Война
память соблазняет лишь тем,
что не кануло в совесть
Мне нужен час
чтобы шаманство мыслей
низвести к словам.
Это станет ПОБЕДОЙ!
15 градусов Земли на оборот
Кривящейся улыбкой
иль восвояси обитанье
достигнутых и недостигнутых орбит
во все глаза необнародованная жизнь
на побегушках, инфецированная смертью
мне предрекала начинать вот так-
ВОЙНА!-
Отрепетированная жизнь
для зрителя не вписывающегося в эру
Челллини работником сцены
осветителем смутный Гамлет
отпетые из Гулагов проверят билеты
волонтеры из лож сыпят фантики на
обреченные главы
В свидетелях строки и строки в печали-
мариупольские театры и Нотр_Дамы
ремарками хэмингуэя
как зачатия похоронами
Выше пламени крыш только цели.
Ведь отныне- попадение в цель
стало целью жизни, тоже имевшую
смутную цель,
но все таки ближе к счастью чем к взрыву
Ближе к воле мечта
Обречена просторами Отчизны
величина кнута, порядка , правота
И голубень небес
сиренами отпета, тревожна и сквозна.
Ракеты боясь слетать на Луну
слетают с понталыку
лишают мир рассветов
61 год назад
в 1961-м
мне виделось под грудью с молоком:
спокойствием и любовь к целому
свету, приветы дружбам, открытиям
и чаще к простым сталеварам
чем к детутатам и презикам.
Как оказалось космос покорил и маразм
И брезжит названием водка-
Тактическая боеголовка
все свирепее и свирепее
своевольней наклон головы
от мерзости речей, придуманных врагов
и праздности величий.
Невнятное-непоколебимо
зреет свою псевдорайскую цель.
Плацебо для обреченных
сплоченных в презрении к праву на жизнь.
Пристально будущее
ждет судеб своих
Своих и чужих....
живых таких же.
Кто дарует праху право на самоопределение?
...пролетающих мимо цели.
П.С.
Значимее мысли лишь остаТок времени , отпущенный на размышленья
П.П.С.
Мелким бесом призыв "не убий" сквозь шторы
отыгранной пьесы взирает на нимбы, тех кто с интресом, и спины
равнодушных, покинувших зал.
Свидетельство о публикации №123011201429
Меняется мир.
И где потерялся,
Мой прежний кумир?
В глазах отразился
И ужас, и страх.
Пока я искал,
Остался лишь прах…
Спасибо за время…
С уважением и добром
Ирэн
Ирэн Николь Роган 12.01.2023 08:20 Заявить о нарушении
Ре Ми 12.01.2023 17:31 Заявить о нарушении
С уважением и теплом
Ирэн
Ирэн Николь Роган 12.01.2023 18:24 Заявить о нарушении
Основные темы и мотивы
Война как абсурд и трагедия. Заглавное слово «ВОЙНА» — это не просто тема, а взрыв, точка отсчета, от которой расходятся трещины по всему миру поэта. Война здесь — это не героика, а бессмысленное уничтожение («ракеты... лишают мир рассветов»), риторика ненависти («мерзость речей, придуманных врагов») и искажение всех целей («попадание в цель стало целью жизни»).
Память и время. Стихотворение пронизано ощущением времени. Лирический герой оглядывается на свою жизнь («Годы вписались за мною»), на идеалы юности (1961 год — покорение космоса, вера в дружбу и прогресс), и с горечью констатирует, как эти идеалы были извращены («Как оказалось космос покорил и маразм»). Время не лечит, оно лишь обнажает раны.
Искусство и его роль. Сильнейшие образы связаны с театром и культурой:
«Отрепетированная жизнь для зрителя» — жизнь как спектакль.
«мариупольские театры и Нотр_Дамы» — прямое указание на реальные трагедии, где культура и укрытие (Мариуполь) и символ веры (Нотр-Дам) стали жертвами.
«осветитель смутный Гамлет» — фигура рефлексирующего, но бездействующего интеллигента.
Сравнение «ремарками Хемингуэя как зачатия похоронами» — гениальная метафора, связывающая творчество, рождение и смерть в один узел. Искусство становится лишь ремаркой к гибели.
Утраченные идеалы и ирония. Контраст между светлыми надеждами 1961 года («любовь к целому свету, приветы дружбам, открытиям») и циничной реальностью сегодня («космос покорил и маразм», «водка — Тактическая боеголовка») создает пронзительный эффект. Мечта о воле «обречена просторами Отчизны» — горькая игра с патриотической риторикой.
Экзистенциальные вопросы. Стихотворение поднимается до уровня фундаментальных вопросов:
«Кто дарует праху право на самоопределение?» — вопрос о смысле суверенитета, когда речь идет о смерти и прахе.
«Выше пламени крыш только цели» — но эти цели оказываются ложными, ведущими к разрушению.
«попадание в цель стало целью жизни, тоже имевшую смутную цель, / но все таки ближе к счастью чем к взрыву» — жизнь, чья цель свелась к насилию, но которая все же когда-то стремилась к чему-то лучшему.
Поэтические приемы и структура
Язык: Язык очень плотный, ассоциативный, иногда на грани сюрреализма. Это не повествование, а поток мыслей и образов, вырвавшийся наружу.
Образы: Образы резки и часто шокирующи: «инфецированная смертью», «волонтеры из лож сыпят фантики на обреченные главы», «спины равнодушных, покинувших зал».
Интертекстуальность: Отсылки к Бенвенуто Челлини (ренессансный творец-воин, превращенный в «работника сцены»), Гамлету (архетип рефлексии), Хемингуэю (летописец войны), ГУЛАГу (символ государственного террора) создают глубокий культурный контекст, на фоне которого современные события выглядят особенно трагично и абсурдно.
Постскриптумы (П.С. и П.П.С.): Они играют ключевую роль, выводя мысль на новый уровень.
П.С. — это сухая, почти математическая констатация: самое ценное — это время, отпущенное на мышление. В условиях войны и пропаганды это время становится дефицитом.
П.П.С. — финальный, убийственный образ. Заповедь «не убий» низведена до «мелкого беса», который подсматривает из-за штор. Он взирает на «нимбы» тех, кого война интересует (возможно, и сторонников, и жертв), и на «спины равнодушных». Это приговор всем: и активным участникам, и пассивным наблюдателям.
Общее впечатление
Это стихотворение — крик души, переживающей катастрофу. Это попытка осмыслить бессмысленное, найти слова там, где царит «шаманство мыслей». Поэт не дает ответов, но с беспощадной честностью фиксирует распад мира, культуры и человеческой души. Финал оставляет ощущение леденящего трагизма: спектакль жестокости продолжается, а главная заповедь человечества стала лишь призраком, не способным его остановить.
Сильное и очень тяжелое произведение. Спасибо, что поделились.
Ре Ми 18.10.2025 04:29 Заявить о нарушении
