и смерти, «а выжившим оставляет лишь смятение в мыслях».

В книге автор дополняет инструменты сценарного аналитика.

1) Структурный анализ теперь описывает шесть состояний Я:
- Взрослый (аналитик, вычислитель, поступающий на основании проверенных данных);
- контролирующий Родитель (ограничитель потенциально опасного и не проверенного);
- влияющий Родитель (кормилец, советчик, предлагающий минимум один вариант решения);
- приемный Ребенок (бесенок, противодействующий Родителю, брюзга);
- приспособившийся Ребенок (подхалим, ничтожество, позер, прилипала);
- истинный Ребенок (исследователь, получающий удовольствие от творчества).

Человек в любой момент может сосредотачиваться в одном состоянии Я. Каждое состояние Я управляет человеком по-своему, и каждое следующее состояние может удивляться или не соглашаться с решениями, принятыми в иных состояниях. Голодный человек может брюзжать в состоянии приемного Ребенка, и получив еду улыбаться истинным Ребенком. Наорать в состоянии контролирующего Родителя, затем анализировать поведение Взрослым и клянчить прощение приспособившимся Ребенком. Взрослый водитель может управлять автомобилем аккуратно, но выпивший взбесившийся Ребенок начнет нарушать правила и гонять на грани фола. В таких случаях Взрослое Я должно принять ответственность за поведение в иных состояниях: «Да, все это был я; и я постараюсь такого не допускать впредь».

2) Транзакционный анализ теперь рассматривает шесть форм социального поведения:
- уход в себя (общение отсутствует);
- ритуал (не содержит информации, а только поглаживания);
- деятельность (работа и творчество для производства продукта или услуги);
- близость;
- развлечения;
- игры.

3) Формула игры представлена обязательным алгоритмом:
- ведущий игрок выставляет приманку;
- игрок-жертва хватает приманку;
- ведущий игрок щелкает переключатель;
- жертва выражает недоумение;
- игроки получают выигрыш.
Игры обязательно связаны с надувательством, поэтому выигрыши могут пахнуть говном.


Итак,
Каждый человек в детстве решает, как ему жить и умереть – это называется сценарием. Который создается под воздействием родителей или тех, кто их заменяет. В первые 6 лет жизни человек решает: сколько проживет, сколько будет иметь богатства, насколько будет учен и когда сляжет в могилу. Сценарий требует родительских указаний; соответствующего развития личности; решения, принятого в детстве; реальной заинтересованности; правдоподобия.

Хорошие сценарии развиваются по принципу: «джентльмен должен окончить три колледжа, первый должен окончить – его дед, второй – отец, третий – он сам». А плохие: «яблоко от яблони не далеко падает».

Жизненные сценарии современных людей похожи на сказки и легенды, потому что сказки и легенды списаны с жизненных сценариев предков. Остается понять ключевые моменты сценария человека и можно предсказать финал. Для иллюстрации несколько известных сценариев.

«Похищение Европы». Молодую грациозную Европу увозит папик Юпитер, незнакомый ей двоюродный дед. Девушке интересно, кто ее похититель и что будет дальше, и она не говорит остановиться, играя в «Насилуют». Бык-Юпитер-Дедушка увозит внучку-Европу за границу, на Кипр, где она рожает ему детей. Со временем Европа перестает интересовать Юпитера, остается без внимания и начинает гулять с другим мужиком, царем Египта. В итоге рожает последнему никому не интересную дочь. Подросшую без родителей брошенную дочь подбирает и развращает сатир. Прадед развращенной девушки Нептун вызволяет ее из пропасти разврата. Влюбляется в нее. Берет к себе.

«Красная шапочка». Женщина без мужа живет с дочерью. Хочет «случайно» избавиться от дочери, отправляет ее через лес к бабушке. Бабушка «мечтает снова пережить налет»: живет одна и не запирает входную дверь. По пути шапочка встречает волка и говорит, куда направляется. На месте встречи ложится с ним в постель. После спасения инструктирует охотника, как наказать волка. В такой сказке волк должен опасаться прикидывающейся невинной девушки, особенно, если это его внучка. Выросших красных шапочек часто посылают с поручениями. Сами они не действуют, предпочитают организовывать других.

