10 января. Домочадцев день. Рождественский мясоед

10 января. Домочадцев день. Рождественский мясоед.

Домочадцев день венчает Рождество.
Всей семьёй мы в сборе – дел невпроворот.
Ура! Жизнь вернулась! Мясоед пришёл!


Вторник, 10 Января 2023 года. Восход Солнца 08:53, Астрономический полдень: 12:42, Заход Солнца: 16:32, Длина дня: 07:39, Длина ночи: 16:21.

10 января (28 декабря по с.с.) в народном календаре Домочадцев день или Рождественский мясоед. Рождественский пост закончился 7 января и теперь разрешается кушать мясо и мясные кушанья. По традиции весь этот день посвящается домочадцам, то есть людям, живущим в доме на правах членов семьи.

Слово-понятие «домочадец» имеет в своей основе два слова-понятия: «дом» и «чадо», которые сами по себе являются очень старинными, а в своём объединённом значении употребляются в литературных произведениях XIX века. Слово-понятие «дом» происходит от древнего корня *dem - «подчинять, создавать > строить»; санскритское ;; /dаma/ - «строение, дом»; древнегреческие ;;;;; /dоmos/ - «дом», ;;;; /dуmо/ - «строить»; латинское domus /домус/ - «дом, жилище». Кстати, в латинском языке есть слово-понятие dominus /доминус/ - «господин, хозяин, владелец дома»…

В XX веке понятие «домочадцы» или «члены семьи» распространилось и на домашних животных, которые содержатся и живут вместе с людьми в их жилищах: домах, квартирах, коттеджах, дачах. Поэтому внимание и забота в этот день сегодня распространяется и на них. Кстати, отношение древних и современных людей к скотине, живущей при доме, почти такое же, как к современным домашним животным…

Однако 10 января (28 декабря) православная церковь отмечает не только Попразднство Рождества, но и память «20 000 мучеников, в Никомидии в церкви сожженных в 302 году н.э., и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: сщмч. Гликерия, пресвитера, мч. Зинона, сщмч. Феофила, диакона, мчч. Дорофея, Мардония, сщмч. Мигдония, диакона, мчч. Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, прмц. Агафии, игумении, мцц. Домны, Феофи;лы и иных. Кроме этого 10 января церковь отмечает память прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591); прп. Корнилия Крыпецкого (1903); ап. от 70-ти Никанора (34 г.); сщмчч. Никодима (Кононова), епископа Белгородского и Аркадия Решетникова, диакона (1918); сщмч. Александра Дагаева, пресвитера (1920); сщмчч. Феоктиста Хоперскова, Леонида Викторова, Николая Родимова, пресвитеров (1937); сщмчч. Арефы Насонова и Александра Цицеронова, пресвитеров (1938).

Все эти святые мученики были достойными памяти людьми, пострадавшими за свои убеждения, за веру, за те надежды и устремления, которые они выбрали и которые стоили им мучительной смерти и праведной жизни. Вот как описывается в православном календаре история жизни и смерти 20 000 мучеников…
(Здесь и далее цитатные данные из Православного календаря 2023 года, Православной сетевой энциклопедии, книги «Страдание двадцати тысяч мучеников, в Никомидии сожженных» в изложении свт. Димитрия Ростовского).

В начале IV века Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий (лат. Marcus Aurelius Valerius Maximianus Herculius) – римский император в 285-305 годах (в 306-308 и 310 годах – узурпатор), славный своими военными подвигами как мифический Геркулес, принимая активное участие в «Великом гонении на христиан», которое началось по приказу императора Диоклетиана в 303 году, за отказ от участия в жертвоприношениях грозил смертной казнью и приказал разрушать христианские храмы, сжигать богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей. В это время епископом древнего малоазийского города Никомидии (ныне в Турции) был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, причём так, что «многие из сановников императора были тайными христианами».

Во дворце императора Максимиана Геркулия в Никомидии жила языческая жрица Домна. В отсутствие Максимиана она прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением. При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса. Святой Кирилл «огласил» их, а затем они оба приняли Святое Крещение.

Домна стала помогать бедным: она раздала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы. Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник императорских евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали тайно подкрепление от «ангелов» и не пострадали. Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной. Тогда её и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумении Агафии. Вскоре игуменья одела Домну в мужскую одежду, остригла ей волосы и отпустила из монастыря.

Тем временем император Максимиан Геркулий вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну. Снаряженные для этого воины достигли обители игумени Агафьи и разорили её. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению. Например, отданная в публичный дом, святая Феофила и там сохранила своё девство, ей помогли бежать из «блудилища».

