11 января. Страшной день

Страшной день среди попразднства Рождества.
И память стынет от загубленных младенцев.
Но помнить нужно – неистовствует нечисть…

Среда, 11 Января 2023 года. Восход Солнца: 08:52, Астрономический полдень: 12:43, Заход Солнца: 16:34, Длина дня: 07:42, Длина ночи: 16:18.

11 января (29 декабря по с.с.) в народном календаре именуется как «Страшной день», хотя идёт попразднство Рождества, 31-я седьмица по Пятидесятнице и поста нет. Почему «страшной»? Потому что, весело и радостно празднуя Рождество Солнца, поворот зимы на лето, начало нового года и новой жизни, играя, веселясь, вкусно и обильно закусывая мясными продуктами и кушаньями, народ знал и помнил, что рядом с весельем – горе, с миром – война, с ладом – беда, а с благочестием  – злая завистливая нечисть.

Memento mori («мементо мори», с лат. — «помни о смерти») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой, напоминающее о скоротечности жизни, призыв задуматься о вечном, грозное предупреждение и одновременный призыв наслаждаться жизнью. Это крылатое выражение хорошо прижилось в народном сознании, соединившись с такими глубоко философскими выражениями как: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» и «В каждой шутке только доля шутки».

Предаваясь радостному и весёлому зимнему попразднству Рождества, надо помнить, что это праздник Возрождения солнца, Христа, Бога, жизни, но перед Возрождением-Рождеством была смерть, зимнее солнцестояние, остановка солнца почти над горизонтом. На приполярном гиперборейском Севере Руси-России солнце вообще на полгода скрывалось за горизонт, была сплошная Полярная ночь – время смерти, стужи, тяжких испытаний холодом и голодом. Вот уж когда действительно было состояние Memento mori («мементо мори») – реальной фактической памяти о смерти.

11 января (29 декабря по с.с.) православная церковь отмечает память 14 000 младенцев убиенных в Вифлееме в 1 веке н.э. по приказу иудейского царя Ирода. Не помнить это событие в истории современного человечества также преступно, как забыть память о погибших во время Второй Мировой войны 1938-1945 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которых в угоду агрессивных устремлений фашистов-гитлеровцев погибло более 70 000 000 – 85 000 000 человек.

Гибель любого человека – это всегда горе и печаль, а одномоментная гибель 14 000 младенцев по хотению одного человека – это, как говорится, «беспредел», акт человеконенавистничества, преступление перед человечеством, которому нет оправдания и прощения, в том числе и забвения в народной памяти. Естественно, что такая гибель стольких людей и память о них всегда потрясающие, жуткие, страшные. Вот почему в разгар новогоднего Рождественского празднества, особо остро вспоминается могущественное зло дьявольской нечисти.

Кроме памяти 14 000 от Ирода в Вифлееме убиенных младенцев, 11 января (29 декабря по с.с.) церковь вспоминает: прп. Маркелла Апамейского, игумена обители «Неусыпающих» (485 г.); прп. Васили;ска Сибирского (1824); прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII вв.); прп. Феофила Омучского (XV в.); прп. Лаврентия Черниговского (Проскуры) (1950); прп. Фаддея Студита исп. (818 г.); Сщмчч. Павла Аношкина, пресвитера и Григория Смирнова, диакона (1918); сщмч. Феодосия Беленького, пресвитера (1938); мцц. Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой; мцц. Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942).

Мотив избиения младенцев и чудесного спасения одного из них матерью – это один из древнейших общечеловеческих мотивов религиозной мифологии, уходящей в глубину веков и тысячелетий во времена даже пред- пред- первобытные. Спасение матерью своего младенца – это ествственное рефлекторное деяние, порождённое инстинктом самосохранения, инстинктом продолжения рода, инстинктом материнства. При этом этот мотив также является выражением и отражением такого же древнейшего деяния как жертвоприношение младенца (младенцев, детей) для сохранения жизни и жизнеобеспечения отца, вожака, вождя, властных структур, семьи, общины, рода и т.д. Примеров этим инстинктивным деяниям не счесть и не о них сейчас в этой новелле…

Избиение 14 000 младенцев в Вифлееме (Иудея, Ближний Восток) по приказу царя Иудеи Ирода I Великого  (40-4 гг. до н.э.) – это эпизод новозаветной истории. Убитые младенцы почитаются как святые мученики, но это избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно преданию, «волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца». «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 3, 17–18).

