Слово о полку Игореве. Ч. 20. Финал поэмы

То не сороки встрекотали -
по следу Игореву едут Гзак с КончАком.
Тогда вороны не граахали,
галки поумолкли, сороки не трескотали,
полозия ползли только.
Дятлы тукотом путь к реке кажут,
соловьи весёлыми песнями
рассвет поведывают.

Молвит Гзак КончАку:
"Коли сокол к гнезду летит, соколича расстреляем
своими золочёными стрелами".

Речет Кончак Гзаку:
"Коли сокол к гнезду летит,
то сокольца опутаем
красной дЕвицей*".

И речет Гзак КончАку:
"Коли его опутаем красной девицей,
ни нам будет сокольца,
ни нам красной дЕвицы,
и почнут нас птицы бить в поле Половецком".

Сказывали Боян и Ходына*,
Свтославовы песнотворцы,
о старом времени Ярослава и Олега,
кагана хоти*:
"А тяжко голове-то кроме плеч,
и зло то телу без головы" -

Солнце светится на небе,
Игорь князь в Русской земле.
ДЕвицы поют на Дунае,
вьются голоса через море до Киева.
Игорь едет по БорИчеву,
к святой богородице Пирогощей.
Страны рады, грады веселы.

Певши песнь старым князьям,
а потом и молодым петь.

Слава Игорю Святославичу,
буй-туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!

Здравие князю и дружине,
поборникам за христиан
на поганые полки!

Князьям слава и дружине!
Аминь.

  * хоти - те, кого хотят видеть, любимцы.
  * сокольца опутаем красной дЕвицей - речь идёт о том, что сын князя Игоря, Владимир в плену у половцев женился на дочери хана Кончака.

  Боян и Ходына - судя по свидетельству поэмы, придворные песнопевцы князя Святослава. Имя Ходына образовано по тому же принципу, что и слова "жердина, дубина, мужчина, скотина" и т.п. Мы можем сказать о каком либо парне: "Экая жердина вымахал!", "Он форменная скотина", "Он настоящий мужчина". Ходына - тот, кто много походил на своём веку. Боян - тот, кто байки бает. 
  Гзак и Кончак - половецкие ханы.
  Игорь и Всеволод - братья князья, сыновья Святослава Ольговича Черниговского.
  Владимир Игоревич - сын князя Игоря.


Рецензии