Однажды император Максимиан Геркулий устроил на городской площади жертвоприношение языческим богам. Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади. Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля (началось землетрясение).

Через некоторое время император Максимиан Геркулий вошел в церковь и приказал всем присутствующим христианам отречься от Христа; за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан. Христианский пресвитер Гликерий ответил ему, что «христиане никогда не отрекутся от своей веры, какие бы мучения им ни грозили». Сдерживая гнев, император вышел из церкви, а через некоторое время велел привести пресвитера Гликерия на суд. Палачи истязали мученика, который не сдался в своей вере и, будучи не в силах склонить святого Гликерия к отречению, император Максимиан приказал его сжечь.

В праздник Рождества Христова 28 декабря 302 года (10 января по н.с.), когда при Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, император Максимиан Геркулий послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву языческим идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались.

Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший богослужение епископ Анфим (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн. Все 20 000 молящихся христиан скончались в огне пожара. Среди них находились игуменья Агафия и чудом спасшаяся из притона святая Феофила. Епископу Анфиму удалось скрыться.

Максимиан считал, что он уничтожил всех христиан Никомидии, но вскоре узнал, что их ещё много, что все они по-прежнему исповедуют свою веру и готовы умереть за Христа. По приказу императора схватили полководца Зинона, всенародно обличившего Максимиана за нечестие и жестокость. Зинон был жестоко избит и обезглавлен. Заключили в темницу евнуха Индиса, идольского жреца, за отказ участвовать в языческом празднестве.

Гонение на христиан продолжалось. Были брошены в темницу наместник Италии Дорофей, Мардоний, Мигдоний диакон и несколько сановников. Епископ Анфим укреплял их, посылая к ним послания. Одно из посланий было перехвачено у диакона Феофила. Домогаясь узнать о епископе, его подвергли пыткам, но святой мученик выдержал все муки, не открыв ничего. Тогда вместе с ним казнили и тех, к кому обращался епископ в послании.

Между тем святая Домна укрывалась в пещере и питалась растениями. Когда святая Домна вернулась в город, она долго плакала на пожарище Никомидийского собора. Затем она пошла на берег моря. В это время рыбаки вытянули сетями из воды тела мучеников Индиса, Горгония и Петра. Все ещё одетая в мужскую одежду, святая Домна помогала рыбакам тащить сети, и они оставили ей тела мучеников. После погребения тел мучеников она не отходила от дорогих её сердцу могил, ежедневно совершая перед ними каждение. Когда императору Максимиану рассказали о неизвестном юноше, который воздаёт почести могилам казнённых христиан, тот приказал отрубить этому юноше голову. Вместе с Домной был казнен и святой мученик Евфимий. Вот такая история…

Кондак мученикам Никомидийским, глас 2
Тверди душею по вере, святии,
огнем страдание приемше, две тьме страдалец
вопиюще Рождшемуся от Девы:
приими всесожжения наша за Тя,
якоже дары персских царей, злато, и смирну, и ливан,
Превечный Боже.

Перевод:
Крепкие душой в вере, святые, претерпели страдания в огне, двадцать тысяч мучеников, взывая к Родившемуся от Девы: «Прими жертву всесожжения нашего за Тебя, как дары персидских царей, золото, смирну и ладан, Превечный Боже».

В древние времена практически единственным средством общения и передачи информации была речь, речевое (вербально) общение, устная традиция: сказы, сказки, легенды, былины, предания, пересказы, слухи, рассказы, повествования. Очень редкие рукописные на пергаментах книги читались вслух и воспринимались крайне серьёзно, потому что издревле существовала народная истина: «Что написано пером, того не вырубишь топором». На Руси и в России издревле верили написанному слову, как правде и истине. Вот почему проповеди священников и жития святых в народе воспринимались чрезвычайно серьёзно, как быль.

