94 сонет Шекспира Художественный перевод

Кто обладает силой, чтобы ранить,
не ранит никого, кто рядом с ним;
кто движет миром, недвижим, как камень,
и стоек к искушениям земным,—

наследуют по праву милость неба,
себя не тратят, овладев собой.
Другие, совершенные от Феба,
в обычном мире правят красотой.

Цветок лесной дарил свой запах сладкий,
хотя бы жил и умер для себя,
но, если был он на заразу падкий,
то сладость превратилась в горький яд.

Итог гниющих лилий был таков,
что аромат стал хуже сорняков.

Сонет 94
----------
Оригинальный текст и его перевод
----------
They that have pow'r to hurt, and will do none,
That do not do the thing they most do show,
Who, moving others, are themselves as stone,
Unmoved, cold, and to temptation slow -
They rightly do inherit heaven's graces,
And husband nature's riches from expense;
They are the lords and owners of their faces,
Others but stewards of their excellence.
The summer's flow'r is to the summer sweet,
Though to itself it only live and die,
But if that flow'r with base infection meet,
The basest weed outbraves his dignity:
For sweetest things turn sourest by their deeds;
Lilies that fester smell far worse than weeds.
 
Те, кто обладают силой, чтобы ранить, но _никого_ не ранят,
не делая того, что больше всего предполагает их вид;
кто, приводя в движение других, сами как камень -
неподвижны, холодны и неподатливы на искушение, -
те по праву наследуют милости небес
и сберегают богатства природы от растраты;
они - властелины и собственники своей внешности,
_тогда как_ другие всего лишь управители их совершенства {**}.
Летний цветок дарит лету сладостный запах,
хотя бы он жил и умирал только для себя,
но если этот цветок встретится с низменной заразой,
самый низменный сорняк превзойдет его достоинством,
так как самое сладостное превращается в горчайшее из-за своих
деяний, -
гниющие лилии пахнут хуже сорняков.

{*  Сонет  94  относится  к  числу  тех, которые вызывают большие споры
комментаторов,  но  не столько в связи с прочтением отдельных слов или фраз,
сколько  относительно  общего  смысла  сонета. Согласно одной версии, строки
1-10  описывают  некий  нравственный образец, достойный подражания, а строки
11-14  предупреждают  об  опасностях,  с  которыми  может  столкнуться такое
нравственное  совершенство. По другой версии, содержание первых десяти строк
- ирония, подводящая к заключительному экспрессивному осуждению.
**  Смысл  строк  7-8  не  вполне  ясен  и  зависит,  в  частности,  от
истолкования  того,  к  кому  относится притяжательное местоимение "their" в
строке 8, то есть управителями чьего совершенства являются "другие" - своего
или "властелинов и собственников".}


Рецензии