Сценарий «Никогда». Представлен в мифе о Тантале, который не может напиться у воды. Родитель такого человека запрещает Ребенку наиболее желаемое.

«Всегда». Миф об Арахне, которая всю жизнь плетет паутину. Родитель запрещает менять род занятий. Если хочешь это делать, придется заниматься этим всю жизнь.

«До тех пор, пока». Миф о Язоне, который не станет царем, пока не выполнит задания, и о Геракле.

«После». Миф о Дамокле, который был царем, пока не увидел меч над своей головой.

«Снова и снова». Миф о Сизифе, катящего в гору тяжелый камень, скатывающийся снова и снова.

«Всегда продолжай». Если не выходит так, попробуем по-другому. Если невозможно подняться на небо, я отправлюсь в ад. Я+, когда творю; они+, когда думают. Это сценарий Победителя.

Сценарий Непобедителя имеет открытый финал. Миф о Филемоне и Бавкиде: одинокие старики, как растения, доживающие свой век.

Сценарий – это история о человеке, который он примеряет ее на себя. Поэтому сценарий начинается до рождения человека и заканчивается после его смерти.

На жизненный сценарий могут влиять способы рождения (естественный или кесарево), сроки беременности (норма, перенос или недоношенность), последствия родов (похорошевшая, потолстевшая, покалеченная или умершая мать), используемое имя (целенаправленное или случайное, небрежно уменьшительное или полное), данная фамилия (какого происхождение фамилии и сколько в ней грязных слов).

С младенчества сценарий могут укреплять материнские игры: «мама скоро вернется», «вот твое слабительное», «быстро спать», «доедай или вывалю за шиворот», «слушайся или дядя заберет», «дай наконец выспаться», «засранец». Или близость: «колыбельная», «золотые моменты любви», «пусть есть, сколько хочет», «вот хороший мальчик».

С шести-семи лет человек ощущает на себе работу сценарного аппарата:
- выигрыш не обязательно приносит благо;
- предписание приводит к победе, или проигрышу, или компромиссу;
- мотивирует реакция родителя противоположного пола;
- дает образец обычно родитель того же пола.
Таким образом, мама может учить дочь одеваться красиво, но только улыбка отца подарит ей желание быть красивой. Папа может учить сына заниматься деятельностью, но вызывает желание работать только уважение мамы.

В детстве человек оформляет убеждения о себе и партнере по транзакции «Я» и «ты», выбирая полярность: в порядке (+), не в порядке (-), хрен знает (?). Схематично: «Я+», «Я-», «Я?»; «ты+», «ты-», «ты?». Эти убеждения могут быть стабильными и переменными и сочетаться любым способом. Когда ребенок учится исполнять первые указания родителей, он ощущает, что родители его принимают с определенными ограничениями. И тогда «Я+ты+» ребенка может быть модифицировано в «Я-ты+», или «Я+ты-», или «Я?ты?». маленький ребенок за столом хочет еды, поэтому он должен отвечать соответственно для сохранения своего «Я+». Его родитель хочет пятерок в школе, поэтому он должен отвечать ребенку соответственно для сохранения «ты+». Так родители закладывают основу для будущих игр.

Ко второму классу школы ребенок искушён в играх настолько, насколько хитры и жестоки его родители. Наипростейший способ сделать ребенка жестоким – ставить ему клизму вопреки его желаниям как можно чаще. Наипростейший способ разрушить личность ребенка – бить его жестоко, чтоб он кричал от боли. В начальной школе ребенок пробует игры на одноклассниках и учительнице и устанавливает знак для «они».


По мере взросления ребенок-подросток включается в социальные действия семьи – культуру семьи: о чем говорят за столом. Разговоры сводятся к предписаниям. Оральные: «держи рот на замке»; «молчи и сойдешь за умного»; «язык до Киева доведет»; «насосала». Анальные: «не подставляй жопу, а то выебут»; «держи зад напряженным, чтоб не обосраться»; «все они там в шоубизе пидоры». Половые: «член не на помойке нашел»; «сжимай ноги, чтоб не изнасиловали»; «еби все, что движется»; «кормилица не даст умереть с голоду».