Кем же был тот человек, который отдал этот чудовищный приказ? Ирод I Великий (по лат. Херодус) – идуменянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, родился около 74-73 г. до н.э., царь Иудеи (40-4 гг. до н.э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Ирод I Великий – «злой гений Иудейской нации», «сумасшедший, убивший свою семью, множество младенцев и священников», величайший строитель в еврейской истории». Имя Ирода стало нарицательным и обозначает в народной памяти «крайне жестокого и дьявольски злобного человека».

«Злой гений» Ирода в его семейно-родовой истории. Дед Ирода Антипа (Антипатр) – «наместник отца», «вместо отца» - любящий силу, власть, комфорт; наполненный творческими амбициями, интересом к здоровью и острым умом; ищущий идеала; чувствительная творческая личность, обладающая тонкой духовностью, впечатлительностью и миролюбием; подверженный скромности, одиночеству; богатый идеями; заботящийся о своей внешности и имидже (впечатлении о себе); с доминирующим чувством самоуверенности, постоянного напряжения и догматичности в поведении – был властителем Идумеи. Александр Яннай (около 127 до н.э. - 76 до н.э.), тогдашний царь Иудеи (103-76 до н.э.), сделал Антипу (Антипатра) правителем Идумеи.

Идумея - историческая область и царство на юге Израильского нагорья; на севере граничит с Иудеей, с южной оконечностью Мёртвого моря и страной Моав, на востоке с пустыней южного Заиорданья, на юге с заливом (Акаба), на западе с Синайским полуостровом. Со второй половины 2-го тысячелетия до н. э. была населена идумеями (едомитянами). Жители Идумеи не позволили евреям во главе с Моисеем пройти через их земли (Чис. 20:21). Идумеи находились в постоянной вражде с евреями, не раз пытавшимися захватить их земли. Антипа (Антипатр), чтобы сохранить свою власть в Иудее, покорился Хасмонейскому Иудейскому царству и принял иудаизм.

Антипатр, сын Антипы, рождённый в Идумее в 113 г. до н.э., будущий отец Ирода, «войдя в милость к римскому императору Помпею Великому», в 63 году до н.э. после захвата римлянами Иерусалима стал соратником, соправителем и опекуном иудейского царя-этнарха и первосвященника Гиркана II (старшего сына Александра Янная), фактическим правителем покорённого римлянами еврейского народа. Когда римский полководец Юлий Цезарь победил императора Помпея, Антипатр спас Цезаря в Александрии и был назначен «главным министром Иудеи», с правом сбора налогов.

Антипа (Антипатр) женился на Кипре (Киприде), знатной набатейской принцессе и они имели
пятеро детей: Фазаеля, Ирода, Иосифа, Ферора и Саломею. С согласия царя-этнарха Гиркана II главный министр Иудеи Антипатр сделал своего старшего сына Фазаеля правителем Иерусалима, а младшего Ирода — губернатором Галилеи (ИД кн. 14, гл. 9:2). Из-за проримской политики Антипатр был отравлен в 43 году до н.э. Малихом, который надеялся занять его место, но сам Малих был убит по приказанию Ирода. Дипломатия и хитрая политика отца помогли его сыну – будущему Ироду I Великому возвыситься, завоевать расположение Рима и стать царём Иудеи под римским влиянием.

В 48-47 году до н.э. 25-летний губернатор Галилеи Ирод получил римское гражданство, разгромив и казнив «повстанцев Иезикии, отца Иуды Галилеянина». В 40-году до н.э. из-за нашествия парфян Ирод бежал в Иерусалим, затем в Идумею, откуда в Египет, удостоился аудиенции у египетской царицы Клеопатры, затем на корабле перебрался в Рим и, «заручившись поддержкой триумвира Марка Антония, был представлен римскому сенату и «избран» новым царём Иудеи».

В 39 году до н.э. 35-летний Ирод при поддержке римских властей собрал в Птолемаиде войско из наёмников и еврейских беженцев для освобождения Иерусалима (ИД кн. 14, гл. 15:1). После поражения парфян римляне усилили наёмную армию Ирода двумя регулярными легионами под предводительством Гая Сосия, которым удалось в 37 году до н.э. взять Иерусалим, в котором правил ставленник парфян, иудейский царь Антигон. Чтобы повысить свои шансы на иудейский престол, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II. Таким образом он «кровно роднился» с древним родом-домом Хасмонеев.