В этот рождественский день 10 января (28 декабря по с.с.) поминалась та давняя поражающая сознание людей история с 20 000 сожжёнными за веру христианами в далёкой легендарной Никомидии, которые тоже были чьи-то родные, близкие и родственники. Поэтому близость своих домочадцев воспринималась в этот день особенно остро. Кроме этого этот день был днём Рождественского мясоеда, когда после долгого поста разрешалось угощать друг друга полноценной и разнообразной пищей. В этот день устраивались праздничные тризны, со значением: «Живи и помни о смерти»…

В этот день памяти о жутком огненном жертвоприношении 20 000 человек жизнь побеждала не только ежедневным прибавлением солнечного света, но и торжеством возрождённой из пепла жизни, значением и энергией происшедшей жертвы. Как ни парадоксально это будет звучать, но в древнейшем языческом сознании и наследственной памяти народа жертвенное сожжение животных (и людей) означало: «Кесарю – кесарево, Богу – богово, людям – мирское», Поэтому в этот день в огне жарилось, варилось и приготовлялось мясо и мясные продукты, как продолжение традиции языческих жертвенных пиршеств…

Начиная с 10 января (28 декабря по с.с.) и до Великого поста церковь и традиция разрешали есть мясо, которое люди не просто любили, ценили или использовали как незаменимый для жизнедеятельности продукт питания, но и как средство воскрешения из смерти в жизнь. Кроме этого мясо и мясные продукты, после долгого поста, придавали людям силы и энергии, здоровья и бодрости в зимние холода.

Чтобы ещё более усилить значение этого дня в жизни семьи, все дела в доме в этот день старались делать сообща: мальчики помогали отцу, дочки – матери, родные и близкие участвовали в тех делах и заботах, которые требовали коллективных усилий. Также коллективно, всей семьёй или роднёй, устраивали праздничные застолья с богатым, по возможности, разнообразным угощением и возлиянием. Известно, что мясная жирная пища требует «органического растворителя»…

Дружный коллективный семейно-родственный труд и праздничное обильное застолье в этот Домочадцев день способствовал сплочению семьи, рода, родни, воспитанию детей, сглаживанию накопившихся конфликтов и ссор. Напоминаю, все события этого дня имели подсознательное значение памяти 20 000 жертвенных мучеников за веру…

Домочадцев день – время оживления жизни, радости от поворота зимы на лето. Строгий 40-дневный Рождественский пост закончился, начались Рождественские святки, которые снимали все скрепы, ограничения и табу поста, позволяли пошуметь, повеселиться, поиграть и даже пошалить. На Руси в этот день главным блюдом была свинина в разных видах блюд и кушаний. Правда, по средам и пятницам ограничения поста оставались в силе: «Мясное – в мясоед, но постному – свой черед».

В Домочадцев день «полагалось чествовать старших родственников, бабушек, дедушек, тёть и дядьёв. Им дарили тёплые вещи, вязаные носки или варежки, угощали сладкими кушаньями, праздничной рождественской выпечкой, пряниками, пирожками с мясом и другой питательной начинкой. В Рождественский мясоед и Домочадцев день загадывались желания и давались друг другу пожелания. Наши предки, наши прадеды, деды и родители, да и мы сами, верили и верим, что Новогодние Рождественские пожелания (молитвы) обязательно сбудутся.

Однако в Рождественский мясоед или Домочадцев день продолжается запрет на одалживание денег, потом что «на радостях» после окончания Рождественского поста и после вкушения доброй мясной пищи благодушное согласие дать денег взаймы может привести к безденежью на весь новый год, до следующего Домочадцева дня. Также продолжался запрет на:
- рукоделием, особенно, вязание, потому что «пряжа может запутать отношения, нарушить линию судьбы»;
- открытые окна и двери, так как в них могут войти все, кто угодно или неугодно, то есть нечисть;
- вынос мусора из дома, так как в этот суматошно-праздничный день с коллективным общением может многое упасть, затеряться и быть нечаянно выброшено вместе с сором и мусором.

В Домочадцев день хозяева дома особо следили за тем, «с какой ноги входящий в дом человек переступает через порог; если с левой, то крестились, опасаясь, что вместе с гостем в дом проникла нечисть; если с правой – то тоже крестились, с облегчением осеняя себя защитным жестом-оберегом от той же нечисти или иных «тёмных сил», неустройства, напасти, беды, сглаза и т.д.

Также зорко следили за погодой и приметами: если кошка в этот день сворачивалась клубком и прижималась к чему-то тёплому, то вскоре будут сильные морозы; если собаки ложились на снег – будет метель; если начинала кружить и завывать с самого утра вьюга, то крестьяне верили и радовались – лето будет влажным и жарким (снега много надует).

В Домочадцев день или на Рождественский мясоед 10 января (28 декабря по с.с.) традиционно совмещали приятное с полезным и за праздничным застольем либо договаривались о сватовстве, о будущих свадьбах либо справляли свадьбы, так как теперь работы на земле не мешали и было время для новых планов на новый год.