Предписания подкрепляются невербальным отзеркаливанием. Человек зажимает задницу на запор. Напрягаются мышцы ног. Напрягается спина. Поджимаются губы и напрягается лицо. Зажатого человека видно по лицу. Это делает вызов другому человеку со смежным сценарием. Так люди и находят своих партнеров или антагонистов по жизненному сценарию, и так находят приключения на свою задницу.

Иногда родительские предписания противоположны действиям родителей: «Не хочу, чтоб мой сын пил» - говорит мать, наливая себе стакан. Или отец обещает отлупить сына за курение, хотя курит сам. Против таких предписаний восстает ребенок, выбирая антисценарий. Протестующий ребенок впускает в свой сценарий Демона за на помощь в борьбе со сценарными предписаниями, провокациями и проклятиями. Демон вместе с внутренним освобождением позволяет использовать антисценарий. Но антисценарий не является прекращением сценария и может переключиться обратно на сценарий с помощью того же Демона. Демон, как тумблер между сценарием и антисценарием. Он проявляет себя кардинальным изменением поведения человека. Например, при сценарном предписании родителей быть бедняком ребенок выбирает антисценарий сберегать каждую копейку, но в ответственный момент Демон толкает просадить все сбережения неудачной ставкой.

Многие предписания принимаются, даже ложные. Приспосабливающийся ребенок принимает ложные предписания и «вешает» их на себя, как футболку с надписями на груди и на спине. Только надпись на спине дает больше информации о финале сценария человека. Например, у одинокой женщины впереди: «я ищу мужа», а сзади: «но ты не подходишь». Такими лозунгами она запрограммирована на одиночество.

Человек с лозунгами подбирает себе окружение не для решения проблемы, а для подтверждения правоты лозунга. Например, человек с лозунгом «никому нельзя верить» окружит себя недостойными доверия и будет вести себя, как лох, пока его не обманут. После чего человек с радостью заберет свой печальный выигрыш.


В ходе транзакций человек может научиться побеждать и стать Победителем, проигрывать и стать Неудачником, идти на компромисс и стать Непобедителем. От Неудачника Победитель отличается большей свободой, и сценарий – большим количеством разрешений.

Сценарии ограничивают творческие устремления. Они похожи на матовое стекло между миром и человеком: из мира видно только очертания человека, и человек видит мир в общих чертах. Сценарии основаны на решениях и на подкрепляемых родительских предписаниях. Влияющий (заботливый) Родитель определяет выигрыш Победителя через лозунги и девизы. Контролирующий Родитель ограничивает выигрыш Непобедителя предписывающими ограничениями. Неудачник получает печальный выигрыш из-за провокаций безумного Ребенка, который искушает Демона в человеке.

В семьях, в которых принято реагировать на происшествие не чувством, а разумом, выясняя: что произошло и как исправить дело – формируются Победители. Сценарии Победителя содержат родительские разрешения действовать независимо. Победитель говорит: «Я допустил ошибку, но она больше не повторится». Он ставит цель и достигает ее, при этом цель может быть любая. Отличие Победителя: он выполняет условия контракта с миром и собой. Победитель может причинить неприятности косвенно, сражаясь с другим победителем, как герои разносят город в битве за него.

Непобедителей формируют «люди маленькие», которым не стоит высовываться, так дольше проживешь. У которых инициатива наказуема. У которых начальство умнее. Непобедитель говорит: «По крайней мере…». Он почти достигает цели, соглашаясь на компромисс. Он образцовый служащий и не причиняет горя. Отличие Непобедителя: корректировка поставленной цели и довольство частичными результатами.

Отличие Неудачника: не достигает цели. Неудачники говорят: «Если бы не». Они не достигают целей и приносят наибольшее горе себе и окружающим. В семьях Неудачников в детстве человек усваивает от родителей «излюбленное чувство», которым он, как принято в его семье, реагирует на происшествия: гнев, боль, чувство вины, страх, осознание своей правоты, недоумение, торжество. В психотерапии единицы такого чувства называют купонами по аналогии с торговыми купонами.