Став царём Иудеи, Ирод расправился с 45-ю активными сторонниками последнего иудейского царя Антигона Хасмонейской династии и добился его казни в Антиохии (Малая Азия). В 31 году до н.э. после поражения римского императора Марка Антония в морском бою при Акциуме и сильнейшего землетрясения в Иерусалиме, когда погибло 30 000 жителей, в Иудею вторглись с юга племена кочевников. Ирод обратился за поддержкой к основателю Римской империи Гаю Юлию Цезарю Октавиану и начал масштабное строительство по всей Иудее. В 22 году до н.э. в Иерусалиме началось девятилетнее строительство Храма Ирода, который всё же стал именоваться «Вторым храмом» (Храмом Зоровавеля).

В пригороде Иерусалима был построен амфитеатр, в котором в честь римского цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов, скачки (ИД кн.15, гл.8:1). В столице был также построен дворец и цитадель императору Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил «мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Форосскому маяку» (ИД кн.16, гл.5:2). Также был построен средиземноморский порт Цезарея с театром на месте Стратоновой Башни. Самария была переименована (на греческий манер) в Себастию, где Ирод распорядился построить казармы для римских солдат. Также были перестроены Газа и Массад, основаны поселения Иродион и Есевон (Иордания). На острове Родос для Ирода был построен пифийский храм. В Антиохии за собственные средства Ирода была вымощена городская площадь (ИД кн.16, гл.5:3).

В 25 году до н.э. в Иудее был неурожай, казна была опустошена затратами на строительство и по приказу Ирода в его дворце было «собрано всё золото и обменяно в Египте на хлеб» (ИД кн.15, гл.9:2), за что народ возлюбил царя Ирода. Однако его враги и недоброжелатели не дремали, и Ирод в конце своего царского правления страдал от мнительной подозрительности. Он начал подозревать в заговорах своё ближайшее окружение, включая родственников. По ложному (?) доносу Ирод приказал казнить в Самарии через повешение своих собственных сыновей Александра и Аристобула, а также Антипатра.

Иудейский царь Ирод правил 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожил 70 лет. Он сильно страдал от болей в животе, пытался лечиться, но смирился с угрозой близкой смерти. Ирод выплатил жалование своим подданным и преданным воинам, в измененном завещании назначил своего старшего сына Архелая наследником престола, а его брата Антипу – тетрархом (соправителем). Однако римский император Октавиан Август «предоставил Архелаю только половину царства (Идумею, Иудею, Самарию, Кесарию, Иоппию и Иерусалим) с титулом этнарха и обещанием возвести в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным, а вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода: Филиппу (Батанея, Трахонеяч и Авран) и Антипе (Перея и Галилея).

Царь Ирод I Великий умер, предположительно, в 4-3 году до н.э., а его наследники начали править в 5-4 годах до н.э., однако это плохо синхронизируется с датой рождения Иисуса в 1-м году н.э., поэтому в Евангелии от Матфея появился рассказ-предание о том, что «Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. По сверхъестественному наущению волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь». Так это было или не так – сие точно неизвестно…

Сын Ирода Архелай устроил своему отцу Ироду пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почётный караул из галльских, германских и фракийских воинов. Согласно воле Ирода его тело было предано земле в Иродионе. Траур по Ироду продолжался семь дней. Могилу Ирода нашли на вершине Иродиона и сообщили об этом 7 мая 2007 года (израильский профессор Эхуд Нецер).

Титул «Великий» был присвоен Ироду после его смерти из-за его политической ловкости, грандиозных свершений, а также из-да роскоши его царского дворца. Титул Ирода не согласуется с его традиционной нравственной оценкой, как порочного, коварного и жестокого правителя. Хотя в те времена все правители были такими. Например, сын Ирода Антипа приказал отсечь голову Иоанну Крестителю, предсказавшему приход Мессии и указавшему на Иисуса как на Спасителя…

(Источник цитатных данных Евангелие от Матфея, книга «Память четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме убиенных" в изложении свт. Димитрия Ростовского).

Кондак 14 000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 6:

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,
звездою свыше наставляеми,
но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,
и рыдает себе,
яко держава его вскоре разорится.