Ещё с первобытных времён люди генетической врождённой памятью без всяких научений знали, чувствовали и ведали, что семья, род, община родственников – это высшая ценность, это зашита, помощь, сочувствие; самое дорогое, что есть у человека, его малая родина. Только сообща, вместе, дружно и верно можно было справиться с тяжелыми работами в поле, на земле, на промысловой охоте или рыбалке. В этот день, как правило, детям рассказывались и показывались присказки об одиноком пальчике и кулаке, о веточке и венике, рассказывали потешную сказку о семейном трудолюбии и гостеприимстве:

Сорока-белобока
Гостей скликала,
Каши им давала.
Каши масляные,
Ложки крашенные,
Ложки стучат,
Гости едят,
Душа радуется.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток манила,
Этому дала,
Другому дала,
Третьему дала,
Четвёртому дала,
А пятому – не дала.

А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Воду не носил,
Позже всех приходил,
Раньше всех за стол спешил,
Ничего не говорил,
А ложку самую большую схватил.

Сорока-белобока,
Кашку варила,
Гостей и деток кормила:
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
А этому в напёрсточке.

Гости, на двор —
Кашку, на стол,
Гости со двора —
Кашку со стола.
А маленькой Яринке
Досталася малинка.
Тут гости налетели,
На головку сели,
Малинку похватали и
Полетели, полетели, полетели!

Автор: Александр Сергеевич Суворов. 10 января 2023 года. 08:49. Калуга.
Рисунок-иллюстрация Юрия Алексеевича Васнецова.


В Домочадцев день или в Рождественский мясоед молодёжь и подростки, молодожёны и одинокие молодые мужики и бабы собирались возле деревень и сёл на возвышенностях («красные горки») и всем миром катались на санках и санях. Накануне на этих горках сооружали шесты, колья, на которые 10 января (28 декабря по с.с.) повязывали разноцветные ленты, куски красной ткани. При этом загадывали и шептали разные пожелания, заговоры, молитвы. Все эти заговоры и обряды должны были защитить семьи, родных и дома от нечистой силы. Вечером молодежь собиралась на улице или в домах, чтобы пообщаться друг с другом, поиграть в новогодние и рождественские игры-забавы, погадать, познакомиться, поводить хороводы, пошалить вместе с ряжеными.

По приметам если 10 января (28 декабря по с.с.) на скирдах был иней, то лето ожидалось дождливым; если был повсеместно густой иней или снегопад, то будет хороший урожай хлеба; если погода была безветренная и иней на деревьях, то это обещало удачный и урожайный год.

То, что было сделано в Домочадцев день сообща всем миром, общиной, роднёй или семьёй, считалось очень удачным, результативным, должным принести в дом, в семью, в род и общину достаток, благополучие, плоды урожая в будущем, сделает всех счастливыми. Чтобы усилить эффект от труда сообща и обеспечить в семье, в роду и в доме мир и покой, хозяйки доставали «четверговую соль» и добавляли её во все приготовленные кушанья и блюда.

Если в дом приходили званные гости-родственники, то их принимали хлебосольно и радушно, если незвано приходили колядовщики – то их привечали, за порог не пускали и обязательно одаривали рождественскими гостинцами и подарками (пряники, пирожки с мясом, яйцами, кашей, капустой и т.д.). Если 10 января (28 декабря по с.с.) игрались свадьбы, то молодожёны будут жить долго и счастливо. Если при этом на двор прилетали воробьи, синицы и даже сороки-белобоки, то это считалось хорошей приметой и птиц подкармливали.

Рождённые 10 января (28 декабря по с.с.) будут практичными, организованными, упрямыми и независимыми людьми, наделёнными всякими способностями и талантами. Эти люди дружелюбные и решительные, у них сильная воля и они предпочитают действовать напрямик, честно и достойно. Как правило эти люди отличаются преданностью цели или целевой задаче, и ничто не может свернуть их с намеченного пути.

10 января (28 декабря по с.с.) отмечают именины: Доминика, Ефим, Никанор, Пётр, Аркадий, Александр, Игнатий. По древнему значению этих имён их обладателям «можно верить, они не подведут; как правило, это верные супруги и хорошие друзья». В Домочадцев день или в Рождественский мясоед закладывается основа общего семейно-родственного дела на новый год, начинается новая трудовая жизнь года, которая должна принести благополучие всей семье, всей всему роду, всей деревенской, сельской или городской общине. Вот почему в этот день надо дружно работать и дружно праздновать!


Рецензии