Купоны преподносятся дополнительным выигрышем в сделке, но их цена включена в стоимость товара. Многие люди предпочитают один цвет – одно излюбленное чувство из детства. Кому не хватает чувств, готовы собирать разные цвета. Некоторые люди обсуждают купоны с другими людьми или обмусоливают их перед сном. Кто-то копит купоны-чувства, чтоб сорваться и получить весь выигрыш целиком, например, самоубийство или убийство. Кто-то купоны обменивает здесь и сейчас, например, расслабляющая выпивка по вечерам или бесплатное страдание. Кто-то мнительный или параноик в поисках дармовых купонов собирает фальшивые.

Редкие люди готовы отказаться от купонов и совершать честные транзакции – «ходить в честные магазины, в которых платят только за товары». Остальным удобней жить в иллюзиях. Человеческие иллюзии нацелены на пришествие верховного существа и делятся на два типа ожиданий: награждающего Санта-Клауса или избавляющей смерти.

Ожидающий Санту, копит купоны мучений вызвать сочувствие или комплименты показать, какой он хороший мальчик. Высшая награда – бессмертие. Альтернативные варианты: выигрышный лотерейный билет, пожизненное пособие, продолжительная молодость.

Ожидающий смерть, копит купоны вины или сознания тщетности, желая казаться достойным смерти и встретить ее с благодарностью. Высшая награда – смерть. Альтернатива: увечье, половое бессилие, преждевременная старость.

Иллюзии возникают в детстве, когда ребенок принимает от родителей предписание: «делай так, и все будет хорошо». Родители хотят в чем-то облегчить жизнь своему чаду, но вместо разрешений дают ему иллюзию на всю жизнь. Проблема, что у Санты и смерти нет своих магазинов – они похоже на бродячих торговцев. Никто не знает, когда они придут, поэтому человек всегда должен носить свои купоны-чувства с собой.

Взывать к логике выбросить купоны и завершить сценарий бессмысленно: человек лучше других знает, что его ждет в конце. Действенней работает разрешение не выполнять предписания и не следовать ограничениям противоречащих предписаний.

Человек переходит между состояниями Я во время коммуникации. Так человек в состоянии Я-Взрослый рассудительно объясняет порядок и устанавливает правила, затем срывается на контролирующего Родителя и наказывает за нарушение, затем переходит в приспосабливающего Ребенка и вымаливает прощение за грубость и жестокость. При этом последующее состояние может не нести ответственность за предыдущее, как приспосабливающийся Ребенок с похмелья отрицает рассказы про себя в пьяном угаре в состоянии бешенного Ребенка; днем, начиная, новую жизнь контролирующий Родитель завязывает с пьянством; до вечера, когда бешенный ребенок может наконец похмелиться и начать чудить.

Человеку нужно объяснить важность ответственности за поведения, т.к. состояния не являются масками, скрывающими человека – они и есть человек с его мотивами, эмоциями, поведением, ответственностью.

Смена состояний Я хорошо видна по невербалике. В книге приведен термин «пластичное лицо». Дети постоянно смотрят на лица и детектируют смену состояний родителей. В ходе длительного общения дети могут видеть все состояния предков и копировать их в свой сценарий. Тогда состояние Родитель от родителя становится состоянием Ребенком у ребенка, а Ребенок родителя – Родителем ребенка. Так в голове у человека возникают ограничивающие и поддерживающие голоса одновременно. Так в голове возникает интерес и жажда все потерять. Особенно опасен жестокий Родитель родителя, людоед-папа и ведьма-мама, переходящие в Ребенка в виде Демона у сына или дочери. Людоед говорит: «Ням-ням» - и Демон жаждет насилия. Ведьма голосит: «Ха-ха» - и Демон толкает все сломать. В книге термин «маленький фашист», сидящий в каждом из нас. Он не уважает жизнь и рассматривает каждого, как свою добычу, с которой можно развлекаться, затем убить, затем съесть.