Перевод:
К родившемуся в Вифлееме Царю волхвы из Персии с дарами приходят, звездою свыше направляемые, а Ирод беспокоится и пожинает младенцев, как пшеницу, и оплакивает себя, так как власти он вскоре лишится.

Вот почему, следуя древней языческой традиции противодействия злу нечистой силы, этот день получил название «Страшной день». Повсеместно считалось что в этот день (особенно вечером в тёмное время суток) на лице и в окрестностях деревень и сёл «неистовствует нечисть». Вообще, «нечистая сила» шалит, балуется, нападает и злобствует на протяжении всех Рождественских Святок, противодействуя силам добра и света, возродившемуся солнцу, но в этот день она наиболее активна. Поэтому на этот день были свои приметы, установления, обряды, ритуалы и запреты.

В Страшной день особо полагалось оберегать детей и подростков. Молодежь, наоборот, в этот день всячески демонстрировало своё бесстрашие перед нечистой силой, наряжалось ряжеными, пародировали нечисть, ведьм, леших, кикимор, играли-приставали-пугали прохожих, колядовали в масках ряженых. Взрослые семьянины в этот день ходили в церковь и почитали память 14 000 убиенных Иродом младенцев и память святого Иосифа Обручника, которому молились за своих детей.

Иосиф Обручник был обрученным мужем Пресвятой Богородицы – Девы Марии, Матери Божией, согласно евангельскому преданию родился в 30 году до н.э. и жил в Назарете, занимался плотничеством. С беременной девой Марией Иосиф обручился в преклонном возрасте после смерти своей первой супруги, от которой у него было четыре сына и двое дочерей. Иосиф признал ребёнка девы Марии, сопровождал и оберегал её 12 лет после рождения Иисуса. Умер Иосиф Обручник в возрасте 100 лет не ранее 12 и не позднее 29 года н.э.

Страшной день отмечали по-разному: кто-то молился в церкви, кто-то проводил весь день со своими детьми, кто-то выпекал или мастерил для детей игрушки-обереги, кто-то посвящал этот день общению с детьми родственников, а кто-то бесстрашно колядовал и праздновал попразднство Рождества.

В Страшной день продолжались святочные гадания, но делалось это или из озорства, или по острой необходимости, причём, всякие заговорения или гадания в этот день могли со стороны восприниматься как колдовство. Дело в том, что на Страшной день, как правило, были сильные морозы, холод, непогода, поэтому любое неблагоприятное изменение погоды считалось происками нечистой силы, с которой шутки плохи.

В Страшной день люди боялись простуды, обморожения, заболеваний, поэтому для самозащиты и защиты детей от нечистой силы под подушки клали обереги и жертвы: кусочек (краюшку) хлеба, острые рыбные косточки, монетки или сухой чертополох с полынью, чтобы отпугнуть силы зла. Чтобы ребёнок спокойно спал в колыбели, мальчику подкладывали сбоку в постель стрелу, девочке – веретено. Потом дитя трижды осеняли крестным знамением, а возле места, где спал ребёнок, или на пороге комнаты, клали нож, топор или серп.

Чтобы отвадить нечистую силу от немощного или больного человека, снять с енго порчу или сглаз, в Страшной день собирали белье с его постели и сжигали её в костре. При этом произносили заговор: «Как неприятности зашли, так они от него (меня) ушли, как горе-злосчастье принеслось, так оно и на костре сожглось». Потом пепел костра развеивали по ветру подальше от дома (домов), чтобы беда в дом больше не смогла вернуться. Кстати, в Страшной день хозяйка подметала в доме пол, мусор относила к порогу и перед выходом из дома трижды говорила заговор: «Сила злая, уходи, все скандалы забери». После этого сор и мусор не выбрасывали, а обязательно закапывали где-то «под сухим деревом» (в глухом, тёмном месте).

Естественно, что в Страшной день ни в коем случае не выпускали маленьких детей на улицу одних или без присмотра. Если выходили на улицу вместе с ребёнком, то не спускали с него глаз и не отпускали его одного куда-либо. В этот день не желали друг другу здоровья и счастья, потому что иначе всё исполнится наоборот. В одиночку также не ходили в безлюдные места, потому что можно повстречать нечистую силу в разных обличьях. Особо страшным была личина в маске, которая снимала маску, а под ней другая ряженая личина. Этим пользовались ряженые, пугали людей и, якобы в шутку, обирали их.