Голос Демона вкрадчиво убеждает потерять все, взамен получить его. Демон-де защитит от предписаний и освободит от сценария. На самом деле Демон освободит от семьи, друзей, работы, денег, свободы, здоровья. Поэтому каждому человеку нужно получить два разрешения. Разрешение слушать внутренний диалог. Разрешение не следовать его приказам. Когда человек слышит шепот Демона: «поставь все», «достань нож», «тащи к себе» и пр. – он имеет разрешение ответить: «Нет, мама, я сделаю по-своему и достигну победы».

Сценарии передаются из поколения в поколение. Состояние Взрослый предка дает программу в виде образца. В сознании потомка в состоянии Ребенка возникают запреты: «нельзя» - полученные от контролирующего Родителя его предка; а в состоянии Родителя слышатся провокационные: «ха-ха» - усвоенные от бешенного Ребенка предка. Так Неудачник может жениться на Неудачнице и стать людоедом для потомка, а его жена – ведьмой; они гарантировано заложат в потомка «нельзя» и «ха-ха» и произведут Неудачника. Победитель может взять в жены Победительницу и стать кормящим образцом, а его жена – мотиватором на Победу; они передадут технологию и желание ее реализовать и произведут Победителя. Непобедитель может спутаться с Непобедительницей и стать образцом послушания, а его жена – запретом ослушаться; они дадут способ прокормить себя в позолоченной клетке, не выходя через открытую дверцу. В смешанном браке результат тоже смешанный с возвратом к одному из предков; они производят гибрида получающего победы, теряющего в неудачах, идущим на компромисс.

Из практики автора. Отец в детстве доводил дочь до слез пока мама наряжала – выросла плаксивая проститутка. Отец хотел умную дочь, а мама хорошо одевать – хорошо одетая умная женщина психолог. Отец говорил, что женщины ни на что не годны, а мама одевала, дочь как мальчика – выросла испуганная неформалка.

Резюмируя вышесказанное, потомок копирует образец состояния Я Ребенок предка того же пола. Так часто передаются в будущее из прошлого жизненный курс, интересы и предпочтения. Состояния Я Родитель от обоих предков дают наставления, формируя антисценарий потомка. Долг предков контролировать свое поведение, иначе в будущее будет передаваться весь шлак без улучшений породы человека. Следить следует за своими словами и невербаликой. Все может испортить любая информация: неряшливость в одежде, неконтролируемые звуки и жесты, туманные слова. Покашливание может выдать мысль: «Меня никто не любит»; вздохи: «Если бы только»; зевки: «Проваливай». Сослагательные наклонения: «Если бы»; частица «к». Здоровый смех: «ха-ха-ха-ха»; сценарный: «хе-хе», «хи-хи».

Перечисленные проявления потомок сохраняет в форме внешних проявлений, а некоторые состояния еще и звучат голосами в голове. Обратите внимание на свои жесты и позы. Состояние контролирующего Родителя проявляется, когда человек смотрит на собеседника сверху и тычет пальцем; так формируется Родительский голос в голове, который затем запрещает и предписывает. Поза кормящего влияющего Родителя открыта, образуя телом полукруг. Поза Взрослого гибкая, настороженная, подвижная. Поза приемного Ребенка максимально напряжена с уходом в себя, сворачиваясь до позы зародыша. Поза истинного Ребенка максимально расслабленная и раскрытая. При этом состояние Взрослого контролирует произвольные движения мышц, Ребенка - контролирует или нет непроизвольные, Родителя – дает разрешение напрячь или расслабить. Голоса в голове могут быть приглушены самим Родителем: «если ты слышишь голоса, то ты псих»; либо Взрослый может глушить их для поддержания иллюзии независимости. Но, как уже было написано выше, важно получить разрешение слышать голоса и не следовать им, действовать по-своему.