В Страшной день нельзя было охотиться и рыбачить, ходить в лес, на реку, болота или озёра. Считалось, что во время Рождественских Свтяок нечистая сила беснуется от возврата и возрождения солнца и мстит людям за то, что огни вторгаются на их территорию, ловят рыбу или стреляют в животных. Тогда может проснуться хозяин тайги (леса) – медведь-леший и покарать ослушника.

В Страшной день категорически нельзя было ссориться, ругаться, сквернословить, сплетничать, лгать, драться, потому что тогда в человеке поселяется нечистая сила и начинает его раздирать, сжигать изнутри огнём зла. В этот день даже небольшое недоразумение может разгореться в крупную ссору, как пожар от искры. Нельзя в этот день и горевать, страдать, печалиться, пребывать в унынии, прислушиваться к чужим ссорам, к чужой брани, подслушивать, подсматривать, потоум что всё это только в радость нечистой силе и питает её злой энергией.

Нельзя в Страшной день браться за важные дела и начинания, отправляться в дальний путь-дорогу, приступать к ответственной и сложной работе, так как есть угроза полного провала, неудачи. Нельзя жаловаться на свою судьбу и на проблемы, потому что нечистая сила их тут же сделает ещё более тяжёлыми. Нельзя в Страшной день общаться и разговаривать с незнакомцами, даже если они очень приветливые и ласковые…

А что же можно было делать в Страшной день? Например, можно было разводить жаркие костры, в которых сжигались старые ненужные вещи, особенно пропитанные потом болезни или памятные своими неприятностями. Можно было носить с собой или на себе острые предметы: иголки, булавки, ножи, шильца. Веники и мётла убирали в дальние углы или на мороз в прихожие, в сени, а топоры ставили для удобства возле входа в дом, остриём к дверям.

Молодые девушки и девки в Страшной день отваживались гадают на суженого, на свадьбу, на будущее. Например, на всю ночь оставляли подвешенный гребень в сарае, в сенях, в банях. Утром приходили и смотрели, какого цвета волосы на гребне? У кого они были светлые, чисмтые, у кого тёмные, грязные и сальные, а кого – звериная шерсть нечистой силы…

В Страшной день люди проявляли свои истинные качества личности и характера, вот почему все старались быть как можно более добрыми, справедливыми, отзывчивыми, осторожными, позитивными, законопослушными, богобоязненными, помогающими, проявляющими милосердие, улыбающимися, искренними, стойкими в своей вере.

По народным приметам, если был северный ветер при отсутствии облаков, то скоро будет мороз; ксли 11 янаря (29 декабря по с.с.) метёт метель, то июль будет дождливым; если на ночном небе яркие и мерцающие звёзды — к похолоданию; если окна запотели — будет оттепель; если на закате солнце садится в туман — будет вьюга; если небо чистое, но солнце светит неясно, немного размытое — погода ухудшится; если вечером на западной стороне появилась полоса ясного неба — погода улучшится; если куры на насест уселись раньше обычного — к морозам; если куры забрались очень высоко — морозы затянутся надолго; если день этот тёплый — весна будет ранняя.

Сон в Страшной день, конечно же, вещий, но – путанный, спутанный нечистой силой, загадочный, тайный. Чтобы его распутать и уяснить, нужно очень постараться и продираться сквозь путы нечистой силы. Поможет в этом только стойкость хладнокровного разумного мышления, знания, опыт, самообладание, удача и несмешливое бесстрашие логического атеизма (ведизхма), против которого любая нечистая сила бессильна. Что такое «ведизм» - расскажу позже (Автор).

11 января (29 декабря по с.с.) отмечают именины: Лаврентий, Вениамин, Егор, Георгий, Марк, Ян и Иван, а также – Варвара, Евдокия, Матрена, Ефросинья, Агриппина, Наталья и Анна. Родившиеся в этот день — активные люди, яркие, примечательные, не могущие сидеть на одном месте, ищущие и находящие себе приключения, очень оптимистичные, неунывающие и бесстрашные. Они не тушуются при неудачах, не опускают руки, не отчаиваются, справятся с любыми проблемами, потому что рождены и закалены генетической врождённой памятью Страшного дня.

Поэтому «Ничего не бойтесь!», но помните «Нечисть неистовствует»!


Рецензии