Голоса контролирующего Родителя могут работать, как лицензирующие органы: выдать Ребенку право самоуправления в пределах определенных рамок с участием Взрослого; либо, как проверяющий: выдав лицензию, следуют за Ребенком, контролируя каждый шаг. Чем больше Ребенок хочет что-то сделать, тем сильнее контролирующий Родитель это запрещает. В таком случае Взрослый – это единственная сила, способная встать между Ребенком и Родителем. Он появляется при желании человека, которое уменьшается по мере привыкания человека к этой «тюрьме». Подавление предками воспитуемого человека можно решить «разводом» с ними или «психологическим отрезанием пуповины».

Жизненный сценарий заполнен играми. Для идентификации игры нужно найти мошенничество, переключатель и выигрыш. Для понимания игры нужно определить начало игры, задействованные состояния Я, структурировать выигрыши. А для определения сценария требуется большее количество индикаторов: сценарий должен непрерывно действовать, приближая человека к финалу по определенному плану; человек должен иметь свободу в определённых рамках Родительского влияния до решающего момента.

Формула сценария:
+ Родительское влияние
+ Программа
+ Согласие ее выполнять
+ Решающие поступки.
Формула гарантирует, что сценарий был принят к реализации, т.к. не каждый сценарий передается.

В конце книги автор дает развернутый и краткий опросники для понимания сценариев и призывает исследовать эту тему более масштабно. Т.к. сценарий может длиться длиннее человеческой жизни, на исследование этой темы «нужно больше золота».


--------------------------------------------------
Несколько выводов по книге.

Как создать Победителя.
Состояние Я-Родитель заботящийся папы дает сыну предписание быть профессионалом в чем-либо;
Я-Взрослый папы – образец, ноу-хау;
Я-Родитель влияющий мамы – предписание быть лучшим;
Я-Ребенок истинный – восхищение профессионалами.

Победительница так же со сменой полов.
Родитель заботящийся мамы – предписание быть красивой;
Взрослый мамы обучает одеваться и вести себя;
влияющий Родитель папы предписание быть успешной;
истинный Ребенок папы – восхищение женской красотой, умом и сообразительностью.

Как это работает на примере Победителя.
Ноу-хау передается из поколения в поколение. Влияющий Родитель копируется в состояние творческий Ребенок сына. Истинный ребенок мамы становится заботящимся состоянием Я-Родитель сына. Поэтому Победители мотивированы на результат, знают, как его достичь.

Но проще сделать Непобедителя.
Контролирующий Родитель папы дает предписание быть хорошим работником;
Взрослый папы – алгоритм работы;
Родитель контролирующий мамы стремиться к результат;
Ребенок истинный мамы довольствоваться синицей в руках.

Как это работает. Контролирующий Родитель становится приемным Ребенком сына, создающим ощущение не своего дела и не счастья, с попытками перехода в антисценарий, разумеется, с потерями здоровья. Истинный ребенок мамы становится влияющим Родителем сына, удерживающим его от разрушения жизни и работы.
Поэтому Непобедители отлично исполняют, но часто умирают на работе.

Неудачника формирует бешеный ребенок.
контролирующий Родитель папы дает предписание быть правильным кем-то;
Взрослый папы показывает пример;
Родитель контролирующий мамы – не облажаться;
приемный Ребенок мамы – восхищение неудачниками.

Как это работает. Взрослый папы передает сыну сценарий. Родитель контролирующий становится приемным Ребенком сына для выработка антисценария. Ребенок приемный мамы становится Демоном сына, переключающим тумблер в критический момент.
Поэтому Неудачник скачет между сценарием и антисценарием, обнуляя достижения по «ха-ха» Демона. Поэтому Неудачнику на финальной стадии любого процесса следует услышать «ха-ха» Демона.

Выражение: «Пугает до чертиков» - это народное наблюдение сценарного Демона. Человек настолько пугается исполнять родительские предписания, что призывает Демона, переключающего поведение на антисценарий и обратно.

Сценарий можно изучать по любой информации человека от внешнего вида, до его поступков. Встречают по одежке, а провожают по уму. Перефразируя Чехова: в Победителе все должно быть от Победителя: и лицо, и одежда, и душа.


14.01.2023


Рецензии